Задавался ли ты, уважаемый Хабра-юзер, когда-нибудь вопросами:
1. Как эффективно запоминать иностранные слова?
2. Как отбирать слова для изучения?
3. Как мотивировать и дисциплинировать себя в процессе учебы?
А если ты нашел ответы на все вопросы, —
4. Возможно ли сделать из этого успешный стартап?
Под катом моя попытка ответить на эти вопросы.
Предисловие
Прошел год как я начал проект MemoCards — приложение для iPhone по изучению иностранных слов. Вчера мы его зарелизили на App Store. За это время я многому научился, узнал и получил огомный опыт. И не столько в изучении иностранных слов, сколько в организации стартапа, управление командой, продакт менеджмент и прочих, прочих вопросах, связанных с этим. Поскольку стартап в России — зверь пока еще редкий, мне бы хотелось поделиться с Хабр-сообществом своим опытом. Тем интереснее, что проект развивался в Израиле, близкий по форме и сути американской стартап-среде. Надеюсь, мой опыт кому-то будет полезен.
Уместить все в однм посте, не правритив его в “Войну и Мир”, не реально. Поэтому мне представляется целесообразным сделать небольшой цикл статей, каждая из которых будет посвящена отдельно взятой теме или проблеме. И сегодня я хочу рассказать с чего все начиналось, о тех обстоятельствах, при которых произошел “большой взрыв”.… есть какой-то стереотип, клеше, что стартап — это чрезвычайно сложный и наукоемкий процесс, происходящий в лабаратории, с пробирками и множеством опытов. На самом деле, это один из вариантов, но зачастую все намного проще и банальнее…
Предыстория
В январе прошлого года я переехал жить в Израиль. Заранее нашел и подписался на 5-месячные курсы иврита в Иерусалиме и по приезде начались интенсивные (по 4 часа каждый день) занятия.
К этому моменту я уже владел двумя иностранными языками — английским и немецким — и имел определенный опыт в их изучении. И каждый раз существенные прорывы и успехи были, к сожалению, связаны с бессмысленной и изнуряющей зубрежкой, которая, к тому же, отнимала очень много времени. Нежелание наступать на те же “лингвистические грабли” заставило меня задуматься об оптимизации процесса. Так я начал изучать вопрос о методиках эффективного изучения иностранных языков.
Проблема №1 или как быстро запоминать слова?
Меня всегда возмущало, что в наше время, когда первый спутник давно запущен, а компьютеры совершают миллионы вычислений в секунду, возможности человеческой памяти остаются неизменными. Такое положение дел всегда представлялось мне вопиющей несправедливостью) Я непременно хотел заполучить ту самую пилюлю из книги о Незнайке или получить какое-нибудь обновление прошивки мозгов. Пускай даже бета-версию.
Совет №1:
Новые слова следует выписывать на картонные карточки: с одной стороны слово на русском языке, с другой — на иностранном. Идея в том, что запоминание происходит при создании и закреплении нейронной связи между изучаемым словом и словом на родном языке в нашем головном
Совет №2:
Очень важно учить слова в оба “направления”: пытаться вспомнить не только с русского на иностранный, но и в обратную сторону — с иностранного на русский. Как показала практика, если пренебречь этим принципом, эффект “Дежавю” станет вашим вечным спутником. Сходишь сума, зная, что знаешь это слово, но вспомнить никак не можеть. Хоть убей.
Совет №3:
Первое, что я нашел в интернете и начал постепенно использовать — мнемоника. Ее смысл заключается в том, что гораздо проще запомнить иностранное слово, если найти в родном языке что-нибудь созвучное ему и визуально их связать, сделав мнемоническую пару. Например: Нужно запомнить слово “щедрый” на английском (“generous”), которому в русском созвучно “жене роз”. Мы представляем себе мужа, который дарит жене красивый букет роз. Чем ярче и абсурднее придуманная картинка, тем на самом деле проще ее будет запомнить. Лучше закрепить мнемоническую пару коротким предложением: “Щедрый муж подарил жене роз”.
