Нередки ситуации, когда изобретатель чешет затылок, осознав, каким образом используют его творение и сравнивая это с тем, что было задумано изначально. Сегодня речь пойдет о нетрадиционном использовании сервиса мониторинга. Какую еще пользу можно извлечь из функционала, предназначенного для проверки сайтов? Ответ ограничен лишь фантазией наших клиентов.
Один клиент настроил мониторинг… домашнего водопроводного насоса.
Безусловно, к насосу, оснащенному веб-интерфейсом, скорее всего, прилагалось свое специальное ПО с кучей возможностей. Тем не менее, оказалось удобным использовать сервис мониторинга для того, чтобы убедиться, что насос всегда «онлайн», а если нет — то узнать, когда точно он перестал работать, что помогает при поиске причины остановки. Таким образом, он доказал, что все, что имеет выход в сеть и имеет личный IP адрес — может стать объектом проверки.
Настройка крон задачи — повышение безопасности сайта
Еще один пользователь сервиса ХостТрекер использует его для мониторинга изменений файловой системы сайта. Конечно, есть и другие решения — но наш сервис не требует ни установки дополнительного ПО, ни бодания со своим хостером. Задача была достаточно простая. Со стороны клиента понадобилось лишь вставить на свою страницу php скрипт, который при загрузке страницы проверяет, произошли ли изменения файловой системы сайта за последний час.
Принцип работы такой: единоразово с эталонной версии был сделан снимок системы. Затем клиент, используя функцию системы мониторинга «Проверка контента», создал задание, проверяющее страницу каждый час (см. рисунок ниже). В результате каждый час сервис скачивает страницу, а скрипт в это время сравнивает количество и размеры файлов с эталоном. Результатом отработки скрипта должно быть появление на странице фразы «Изменений нет». Если же изменения произошли, то выдается сообщение, что файлы были изменены, удалены или появились новые. Это позволяет вовремя замечать вредоносные изменения в системе и устранять их. В случае, если ХостТрекер обнаружил отсутствие фразы «Изменений нет», клиенту отправляется СМС, идет уведомление по скайпу или другими им определенными способами, и он может отреагировать на происшествие в самое короткое время.
Вклад клиентов в развитие сервиса
Было изначально понятно, что вряд ли ХостТрекер будет использован исключительно для мониторинга веб сайтов. Поэтому мы внимательно следим за запросами наших клиентов и тем, как они используют сервис. Например, некоторые клиенты пользовались функцией проверки ключевого слова для мониторинга баз данных. Но это требовало усилий с их стороны — нужно было создать страницу со скриптом, который делал бы выборку с базы при загрузке страницы, и возвращал бы некое ключевое слово. Это побудило нас на создание отдельной функции — проверки базы данных. Попытки клиентов проверять наличие своих сайтов в блеклистах DNS тоже поспособствовали появлению такой функции. Множество других функций и улучшений были сделаны нами благодаря нашим пользователям.
Если у вас есть особенный опыт использования сервисов мониторинга, или же просто пожелания по функционалу — мы всегда благодарны за ваши предложения!
Автор: smiHT