28-летний шимпанзе указывает на бананы вдали, глядя на человека с фотоаппаратом. Фото: Lisa A. Reamer
Сто лет назад разработчики тестов на интеллект были уверены, что создали адекватные правила измерения врождённых интеллектуальных способностей людей. К середине 20 века стало понятно, что на результаты этих тестов оказывают сильное влияние ненаследственные факторы, то есть окружение, текущее состояние человека и прочее. Поэтому отношение к тестам на IQ пересмотрели, так что они сейчас расцениваются как эффективный способ предсказания возможного интеллекта, а не как инструмент, который выявляет некую важную информацию об умственных способностях. Мы теперь точно знаем, что интеллектуальные показатели у людей являются производной от взаимодействия генов и окружающей среды. Так, обеднённая окружающая среда оказывает систематически вредное воздействие на умственное развитие.
Несмотря на все достижения науки об измерении интеллекта, даже самые престижные журналы продолжают печатать некорректные сравнения IQ человека и обезьяны, в которых заявляется, что социальный интеллект человеческих детёнышей, даже с 12-месячного возраста (!), по своей сути превосходит социальный интеллект наших ближайших родственников-гоминид, человекообразных обезьян. Группа учёных из Университета Сассекса, Университета Портсмута (оба — Великобритания) и Университета штата Джорджия (США) опубликовала анализ подобных сравнительных тестов IQ, где доказала, почему предыдущие научные исследования в этой области ставят человека и других гоминид в неравные условия, то есть некорректно сравнивает их интеллект, отдавая предпочтение человеку.
«Десятилетия исследований и нашего понимания способностей обезьян базируются на основополагающей ошибке, которая связана с такой решительной убежденностью в нашем собственном превосходстве, что учёные пришли к убеждению, что человеческие дети более социально способны, чем взрослые обезьяны, — говорит д-р Дэвид Ливенс (David Leavens), один из авторов научной работы. — Как люди, мы видим себя на вершине эволюционного дерева. Это привело к систематическому возвышению умственных способностей человеческих младенцев, с одной стороны, и предвзятым исследованиям, которые дискриминируют обезьян, с другой стороны».
Учёные приводят массу дискриминаций в тестировании обезьян. Например, в тестах на невербальные жесты человеческих детёнышей, которые выросли в западной среде, погруженные в культурные конвенции о значении жестов, сравнивали с обезьянами, которые выросли в клетке без культурного взаимодействия. При тестировании жестов в соответствии с западной культурной конвенцией, конечно, человеческие детёныши показывали лучший результат.
В другом исследовании 12-месячных человеческих детей сравнивали с 18-19-летними обезьянами в тесте на способность указать рукой на отсутствующий объект. Исследователи не принимали в расчёт возраст, опыт и биографию обезьян. Те не справились с тестом, из чего был сделан ложный вывод о превосходстве человека. В последующие годы было доказано, что обезьяны тоже могут показывать рукой на прошлое местонахождение отсутствующего объекта и обсуждать эту тему.
Обезьяны демонстрируют сложное поведение, но их интеллект неправильно сравнивали с человеческим. Фото: Enrico Ferorelli
Учёные провели анализ сотен научных исследований за предыдущие десятилетия. Практически все они некорректно оценивали интеллект обезьян. «Даже если обезьяны явно превосходили в тестах на интеллект человеческих детей, исследователи были склонны интерпретировать превосходящий интеллект обезьян как проявление низших познавательных способностях. Нет ни одного научно значимого отчёта о существенных отличиях между обезьянами и людьми в способностях использовать и понимать значение жестов. Ни одного, — подчёркивает учёный. — Это не значит, что такая разница не будет найдена в будущем, но значительная часть существующих научных исследований проведена некорректно».
Авторы научной работы в качестве одного из главных тезисов приводят классическую работу Стивена Джея Гулда «Ложное измерение человека» (1981), которая посвящена некорректному использованию так называемых тестов на интеллект человека — и переносят аргументы Гулда на измерение умственных способностей обезьян. Соответственно, их научная статья носит похожее название «Ложное измерение социальных познавательных способностей человекоподобных обезьян» (The mismeasure of ape social cognition).
Подобное предубеждение учёных к обезьянам не является чем-то новым. Например, сто лет назад учёные были уверены в интеллектуальном превосходстве североевропейцев над представителями Южной Европы и славянских народов. Это принималось за аксиому, как сейчас превосходство в социальном интеллекте человеческих детёнышей над обезьянами или в интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной. На самом деле разница закладывается окружением: так, чёрные представители северных штатов США демонстрируют более высокие результаты в тестах IQ, чем чёрные представители южных штатов.
Учёные предлагают несколько вариантов, как провести корректное измерение социального интеллекта обезьян. Во-первых, нужно осуществлять корректную выборку. А то учёные привыкли сравнивать образованных людей из западных стран со случайными обезьянами. Во-вторых, перед измерением способностей они рекомендуют тренировать обезьян на выполнение конкретного теста, а в идеале — измерять способности обезьяны, которая была «усыновлена» людьми и долгое время жила рядом с ними. Впрочем, последний вариант вызывает ряд этических вопросов.
Научная статья опубликована 4 августа 2017 года в журнале Animal Cognition (doi:10.1007/s10071-017-1119-1).
Автор: Анатолий Ализар