Как учить английский язык

в 12:31, , рубрики: английский язык, иностранные языки, обучение, Песочница, метки: , ,

Данный текст был написан моей женой для собственного блога. Мне он показался достаточно интересным и полезным для людей, интересующихся изучением иностранных языков, и я решил опубликовать его здесь, учитывая, что на Хабре таких людей очень много. Почему моя жена решила, что может давать какие-либо советы в этой области? Потому что она окончила иняз, свободно говорит на английском, продолжительное время вела курсы изучения английского языка с разными группами и благодарные ученики не раз положительно отзывались о ней, как о преподавателе, а сейчас она успешно изучает итальянский и уже использует его в своей работе.

Как учить английский язык

Итак, кто заинтересовался — прошу под кат.

1. С чего начать изучение английского языка?

Объем вводных фонетических курсов всегда наводил на меня ужас. Вы учите транскрипцию, вы рассматриваете анатомические картинки с изображением свернутого в трубочку языка, вы знаете наизусть спеллинг, вы с ужасом смотрите на интонационные схемы, которые, вы должны усвоить чуть ли не до того, как скажете свое первое предложение на английском, только лишь затем, чтобы это все потом разбилось о реалии жизни, в которых вы встретите и другое произношение, и другую транскрипцию, и другие региональные варианты чтения. Каким бы ни было выбранное пособие, затянувшееся время изучения вводного фонетического курса (который про буквы, про звуки и про то, как меня зовут мистер Смит) – это тревожный симптом. Обычно на курсах уровня Elementary мы уже плотно говорим и пишем, все еще не выучив до конца ни транскрипцию, ни типы слогов, ни исключения из правил чтения. Не позволяйте себе застрять на этом этапе, ведь у каждого из вас уже имеется какая-то база. Вводный курс можно пару раз пробежать глазами, проговорить, остановиться на паре любопытных мест, и это нормально — изучать законы высказывания еще до того, как научился читать и писать. Взять быка за рога можно только изучая структуры предложений, а не рассматривая буквы в микроскоп. Изучите порядок слов, вопросы, восклицания, приказы, переспросы, реакции англоговорящих людей на окружающие события в СМИ. Стремитесь попасть именно в ту часть учебника, где говорится об этих вещах, и к тем пособиям, где именно построение предложения является сильной стороной. Опережение — это не смертельно. Так вы быстрее начнете говорить.

2. Как выбрать школу/курсы?

Методики плодятся как грибы после дождя. Помимо классических четырех методов изучения языка (эта нудная бяка описана в методике преподавания, и я не буду останавливаться на них подробно), из которых ведущим является коммуникативный метод, каждый год появляются десятки авторских уникальных до небес методик, которые, в своем роде в том числе и коммуникативны. Только и слышу из-за каждого угла «А что ты думаешь о методе Пупкина? А о методе Замухрышкиной?». Я ничего о них не думаю, потому что на следующий год придут другие, и у каждого есть свой метод, и он так же всех «порвет» и «взорвет». За последние годы мне запомнилась Гивенталь (очень-очень хорошо структурированы пособие).

Еще запомнился Драгункин. На то, что он делает с английским языком нельзя смотреть без со-Драг-ания. Его курс наполнен сиюминутными мнемоническими приемами, которые помогут вам сейчас, но уведут от понимания целого. Не обязательно долго и упорно учиться, можно просто обмануть свою память и восприятие, как бы говорит автор. («Не обязательно влюбляться, ведь можно снять проститутку!»). Более того, сторонники данного автора из числа моих бывших учеников, «опьяненные» легкостью, с которой автор предлагает им взять быка за рога, не имеют реального представления о своей компетентности.

Запомнился метод чтения Ильи Франка, который я практиковала в чтении итальянских сказок, но в то, чтобы заговорить на изучаемом языке от пассивного чтения, я не верю.

Запомнился Петров, который скачет галопом по европам, и может пригодиться для создания некой предварительной базы для дальнейшего более серьезного изучения.

Бонк, Анти-Бонк, Давыдова, Кузовлев… курс может быть любым, даже очень старым и очень школьным, главное — прекратить свои собственные метания по поводу того, а правильно ли я выбрал курс, и, войдя в эту воду, не оглядываться назад.

3. Как оценить репетитора или преподавателя?

Если вам преподает профессиональный переводчик, то это далеко не гарант. Даже если вам преподает русский человек с опытом эмиграции или девушка, вышедшая там замуж, например, то это также не гарант, что вас научат английскому языку. Высокие расценки здесь скорее привычка, чем какая-либо гарантия.

