Можно ли обеспечить доступ детям в Интернет? Или что грозит тем, кто хочет помочь школам

в 6:44, , рубрики: 436-фз, законодательство, информационная безопасность, метки:

На Хабре, да и вообще в целом в Интернете, достаточно много статей, в которых авторы описывают свой опыт по созданию школьных сетей, организации системы предоставления услуг интернет-провайдера и т. д. Работу таких энтузиастов можно только приветствовать. Однако за рамками этих статей, как правило, остается юридическая сторона. Все предоставляемые услуги должны соответствовать действующим законам и указаниям регуляторов. Иначе рано или поздно грянет предписание по результатам проверки.

Наиболее проблемными для выполнения, как показывает статистика вопросов, оказываются требования Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». О возможности реализации его требований (точнее о невозможности это сделать) и поговорим.

Данная статья была написана в связи с вопросами, заданными в ходе обсуждения публикации Интернет в российских школах: работа над ошибками.

Итак, внимание — Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ). Закон от 29 декабря 2010 года, опубликован 31 декабря 2010 года, вступить в силу должен был через полтора года (и сделал это) — 1 сентября 2012 года.

Вновь закон засветился в составе 139-ФЗ — знаменитом законе о черных списках. Вопреки распространенному мнению, 139-ФЗ не является самостоятельным законом — он только внес изменения в различные законодательные акты, в том числе поправлен был и 436-ФЗ.

Как ни странно, сам закон не вызвал широкого возмущения — гораздо больше внимания привлек и продолжает привлекать № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с его знаменитыми «черными списками Роскомнадзора».

А между тем это совершенно несправедливо. 436-ФЗ невыполним в принципе — но на это никто не обратил особого внимания — за исключением (естественно) тех, кто может использовать это для своей выгоды. Для примера можно посмотреть замечания РАЭК.

Что регулирует закон?

В соответствии с названием, закон регулирует только и исключительно порядок ограничения доступа к некой информации несовершеннолетним. Порядок распространения такой информации регулируется совсем иными законами.

Какая информация попадает под требования закона?

Согласно закону, к запрещенной для распространения среди детей относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  4. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. содержащая информацию порнографического характера. Согласно закону, под порнографией понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного. Как минимум под это определение попадает все, относящееся к соответствующим разделам медицины!
  8. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего

В принципе, список вполне логичный. Проблема, как всегда, в мелочах. Например, можно заметить, что определения семейных ценностей и противоправного поведения различаются для различных групп населения. Но вот пункт 8 (хотя в целом он логичен и причина его наличия понятна), в частности, фактически требует отмены показа несовершеннолетних в новостях.

Интересно, что пункты 1–5 недопустимы на радио и телевидении с 4 до 23 часов — за исключением платных каналов. А с 7 и до 21 часа недопустимы бранные слова и материалы, эксплуатирующие интерес к сексу, — также за исключением платных каналов. Видимо, считается, что дети платные каналы не смотрят

Дополнительно закон вводит ограничения на доступ к различным видам информации в зависимости от возраста. В этот список входит информация:

  1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Этот список — более интересный. Под первые два пункта могут попасть любые новости, а пункт 4 сейчас наличествует практически во всех телепередачах. Конечно, вывод из-под закона произведений великих мастеров прошлого оправдан (но совершенно неясно, как будет определяться, что создано великими мастерами, что нет), а вот вывод из-под закона рекламы поистине удивителен – получается, что в рекламе допустима информация, «которая может причинить их здоровью и (или) развитию».

Что же такое информация в понятиях данного закона и где она может располагаться?

Информационная продукция — предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Насколько зависит доступ к информации от возраста?

Закон вводит четыре возрастных категории: до шести лет, от шести и выше, от двенадцати и выше и от шестнадцати и выше.

До шести лет детям может быть доступна информация:

  • не причиняющая вреда здоровью и (или) развитию детей;
  • содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия.

