Многие пользователи со всего мира считают Duolingo приложением №1 для изучения языков. Оно у всех на слуху и уже давно проверено, в то время как полиглоты и языковые специалисты считают его неэффективным.
За Duolingo я слежу несколько лет. Сам провожу разного рода эксперименты, у меня были страйки по 600 дней, доходил до последней цветной лиги в турнирной таблице, проводил тренировки по разным алгоритмам. Некоторые уже не актуальны, потому что приложение обновлялось значительно с тех пор.
У Duolingo огромная база пользователей — по несколько десятков миллионов человек на каждый популярный язык. Естественно, они выбрали это приложение не просто так: у такого сервиса есть большое количество плюсов, а самое главное — "ощущение, что я учу язык". Вот про это и поговорим.
Я считаю, что невозможно выучить разговорный язык хотя бы уровня B1, используя только это приложение, и буду так считать, пока вы не докажете мне обратное. Однако, Duolingo могу порекомендовать для трех целей:
Вы хотите мельком посмотреть на структуру незнакомого вам языка: что там, какие основные слова и паттерны используются. Например, открывая изучение турецкого, я через 3-4 тренировки могу понять, что глагол стоит на последнем месте, а в конце вопроса чаще всего есть слово с буквой "m".
Вы учили когда-то язык, но был большой перерыв. Например, вы уже назначили урок с тьютором, и до урока (за час или за неделю) в свободные пятиминутки проходите такие уроки. Активизируете пассивный словарный запас того, что вы уже использовали. Я так делаю с греческим, когда иногда летаю на Кипр.
Вы осознанно применяете Duolingo как второстепенный инструмент в освоении языка и не надеетесь только на него. Например, посещаете уроки три раза в неделю, а перед каждым уроком, для погружения в контекст языка, открываете приложение.
Раздел первый. Преимущества Duolingo
Самый большой плюс — Duolingo помогает сформировать привычку заниматься хотя бы 5 минут в день и тратить их на изучение языка. Конечно, есть вопрос в эффективности этих 5 минут, но в любом случае 5 минут лучше, чем 0 минут. Ссылаясь на предыдущую мою статью про гипотезы Стивена Крашена, следует сказать, что некоторые процессы освоения языка происходят на подсознательном уровне. Поэтому всё равно за эти 5 минут что-то освоится, с этим я не спорю, иначе приложение не было бы таким популярным.
Скрин комментария
Duolingo — огромная компания, которая сейчас оценивается в $9,9 млрд. Отсюда вытекает их способность делать продукт красивым и приятным для пользования. Многие конкуренты проигрывают в этом. Duolingo усиленно использует геймификацию (игровые элементы) для улучшения учебного процесса. Приложение поощряет пользователей проходить уровни, зарабатывать очки и поддерживать «страйк» (полоса последовательных дней использования), что мотивирует продолжать обучение. Согласитесь, приятно использовать быстрое приложение с красивым дизайном и контентом.
В Duolingo не используется грамматика. Т.е. сначала вам не дают правило, а потом урок. Чтобы освоить язык, пользователю требуется разгадать паттерн использования каких-то морфем и применять их при составлении предложений уже в других упражнениях по примерам ранее. Считаю это очень важным, и это делает приложение нескучным и полезным. В жизни, при освоении языка, мы делаем так же. А вы что думали, 2 тыс. лет назад люди по самоучителям осваивали иностранные языки?
Раздел второй. Недостатки подобных приложений
Ложное чувство
К сожалению, на каждый положительный аспект есть и негативный. Уделяя внимание языку только 5 минут в день, далеко не уйдешь, но по пути складывается чувство, что "я изучаю язык каждый день, и результат не заставит себя ждать". И вот уже друзьям можно говорить: смотрите, я уже 300 дней как изучаю испанский язык. Но вот почему-то при общении с носителем языка речь получается крайне обрывистой, и возникает ощущение, что ещё рано, и надо начинать говорить попозже, когда пройду ещё больше тем и запомню больше фраз.
