Предлагаю читателям «Мегамозга» рассказ с элементами призыва поучаствовать в разработке образовательной программы по специальности «Информационная безопасность».
О себе
Я 37 летний человек, почти всю профессиональную жизнь посвятил практической защите информации («в поле») и администрированию/модернизации различных небольших сетей. Все мое образование это: математический класс в школе, институт, несколько курсов повышения квалификации по разным темам защиты информации. Все остальное – самообразование. На данный момент я являюсь:
- инженером в организации по защите информации;
- учредителем и директором маленькой некоммерческой организации, одним из направлений которой является дополнительное профессиональное образование (с лицензией);
- научным сотрудником кафедры защиты информации в региональном ВУЗе.
На последнее указанное место работы я был принят с главной целью – разработка нового курса по информационной безопасности, учитывающего новые реалии, нормативные требования и переход на новые ФГОС поколения «3+». О чем далее и пойдет речь…
Ситуация
На данный момент массовое российское высшее профессиональное образование, на мой взгляд, испытывает некоторые трудности.
При этом, при рассмотрении каждого отдельного ВУЗа, факультета, кафедры – результаты оказываются изумительными: высокий уровень научной работы, докторский и кандидатский состав преподавателей, высокая востребованность выпускников «на рынке».
О ином видении той же картины, например, студентами, написано уже немало и повторяться не вижу необходимости.
Если же на вскидку промониторить сайты ВУЗов (причем независимо от статуса, города размещения и «крутизны») на предмет наличия и качества обязательных к размещению образовательных программ, учебных планов и аннотаций, то картина для абитуриента и его родителей вообще выглядит катастрофой.
Тема достаточно больная и у постов о качестве высшего образования обычно очень много комментариев.
Плохие стороны российского высшего образования и постановка проблемы
Для начала несколько слов об упомянутых проблемах:
- преподавание не имеющими реальной практики применения знаний преподавателями и как следствие оторванность науки и образования от бизнеса (говорят, что в СССР можно было поступить в аспирантуру только после 3 лет практической работы по специальности, и темы научных и исследовательских работ, придумываемые такими преподавателями, соответствовали настоящим запросам производства).
- оторванность бизнеса от науки и образования (бизнес не знает, как сильно ему упрощается жизнь, поднимаются доходы, если знать научно-практические подходы (эффект Даннинга-Крюгера): например, знание гипербол, производных и рядов помогают четко определить оптимальную цену производимого товара, знание равновесия Нэша — отстаивать свои интересы в переговорах с заказчиком, умение определять медиану — позволяет снизить потери на производстве любого масштаба);
- непонимание преподавателями чему учить; почему учить этому, а не тому; зачем вообще учить (ведь в Интернете есть вся информация – понадобится тервер – быстренько (часы? дни?) выучим и применим);
- низкая «точность» согласования и большой разрыв между дисциплинами – от полугода для того, чтобы одна дисциплина, основанная на другой дисциплине, шли по порядку и случайно не поменялись местами, до нескольких лет между математикой и спецдисциплиной на ее основе;
- отсутствие содержательной связи между общими дисциплинами (в первую очередь, математикой для технических специальностей) и специальными, ввиду сложности согласования тем между кафедрами и максимальной унификации курсов для максимального количества специальностей, преподаваемых в ВУЗе;
- отсутствие мотивации учиться (я сталкивался со следующей мотивацией студентов: «откосить от армии», «найти мужа», «на что хватило денег»);
- условное «богатство» населения (в троллейбусе слышал, как старшеклассники обсуждали финансовые возможности и невозможности своих родителей по оплате будущего обучения в ВУЗах на разных специальностях, при этом никто не задумывается, что это серьезный начальный капитал для своего дела и 5 потерянных лет – а в итоге ни знаний, ни бизнеса, например, по перепродаже через Интернет носков/суши/пицы с доставкой на дом/работу);
- отсутствие мотивации у преподавателей учить тех, кто не хочет учиться;
- отсутствие педагогических знаний у преподавателей непедагогических ВУЗов (почему-то считается, что кандидат технических наук, автоматически с корочкой получает необходимый скил психолого-педагогической работы);
- абсолютно различное образование у двух выпускников одной и той же специальности, и специализации/профиля двух разных ВУЗов;