Необходимо отметить фразу «содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом». Применительно к Интернету это может означать запрет на различные баннеры и всплывающие окна при условии, что содержащаяся в них информация не соответствует содержанию страниц, на которых они показываются.

Особо интересно, что жестокости доступны при условии торжества добра — в реальной жизни мы видим подражание Дарту Вейдеру, но не Скайвокеру.

От шести лет могут быть доступны (опять же в рамках сюжетов):

  1. кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
  2. ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  3. не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Согласно определениям закона ненатуралистическим является изображение или описание в любой форме без фиксации внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. В связи с этим пункты 1 и 2 практически исключают возможность просмотра новостей — их содержимое, как правило, к ненатуралистическому не отнесешь.

В категориях 12+ становятся доступны (и тоже в рамках сюжетов):

  1. эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
  2. изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
  3. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

В данной категории все еще сохраняются требования наличия сострадания к любой жертве, осуждения использования алкоголя и табака и запрет на показ действий сексуального характера, что опять же сложно совместимо с просмотром различных телепередач, сериалов и фильмов.

Также в законе отмечено, что в присутствии родителей или иных законных представителей детей информация, доступная с 12 лет, может быть доступна и детям более младшего возраста. Каким образом разделять информацию для детей, просматривающих передачи с родителями и без, в законе не описано.

Наконец, с 16 лет становятся доступны:

  1. изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  2. изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
  3. информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
  4. отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
  5. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Все описанное выше прямо применимо к Интернету, так как к информации, согласно закону, относится все, что может распространяться через Сеть — тексты, фильмы, музыка, программы и т. д.

Стоит только добавить, что закон не ограничивает доступ данной категории лиц к информации научного типа, рекламе (вот уж что наносит вред детям и кошелькам родителей!), информации, «имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». А уж школьные программы с их описанием семейных ценностей…

Как классифицируется информация?

Как определяется принадлежность информации к той или иной категории? Согласно закону, классификация осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно с учетом (в том числе) особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории и вероятность причинения информацией вреда здоровью и (или) развитию детей. Возможность широты толкования данных положений даже не комментируем.

Отдельно классифицируются фильмы, а также образовательные материалы.

Кто попадает под требования закона?

Вся информация должна маркироваться специальным знаком (изображением или текстовым предупреждением).

Но из любого правила есть исключения. Без соответствующего знака информация может распространяться с помощью учебников и пособий, через радио, на различных мероприятиях, с помощью «периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера». Последний пункт достаточно интересен — получается, что в серьезных изданиях вполне можно размещать, скажем, призывы к терроризму и насилию — с демонстрацией натуралистических изображений. И, самое главное, знак не нужен для информации, «распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий».

Заметим, что, как всегда, все причастные к закону разбились на группы прочитавших и тех, кто его не прочитал, но слышал о нем. Так, в рекламе по радио сразу стала звучать информация о минимальном возрасте, что, как указано выше, законом не требуется. С другой стороны, знак доступности информации появился на всей печатной продукции — даже той, где ничего порнографического в принципе быть не могло. Так, на журнале о сетевых решениях теперь значится 16+. Всем известно, что системные администраторы и программисты занимаются редкостными извращениями, но кто бы мог подумать, что в своих журналах они наносят вред несовершеннолетним?

Также знаки не размещаются – внимание! – на:

  • информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий;
  • комментариях и (или) сообщениях, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.

Таким образом, в сети Интернет знаки могут размещаться только на сайтах, зарегистрировавшихся как сетевые издания.

Кто должен исполнять требования закона?

По сути, под закон попадают все, кто тем или иным способом может предоставить доступ к информации несовершеннолетним. Больницы, школы, госучреждения, компании, имеющие беспроводные сети, компании, на территории которых могут просто оказаться дети. В конце концов, просто пользователи, имеющие мобильник с открытым Wi-Fi. Имеет смысл процитировать закон:

Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей ..., в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Сайт в … сети «Интернет», не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции… Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Дополнительно переведем на русский отдельные положения:

  • провайдеры не ограничивают доступ (представить провайдера, работающего без договора, достаточно сложно);
  • если доступ организуется не провайдером – извольте применять меры. Ограничения накладываются компанией или лицом, организующими или контролирующими доступ несовершеннолетних к Интернету;
  • сайты (за исключением зарегистрировавшихся в качестве СМИ) могут (но не обязаны) информировать о возрастных ограничениях.