Продуктовые метрики вразрез с эффективностью обучения
Из-за того, что Duolingo — большая компания и привлекает инвестиции, у них есть план на рост и на привлечение новых пользователей. Поэтому, проводя А/Б эксперименты, они в итоге оставляют те методы и упражнения, которые повышают ретеншн. Т.е. не повышают эффективность занятий, а повышают продуктовые метрики. Наверное, это и есть главная проблема, что продуктовые метрики редко коррелируют с эффективным обучением для каждого пользователя. По опыту запуска своих приложений или алгоритмов я выяснил, что сложность алгоритма коррелирует с эффективностью запоминания новых фраз, но сложные продукты пользователи не любят. Им нужны очень простые, удобные, спокойные механики в игровой форме. Иначе все давно бы пользовались Anki и не прибегали к Duolingo.
Непрактичный набор слов
Далеко не все предложения имеют смысл и мало применимы на практике. За пару недель занятий пользователи получают набор слов: "груша", "спелый", "у вас странная куртка". То, что нужно, если вы захотите подойти к девушке в странной куртке и подарить ей спелую грушу. Например, в какой жизненной ситуации вам понадобится фраза: "Твой медведь пьет пиво?" А Duolingo даже запустил такой мерч.
Футболка
Почему они используют именно эти фразы?
Это маркетинг. Пользователи делают скриншоты разных забавных выражений, и запускается виральность. Поэтому чем смешнее фраза про сову Дуо, тем больше шансов, что это залетит в соцсети.
Эмоции. Человек запоминает в том случае, если информация сопровождалась какими-то эмоциями. Эволюционно мозг отфильтрует ту информацию за день, которая не повлияла на наше эмоциональное поведение, а потом для выживания она не нужна, и её можно ночью во время сна удалить. А вот если что-то вызвало улыбку, раздражение или смех, вероятность перехода в долговременную память повышается.
С определенными словами бывает лучше показать разнообразие грамматики в языке. Но почему именно они, когда есть более нужные слова для первых дней обучения?
Неэффективное повторение слов
Чтобы выучить слово, его нужно самостоятельно вспомнить и несколько раз повторить — это истина, которую должен знать каждый, кто учит язык. Duolingo же предлагает упрощённые способы повторения, где вспоминать ничего не нужно: из 4-х вариантов ответа будет нужное слово и три — из совершенно другой тематики. Таким образом, те самые непрактичные слова ещё и странным образом отрабатываются. Т.е. это по сути выполнение постоянных тестов. И чтобы пойти дальше, мне нужно рассказать про навыки.
При освоении языка мы задействуем и тренируем 4 вида навыков:
Чтение: Навык восприятия письменного текста. Чтение помогает освоить лексику, грамматические структуры и стилистические особенности языка. Оно развивает способность понимать написанные тексты на различных уровнях сложности. На начальных стадиях это могут быть простые предложения и диалоги, а на более высоких уровнях — сложные тексты, такие как статьи, книги и технические документы.
Аудирование: Навык восприятия устной речи. Аудирование помогает научиться понимать речь на слух, различать звуки, интонации, ритм и акценты. Этот навык важен для успешного общения, поскольку в реальной жизни большая часть информации передаётся именно через устное взаимодействие. Слушание носителей языка или аудиоматериалов помогает привыкнуть к скорости речи и различным акцентам.
Письмо: Навык создания письменных текстов. Письмо позволяет закрепить грамматику и лексику на практике, а также развить способность выражать мысли на языке в письменной форме. Оно может включать написание коротких заметок, эссе, писем, сообщений и даже более сложных текстов на продвинутых уровнях. Практика письма помогает понять, как использовать язык для передачи информации и эмоций.
Говорение: Навык устного выражения мыслей. Этот навык самый сложный для многих изучающих язык, поскольку он требует не только знания слов и грамматики, но и умения быстро формулировать мысли и произносить их с правильным произношением. Говорение включает как повседневные разговоры, так и более сложные формы общения, такие как публичные выступления, деловые переговоры или спонтанные диалоги.