Не смотрите на декоративные вещи (произношение, год выпуска заданий, рассказы о реалиях жизни в стране изучаемого языка), настроить ваш лингвистический аппарат может только фанат своего дела и тот, что сможет держать ваше внимание в кулаке и дать вам систему. Иными словами, провинциальная школьная учительница с серьезным динамичным подходом может дать вам больше, чем расслабленный дипломат-юрист из МГИМО.

Обычно репетитор проводит бесплатный пробный урок или пробные 20 минут, если нет — требуйте. Сразу выясните, «разговорник» это или «грамматист». Если это не тот, кто вам нужен — прощайтесь. Даже во время вводного урока препод обязан стимулировать вас высказываться, а не просто заставить вас отвечать на вопросы «да» и «нет» (первое — тот самый коммуникативный метод), даже если вы делаете это неумело. Помните, функция репетитора — контролирующая, переходы от задач к задачам должны вас куда-то вести и обеспечивать общий накопительный результат. Репетитор, который не сразу может сообразить, какое задание вам дать на оставшиеся три-пять минут, и у которого в глазах не прослеживается четкий план, будь он хоть триста раз гражданин США и большой умница — не ваш репетитор. Дайте ему право не быть ходячим словарем, дайте ему право иногда не знать правило, а чувствовать его, но если он плохой методист, то ищите другого.
Добавлю еще, что ребята из бывших союзных республик по Скайпу работают буквально за копейки. Вы можете нанять и нескольких.

4. Какие разделы стоит изучать углубленно, а какие для общего познания?

На эту тему писано-переписано. Но добавлю и я наблюдений:

1) Времена группы Indefinite должны отскакивать от зубов. Все формы восклицаний и вопросов, нюансы в третьем лице, все сокращенные разговорные версии глаголов, won’t, it’s и т.п.

2) Неправильные, они же и самые частоупотребительные глаголы. Зная их, убиваешь двух зайцев — тут тебе и словарный запас, тут тебе и грамматика.

3) Все сравнительные конструкции, без которых не потечет ни беседа, ни описание — как сказать, что что-то лучше чего-то, или хуже, или такое же самое, или не хуже.

4) Предлоги времени, места, да и все остальные предлоги. Связная речь невозможна без упоминания предметов во времени и в пространстве.

5) Основные модальные глаголы — они еще чаще употребляются, чем частые-частые неправильные глаголы (п.2).

Остальные темы и разделы вовсе не для гурманов предназначены, а для того, чтобы вы вникали и могли воплотить в языке больше мыслей и аргументов и уйти от примитива.

5. Как изучать язык легко и не потерять мотивацию?

Это очень индивидуальная вещь. Надо знать себя. Если мотивация сгорает как спичка сразу же после занятий пением или теннисом, то вряд ли продержится и мотивация к языкам. Я скажу одно: в изучении каждого нового языка есть некоторый период, в течение которого вам будет казаться, что вы топчетесь на месте или даже скатились на старый уровень. Иногда вам просто захочется оборвать урок, от того, что в голове полная каша. Именно в этот период, когда ночь темна перед расцветом, вам будет казаться, что учебники тупые, а репетитор над вами издевается. Именно эти симптомы означают, что прорыв уже близок. Я советую на этом этапе поддерживать работу над языком хотя бы формально. Если вы хотя бы не бросили эту систему и прошли от первых восторгов через этот черный период, то случится вот что: в один прекрасный и неожиданный день к вам придет ощущение силы и способности описать практически любой предмет на изучаемом языке, и поддержать беседу, и послушать новости… И вы посмеетесь над своим унынием.

Другой проблемой является неспособность получить результат от пройденной темы в разумный срок. И приходит разочарование от того, что темы меняются, но для того, чтобы сказать что-то правильно, приходится чуть ли не проходить все заново. Так бывает — вчера прошли тему числительные, а сегодня с утра даже не можете правильно назвать свою дату рождения. И когда все это кончится? И что после этого останется? И ваш преподаватель говорит: «Ну, здесь нужна практика…» и вздыхает: «Больше практики, и особенно в стране изучаемого языка…». И, скажем, если у вас сейчас нет этой практики, вы не ходите в клуб любителей английского языка, не знакомитесь с носителями языка в аэропортах и не обмениваетесь приветами по Скайпу, то ничего утешительного в этом случае сказать вам я не могу. Но вы должны четко осознавать — даже если тема не всплывает в нужный момент, то все равно напрасных знаний и напрасных упражнений не существует. Ваше подсознание и моторика уже начали совершать работу, которой вы не ощущаете. Напрасного не существует.

В следующей статье — как я запоминаю иностранные слова.

Автор: techno

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js