И совсем фантастикой звучит требование о том, чтобы доступ к запрещенной информации был невозможен на расстоянии до 100 метров от школ, больниц и т. д. Бедные жители близлежащих домов…

Где и каким образом ограничивается доступ?

Доступ к запрещенной информации ограничивается в местах, доступных для детей. Точнее, в общественных местах, доступ ребенка в которые не запрещен. Ограничение доступа осуществляется использованием административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств. Сразу нужно отметить, что предполагается использование только программно-аппаратных средств — чисто программные средства не допускаются. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам устанавливаются, согласно закону, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который в законе прямо не определен.

Кто решает (просьба обратить особое внимание!)?

Эксперты, аккредитованные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций является открытым и доступным для ознакомления любым физическим и юридическим лицам, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами. В сети Интернет размещаются сведения из реестра, включая данные об информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять эксперт, а также все его контактные данные.

В качестве экспертов могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. При этом не являющиеся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

Срок проведения экспертизы не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.

Экспертное заключение должно содержать в том числе:

2) сведения об экспертной организации и эксперте;
3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
5) содержание и результаты исследований с указанием методик;
6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы.

Информация о проведенной экспертизе и ее результатах размещается в Интернете в течение двух рабочих дней, а в срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение о несоответствии информационной продукции требованиям закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения.

Кто проконтролирует?

Государственный надзор осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки

Общественные организации и частные лица могут также контролировать деятельность по ограничению доступа детей к информации — в том числе в судебном порядке. Любое заинтересованное лицо может оспорить решение в суде.

Как выполнить требования закона?

Подведем итоги:

  1. Закон явно писался не для фильтрации содержимого Интернета (в связи с чем он собственно и не выполним).
  2. Самый интересный вопрос — как ограничивать доступ. Сделать это автоматически, фильтруя информацию на лету (определяя соответствие закону по формальным признакам) и одновременно определяя возраст лица, получающего информацию, и родственные отношения сидящих с ним рядом — нереально.
    В законе не идет речь об ограничении доступа к сайтам по списку. Ограничения должны быть по типам информации. Как определить, что та или иная информация попадает под возрастное ограничение или полное запрещение — абсолютно неясно. В любом случае черно-белыми списками проблему не решишь. Тем более невозможно определить, кто получает информацию и находится ли рядом с ним кто-то из родителей. Понятно, что нажатие кнопки «мне 18+» явно не соответствует духу закона, так как тут ответственность перекладывается на получателя информации, а закон требует ограничить доступ в принципе.
  3. Информация, распространяемая через Интернет в большей своей части выведена из-под ограничений закона. Она не маркируется, поэтому определить ее причастность к запретной тематике невозможно.
  4. Доступ к информации должен ограничиваться. Но кто это должен делать — не всегда ясно, так как провайдеры услуг явно выведены из-под удара, а организации доступа в Интернет может и не быть.

Не будем касаться мер по ограничению доступа к информации в бумажном виде (включая стенгазеты), информации, передаваемой посредством радио и телевидения. В двух последних случаях проблема также нерешаемая, но нельзя объять необъятное — и в следующей статье поговорим о возможности ограничения доступа к информации в сети Интернет, локальных сетях — включая доступные беспроводные. А так же немного о том, как отразить атаки прокурора.

И традиционный вопрос для внимательных читателей:

  • Можно ли применять программное обеспечение для выполнения требований закона?

В связи с тем, что данная статья первоначально была размещена на Хабрахабре, но затем по просьбам администраторов была перенесена на данный ресурс — просьба тем, кто ранее уже выставил оценку — для чистоты эксперимента ее не повторять.

Автор: teecat

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js