Чтение и аудирование — это рецептивные навыки, так как они требуют восприятия информации. Они помогают расширять словарный запас и углублять понимание структуры языка. Говорение и письмо — это продуктивные навыки, требующие активного создания текста или речи. Они помогают закрепить знания и навыки, полученные через чтение и аудирование.
Теперь очень простая и важная мысль: мы тренируем тот навык, который тренируем. Если мы много читаем, то мы тренируем чтение. Много говорим — тренируем говорение. Если мы каждый день гладим телефон, то тренируем навык поглаживания сенсорного экрана.
Давайте проанализируем, какие навыки тренируются в Duolingo. Чтение — в каждом упражнении. Аудирование — достаточно много. Письмо — реже, сюда не относится составление фразы по словам или буквам. Письмо — это когда человек сам генерирует символы в голове и переносит их в какую-то форму, но такой вид упражнений там считается сложным, и их мало. Говорение хорошо, если вы будете читать вслух каждое упражнение, чтобы нейроны закреплялись в нужных последовательностях. Если вам повезло с языком, то у вас будут задания на произношение, где нужно озвучить фразы, и Duolingo её распознает.
Теперь возвращаемся к неэффективному повторению. Повторы и упражнения сделаны таким образом, чтобы минимально утомлять пользователя, не сильно когнитивно нагружать, но чтобы всё равно был маленький прогресс и усложнение. Но в основном тренируются не продуктивные навыки, а рецептивные. Это приводит к появлению большой разницы между количеством пассивного и активного словарного запаса, что влечёт за собой появление психологического барьера. Это не главный признак, но основной.
Языковой психологический барьер
Языковой психологический барьер — это внутреннее препятствие, которое возникает у человека в процессе изучения или использования иностранного языка и связано с психологическими факторами, а не с объективным знанием языка. Этот барьер проявляется в страхе делать ошибки, страхе быть неправильно понятым или осуждённым, а также в отсутствии уверенности в своих языковых способностях.
Признаки языкового психологического барьера могут включать: • Страх говорить на иностранном языке, даже если знаний достаточно для общения. • Нервозность и стеснение при разговоре с носителями языка или более опытными говорящими. • Затруднения в восприятии речи из-за стресса или тревожности. • Перфекционизм и желание говорить без ошибок, что ведёт к избеганию практики языка.
Психологический барьер может мешать эффективному обучению и прогрессу, так как человек избегает ситуаций, в которых нужно использовать язык, и не получает необходимой практики. Преодоление этого барьера требует работы над уверенностью, принятия ошибок как неотъемлемой части обучения и постепенного погружения в языковую среду.
Не затрачивая особых усилий и занимаясь по 5-15 минут в день, вы начинаете понимать совершенно новый для вас язык. В качестве хобби — чудо! Приложение работает, если ваша цель — впечатлить знакомых, сказав пару слов на иностранном языке. А если вы хотите серьёзно освоить язык, тренируя все его аспекты, сделайте выбор в пользу преподавателя в первую очередь. А Duolingo — всего лишь дополнительная занимательная игрушка, не больше. Т.е. что я хочу сказать, если вы делаете осознанный выбор в пользу Duolingo и подобных приложений, вы должны понимать, что будете развивать лишь определённые навыки с ограничениями, и это нормально. Но опасно надеяться только на приложение, а через неделю винить себя за то, что не получается заказать ужин в ресторане.
Скрин твита
Но почему же все так любят подобные приложения? Duolingo создаёт иллюзию достижения и прогресса и даёт быстрый дофамин от ежедневных страйков (дофамин часто называют гормоном радости и счастья). Тот же быстрый дофамин мы получаем от просмотра 30-секундных роликов в TikTok.
Если вы хотите действительно выучить язык, переходите на более осмысленное обучение и учитесь доставлять себе дофамин самостоятельно. Но, как я сказал выше, даже Duolingo лучше, чем ничего — просто не надо возлагать на него большие надежды.