- низкие остаточные знания выпускника;
- незаинтересованность ВУЗа хорошо научить студента (цель набрать побольше и тянуть до выпуска – оплачиваются учащиеся, за отчисленного платить государство ВУЗу перестает);
- непонимание всеми сторонами образовательного процесса компетентностного подхода (как привить общепрофессиональную компетенцию «способность использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности» – какой предмет надо преподать, чтобы студент ею овладел?);
- незнание всеми сторонами образовательного процесса законодательства, своих прав и обязанностей;
- мифологизация и восхваление гуманитарно-негуманитарного деления способностей и неспособностей абитуриентов («я никогда не понимал математику, поэтому я пойду в юристы») и не учет реальных способностей конкретного индивидуума;
- учет «хотелок» несовершеннолетнего абитуриента при выборе профессии – специальности;
- дискредитация высшего образования в глазах населения: отсутствие заметной разницы в результатах работы человека с высшим образованием и без такового;
- отмирание системы УМО (коммерческая составляющая – обязательные взносы; конфликты разных научных школ; закрытость для абитуриентов, студентов и работодателей материалов УМО для проверки соответствия им ВУЗовских программ; отсутствие авторитета в регионах, особенно у ВУЗов, которые открывали «коммерчески привлекательные» специальности и т.п.).
Конечно я некоторые вопросы утрирую и упрощаю, но в целом проблема должна проявиться.
Однако самое сложное это:
- осознать и признать, что такие проблемы есть в каждом ВУЗе;
- захотеть эти проблемы решить.
Но, нельзя не отметить, что первоначальные задумки, как например, передача ВУЗам права формировать программы под местных работодателей – вполне себе правильная в существующих условиях отсутствия обратной связи (и управления в целом) от этих самых работодателей, как заказчиков образования, до министерства образования, распределяющего квоты на обучение среди ВУЗов и специальностей и формирующего ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты).
Так ли все плохо?
Единого решения указанной комплексной проблемы на данный момент я не знаю. И его скорее всего нет. Причин много, от ограничений системы полномочий органов госвласти до банальной неграмотности или нежелания отдельных лиц.
Но на самом деле существует очень много людей, пытающихся решить вышеназванную проблему. Разрабатываются новые подходы, на тематических сайтах делаются попытки собрать требования к выпускникам от работодателей, появляются Школы Яндекса и т.п.
Последний тренд – онлайн курсы. Причем все чаще они представляются как панацея от всех проблем нашего образования. Некоторые проекты даже школьное образование пытаются перевести на рельсы онлайн курсов. При этом нового в этом ничего нет. Просто в условиях новых возможностей развития систем связи и компьютерной техники из запасников достали пылившийся там метод «Программного обучения». Главное при «продаже» нового тренда тщательно не упоминать его недостатки. О коих даже в Википедии написано, не говоря уже о серьезной педагогической литературе.
И к сожалению главный упор «нового» образования сделан на дополнительное образование. Тех, кто берется за разработку программ бакалавриата и магистратуры (программы специалитета в нынешней парадигме давно уже должны были умереть) очень мало. Слишком сложная и неблагодарная работа. Поэтому такие алмазы чаще остаются известны и доступны очень узкому (относительно) кругу лиц. Рыночные механизмы отбора такого уникального образования не работают (см. Рынок «лимонов» или «анализ рынков с несимметричной информацией» Джорджа Акерлофа)
А еще наши команды по программированию занимают первые места в мире, именно у нас живет Перельман и все открытия в науке совершены русскими!
Цель работы
Теперь о целях проекта.
Генеральная цель – поднять уровень образования работников с высшим образованием.
Проектные цели работы:
- создать программу бакалавриата и магистратуры по отдельной специальности («глубиной» до отдельных вопросов и взаимоувязки различных дисциплин);
- разработать механизмы коллективного создания программ ВПО;
- отработать подход и распространить полученные результаты;
- создать обратную связь образования, науки и реального сектора экономики;
- отработать процессы управления, поддержки и улучшения (модернизации) разработанной образовательной программы на кафедре;
- возможно, разработать программный продукт, устраняющий рутину и реально учитывающий различные связки компетенций с ЗУВами (знания-умения-возможности, перечисленные в ФГОС) и ЗУВы с конкретными трудовыми функциями.
