IT-отделам рано или поздно придется немного изменить стиль работы в связи с внедрением облачных технологий. Нет, это не революционный переворот: просто придется отказаться от попыток держать все процессы под контролем и переключиться на наиболее рациональное использование вещей, которые контролируются на стороне.
Я провел много времени, размышляя об интернет-технологиях и роли, которую они играют в эру облаков, API-разработки и постоянно усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости. Во главу угла постепенно встают приложения, серверы отходят на второй план. А какая роль во всем этом отведена IT? Что вообще означает перемещение IT в облака?
Ник Карр (Nick Carr) в своей книге «Does IT Matter?» описывает, как IT приносит в бизнес некий недостаток дифференциации. Его основной тезис гласит, что IT-сфера становится все более и более предсказуемой, а продукты для бизнеса – все более схожими. А если так, то зачем каждому бизнесу свой уникальный программный продукт?
Если согласиться с точкой зрения Карра, то переход на облачные технологии – самое логичное и рациональное развитие событий для IT-индустрии. В книге «The Big Switch» Карр привел еще одну интересную мысль: он сказал, что возрастающая стандартизированность технологий все больше приближает их к статусу одного из самых необходимых человечеству ресурсов (наряду с водой и электричеством). Это действительно имеет смысл и помогает понять, что происходит с рынком облачных технологий в настоящее время.
В таком случае, IT-отделы могут со временем полностью исчезнуть, уступив свое место сторонним интернет-сервисам, предлагающим услуги по анализу и обработке данных? Нет, я так не думаю.
Я думаю, что IT играет гораздо более важную роль в более-менее крупных организациях, чем просто обеспечение справочных служб и управление оборудованием. Чтобы понять эту роль, нужно не только внимательно посмотреть на приложения, которые создаются и используются в организациях, но и понять, что то, чем IT занимаются сейчас, довольно сильно отличается от того, что они делали бы, если бы их задачей было построить облакоориентированную модель организации.
Старые добрые IT
Конечно, говорить об IT обобщенно довольно сложно, ведь в каждой организации они работают по-своему. Но выделить несколько основных трендов, все же, возможно. Одной из самых главных тенденций является то, что я называю «центральная роль сервера» или, если быть точнее, «центральная роль инфраструктуры».
Для начала давайте вспомним, как начиналась эра компьютерных технологий. Прежде всего, для того, чтобы сделать хоть что-то, вам нужен был компьютер. На компьютере должна быть установлена операционная система, которая, по сути, является интерфейсом, позволяющим человеку взаимодействовать с машиной. И лишь тогда, когда у вас есть компьютер с установленной ОС, вы можете прибегнуть к помощи приложений для решения той или иной проблемы.
Компьютер всегда был неотъемлемой частью этой модели – остальные части не могли функционировать без железа.
Таким образом, компаниям приходилось тратить баснословные суммы на собственные датацентры, операционные системы, обеспечение приложений, баз данных и прочее. Все это делалось для обеспечения ключевых бизнес-процессов – в этом и заключалась роль IT.
IT и облачные технологии
Разработчики – те, кто, в конечном счете, решает бизнес-задачи с помощью компьютерных технологий. Их всегда огорчали по понятным причинам весьма ограниченные возможности вычислительной техники и программного обеспечения, а поддержка инфраструктуры всегда была сложной задачей, требующей внушительных временных и материальных затрат.
Сейчас, однако, изменились даже не правила игры – сама игра претерпела значительные изменения. Общая инфраструктура теперь доступна любому желающему за небольшую абонентскую плату. А если добавить к этому множество инновационных программных инструментов и сервисов, доступным благодаря интернету, проекты с открытым исходным кодом и прочие облачные штучки, становится ясно почему облачные решения кажутся сотрудникам IT-отделов гораздо более удобными для разработки некоторых видов приложений, чем разработка на основе собственной инфраструктуры.
Предоставление виртуальных серверов Amazon Web Services.
Когда разработчики думают об операциях, они больше сфокусированы на самих приложениях, чем на используемой инфраструктуре.
Так что же это получается, IT постепенно выходят из рабочего цикла многих организаций? Не «официально» и очень тихо, но, все же, это происходит, причем в самых разных компаниях, работающих в самых разных сферах. А пока это происходит в двух основных типах ПО, предоставляемых облаками (масштабируемые веб приложения и сбор-анализ данных), многие другие сферы просто умирают от IT-жажды.
Что же делать IT-отделам?
Я думаю, что ответ на этот вопрос заключается в четком понимании того, что «центральная роль приложений» на самом деле значит для бизнеса. Ни один бизнес не использует только одно приложение. И ни один бизнес не осуществляет только одну определенную деятельность. Каждая компания использует целую систему приложений, состоящую из множества взаимозависимых компонентов ПО, сервисов и данных, которые должны работать совместно определенным образом, чтобы обеспечить стабильное развитие компании.
В эру облачных технологий реальное назначение IT-отделов заключается в координации систем приложений – адаптировать работу облачных сервисов в рамках внутренней инфраструктуры организации.
Ниже приведено несколько ключевых вопросов, на которые IT-индустрии нужно ответить в связи с новым порядком работы приложений:
- Как компания должна контролировать идентификацию, авторизацию и аутентификацию, системами обработки данных и другие и важнейшие функции безопасности, работа которых согласовывается через различные управляющие системы.
- Как компания решает проблемы, возникающие при взаимодействии приложений через управляющие системы или при установке дедлайнов в команде.
- Существует ли решение, независимое от отдельных приложений, позволяющее улучшить работу существующей системы.
- Кто обладает знаниями о системе, достаточными для того, чтобы дать необходимые рекомендации о том, как интегрировать в новые приложения идеи или компоненты?
Таким образом, основная задача IT движется от управления инфраструктурой к управлению программным обеспечением или, если быть точнее, к помощи разработчикам в управлении крупными системами ПО. Эта «консультативная» функция включает в себя некий набор инструментов и сервисов, которые обязательно должны быть актуальны для поддерживаемых разработчиков. Это могут быть, например, инструменты визуализации взаимосвязей приложений и потребляемых ими ресурсов или сервисы, развивающие грамотность управления.
Основная идея заключается в том, что IT придется отказаться от попыток держать все процессы под контролем и переключиться на наиболее рациональное использование вещей, которые контролируются на стороне. Это действительно возможно. Именно так поступают Netfix и Amazon сегодня. Результат – значительно более высокий уровень гибкости и внедряемости инноваций, учитывая, что кооперация, коммуникации и измерения становятся все более важными составляющими успеха.
Самый главный недостаток большинства современных IT организаций — централизованная или, по крайней мере, неявно централизованная инфраструктура, если речь идет о корпоративном программном обеспечении. Переход к централизованным приложениям и самообслуживанию в сфере разработки — очень сложный процесс, требующий изменений как в корпоративной культуре компании, так и в уровне обученности персонала. Это означает, что частные облачные сервисы не являются самой важной облачной инициативой, которую приняла IT сфера.
Интересно, как скоро большинство IT-организаций это поймет.
Автор: abalyasnikov