Желательно все это нарисовать на обратной стороне карточки вместе с иностранным словом. Таким образом мы активируем еще и механическую память, которую мы не задействуем со времен окончания эпохи бумажных словарей.
Совет №4:
Несмотря на эффективность этого метода, с первого раза редко получается запомнить слово надолго. Изначально мнемоническая пара неплохо запоминается, но через день-два начинают возникать определенные сложности. Особенно, если вы учите по 20-30 новых слов в день. Изъясняясь компьютерным языком, с запоминанием новых слов старые слова вытесняются из оперативной памяти, не сохраняясь на жестком диске.
Поиски решения этой проблемы привели меня к статьям о кривой забывания и системе Лейтнера. Оказывается, еще более века назад немецкий ученый озадачился вопросом человеческой памяти и после многолетних исследований нарисовал вот такую вот кривую:
Статью о технике интервальных повторений я нашел значительно позже. По сути, я пришел к подобному принципу самостоятельно, постепенно его совершенствуя. На практике это выглядело так: 10 коробочек (групп), каждая разбина на подгруппы. В нулевой храняться новые слова, которые мы планируем учить; в 10-ой — выученные. С 1-ой по 8-ую — зубрежка. См.схему.
Каждый урок карточки переходят из младшей подгруппы (группы) в старшую подгруппу; при пересечении границы между группами (красные подгруппы 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.2, 6.3, 7.4 и 8.5), слова попадают в урок: их нужно повторить и провести самоконтроль. Если успешно вспоминал слово, карточка перемещается в следующую группу. Если нет, — оставалась в той же группе и подгруппе для повторения на следующем уроке. Это единственное отличние от Лейтнера, который отправлял «забытые» слова в самое начало, в первую группу.
Начиная с 5 группы слова повторяются через увеличивающийся интервал времени (в соответствии с идеей кривой забывания) до окончательного закрепления. Другими словами: первые четыре урока мы каждый раз повторяем новое слово; на пятом уроке пропускаем; на шестом опять проводим ревизию; 7 и 8 — пропускаем; 9 урок — проверяем. Ну и т.д. Описанное верно — если все время вспоминать правильно.
Проблема №2 или какие слова учить?
Согласно Википедии, в английском около 500 000 слов. Как же выбрать именно ту порцию слов, которая обеспечит оптимальное владение языком? Думаю, многие помнят школьные уроки английского, состоящие в основном из заучивания и воспроизведения неких “топиков” — небольших готовых текстов определенной тематики. К сожалению, подобная форма изучения иностранного текста, без учета употребляемости и актуальности составляющих его слов, крайне неэффективна. После школы мы зачастую пытаемся сами бессистемно учить язык или идем на языковые курсы, где оттачиваем разговорные навыки общения без четко определенной учебной программы. В итоге мы учим язык абсолютно неосмысленно, без какой-либо логики или принципа.
Совет №5
Основным ориентиром в вопросе “что учить?” может послужить частотность — показатель частоты употребления того или иного слова. Чем чаще слово употребляется, тем важнее его знать для успешного общения на иностранном языке. Для большинства современных языков созданы частотные списки — своего рода рейтинг всех слов языка по частоте их употребления. Какие-то списки лучше, какие-то хуже: одни лемматизированы (т.е. сведены к начальным формам), другие — нет, какие-то — содержат указание части речи, другие — нет, одни основаны на большом корпусе современной лексикия, другие — на текстах уездной газеты столетней давности…
Проблема №3 или как оставаться мотивированным?
Несмотря на то, что вопрос скорее психологический, чем лингвистический, он остается неотъемлемой частью процесса изучения языка в целом. При отсутствии жесткого внешнего стимула (например, экзамена), внутренняя мотивация носит скорее случайный характер — сегодня хочу учиться, а завтра уже не очень. Отсутствие системности и дисциплины в свою очередь сильно влияет на эффективность обучения.