Условия и ограничения
Решение должно лежать в плоскости типовых возможностей руководителя уровня кафедры, соответствовать (или как минимум не противоречить) существующей системе образования, государственным требованиям и (по возможности) традициям образования.
Все конкретные ограничения, условия и т.д. будут описаны в отдельных документах далее.
Что я буду делать
Я буду описывать весь ход работы, настолько подробно, насколько будет это возможным, размещать создаваемые документы, предоставлять доступ к материалам и наработкам.
Постараюсь выкладывать и сырые материалы, чтобы было видно, как я доходил до того или иного решения или даже записи рабочего стола с примером своих действий при решении отдельных вопросов (если это кому-то будет интересно).
Что я предлагаю сообществу
Наблюдать что и как делается в реальном времени по проекту, в реальных условиях, какие проблемы и препятствия возникают, подсказывать, помогать и критиковать – слишком масштабна тема, чтобы охватить все одному.
Пиар и реклама
К сожалению, в случае подробной работы без упоминания различных программных продуктов, наименования отдельных организаций и т.п. обойтись не удастся, прошу не считать такие случаи рекламой (например, интеллект карты я рисую во FreeMind – потому, что он быстр при мозговом штурме и бесплатен).
Новое и открытия
Ничего нового я не открываю. В работе будут использованы только уже существующие подходы, теории, методики. Единственное, я попытаюсь комплексно и диалектически их использовать.
Зачем мне это надо
Как ни крути, но без хорошего массового образования бизнесу очень тяжело развиваться, тяжело, долго и часто невозможно создать продукт-мечту, который осчастливит человечество. Очень нужны грамотные люди. Кроме того, я вижу несколько платных ответвлений от проводимой работы, но о них позже.
Режим написания
Я попытаюсь отписываться как минимум 1 раз в неделю. Но возможны и провалы, т.к. есть свой бизнес, семья, я сам учусь на одном из онлайн-курсов, а на трех работах бывает большой загруз первоочередными задачами. В таких случаях обещаю ставить временнЫе вешки таких отвлечений.
Призыв о помощи
Я прошу оказать помощь проекту своим опытом и знаниями. Каждое замечание или критика будут учитываться и если и отвергаться, то обоснованно (при этом такое замечание я постараюсь складывать в отдельный документ для учета и дальнейшего возможного использования или создания базы опыта для разработки и внедрения аналогичных курсов).
Отношение к копированию идей и авторскому праву
Я придерживаюсь принципа, при котором идея не стоит ничего, ее воплощение – все. Если какая-то организация создаст на базе озвучиваемых идей продукт, даже коммерческий, который решает описанные проблемы, я с радостью откажусь от проекта и буду использовать указанный продукт на общих основаниях. Что касается авторских прав то их соблюдение, как и соблюдение требований всего остального законодательства, будет постулировано в дальнейшем.
Право на неудачу
И конечно я оставляю за собой право на неудачу. Жизнь довольно сложная штука и осуществлению проекта может помешать метеорит, болезнь, недовольство работой руководителей, экономический кризис, война, смена жизненных приоритетов и т.д. и т.п. Будем делать что должно и будь что будет.
Следующие темы постов
У меня уже есть небольшой задел материалов (по большей части черновых) и конечно идеи и свое видение решения. Забегая вперед, скажу, что вести проект собираюсь по PMBoK 5 версии. В ближайшее время намечено рассказать о:
- формализации проблемы;
- прототипах;
- первых трудностях;
- условиях совместной работы;
- принципах построения работы;
- принципах при достижении результата;
- допущениях проекта;
- государственной системе формирования ФГОС и профстандартов;
- подходах к конкретизации трудовых функций (должностных обязанностей) и их соответствию специализации/профилям.
Пример работы
В следующей статье я выложу свой подход к формированию тем магистерской и/или кандидатской диссертации по информационной безопасности.
Автор: ZZubra