Совет №6
Необходимо измерять и ощущать на практике свое продвижение в изучении языка. Самое простое: используя частотный список, каждую неделю подводить промежуточные итоги (например, выучил: 50 слов; всего знаю: 1340). Почувствовать прогресс без механического подсчета значительно сложнее: в краткосрочном периоде успехи учащегося субъективны и трудно оценимы. Лично я в данном случае переводил книжку, с каждой страницей становилось все проще и проще продираться сквозь джунгли незнакомых слов и, соответственно, читать в целом. Это позволяет «увлечься» процессом.
Мобильные приложения
С появлением необходимости изучать иврит я предпринял попытку найти приложение для iPhone, которое решало бы вышеописанные проблемы или хотя бы их часть. Ознакомившись с несколькими десятками приложений, ничего стоящего я не нашел.
Во-первых, абсолютное большинство приложений не содержат карточек, а предлагают загрузить их из открытых источников типа quizlet.com. Проблема заключается в том, что карточки создаются самими пользователями (user generated content) и в этом бурлящем лингвистическом котле трудно найти что-либо полезное. Существуют наборы карточек, адаптированные для некоторых языковых учебников, но подходят они только учащимся по программе этих конкретных учебников, а человеку “со стороны” кажутся хаотичными и бессмысленными. Тратим время, ищем, устанавливаем, а в итоге выясняется, что половину слов мы и так знаем, а вторая половина — никогда не понадобится.
Во-вторых, я искал аудио-примеры правильного произношения. Кроме того, что написание слова может существенно отличаться от его произнесения, полезно его услышать, чтобы активировать аудиальную память. Данная функция присутствует только у FlashCards+, у нескольких других приложений аудио реализовано через Text-To-Speech, к которой я по определению не могу относиться серьезно.
В-третьих, для применения мнемоники нужна возможность составления заметок и рисовалка. Из всех приложений этим требованиям отвечает только FlashCards Delux, c той оговоркой, что рисунки не сохраняются…
В-четвертых, никакого календаря, а тем более систему Лейтнера, никакое из существующих языковых приложений не использует. Получается, что все современные приложения с точки зрения временной шкалы очень статичны, а для придания им необходимой динамики нужно постоянно искать картотеки, добавлять, удалять и т.д. В общем, легче на картонку выписывать нужные мне слова и раскладывать их в ручную по “лайтнеровским” коробочкам.
Стартап
Я уже не помню конкретных обстоятельств и того момента, когда надо мной загорелась лампочка. Мне кажется, это и не так важно. Рано или поздно это должно было случиться, так как воздухе повисли все вышеупомянутые проблемы без должного решения, а минимальная автоматизация процесса очень сильно могла бы упростить жизнь. И в принципе, у меня было все, чтобы попробовать: гипотетическое решение этих проблем, немного денег, смекалка и замечательные соседи по общаге — айтишник, айти-маркетолог и лингвист. Так появился на свет проект по созданию мобильного приложения MemoCards.
Возвращаясь к вопросу, поднятому мной в начале статьи, я хочу еще раз подчеркнуть, что старапы могут и возникают зачастую не внутри лабораторий и научных институтов, развиваясь вокруг открытий фундаментальной физики. Нет, нет и еще раз нет! Вокруг нас куча неудобных вещей, неэффективных процессов и масса возможностей скруглить эти острые углы. Я открою большую тайну, но за 6 дней Б-г не успел сделать мир совершенным. Возножно, ему стоило уделить этому больше времени, но пока наш мир — «так себе». И для стартапера это хорошая новость, потому что именно это дает ему возможность сделать мир чуточку лучше.
В следующей статье я расскажу об организационных моментах стартапа, кристаллизации идеи, своих ошибках и сделанных выводах.
П.С. Буду рад ответить на ваши вопросы да и в целом конструктивной критике!
П.П.С. Ролик о проекте (для тех, кто дочитал):
Автор: tomshinsky