Действуя в интересах детей мы защищаем их от разного рода негативной информации – учебные учреждения обязаны снабжать доступ в Интернет специальным программным обеспечением, фильтрующим контент. Ответственность за формирование у детей культуры медиапотребления лежит и на родителях, и на образовательных учреждениях, предоставляющих доступ к информации.
Всё же в интересах детей или в интересах проверяющих из прокуратуры мы организуем системы защиты школьных серверов от входящего и исходящего трафика?
Прокуроры при проверке действуют в рамках законодательства, требуя соблюдения закона о запрете к просмотру сайтов, имеющихся в Едином реестре. Реестр утвержден законом 139-ФЗ, являющимся поправкой к действующему с 1 сентября 2012 года закону 436-ФЗ о защите детей от информации. Данный закон вызывал широкий резонанс не только введением «черных списков», но и обязательной маркировкой печатной, аудио-, видео-, интернет-продукции – регламентирующей доступ детей определенной возрастной категории к контенту.
Закон 139-ФЗ называют еще законом «о черных списках», начало действия с 1 ноября 2012 года. В связи с введением данной поправки на сайте Роскомнадзора существует реестр сайтов, просмотр которых на территории нашей страны запрещен. Отныне вся информационная продукция классифицируется.
Все образовательные учреждения, работающие с несовершеннолетними, обязаны организовать доступ детей к информации таким образом, чтобы они раньше времени не увидели того, что им теперь по закону не положено. Т.е. еще одна из задач из области защиты детства — «обеспечение информационной безопасности» (состояние защищенности детей, при котором существует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию). Прежде всего это, конечно, касается интернет-контента.
Кроме указания на возрастную маркировку в поправке есть указание принять организационно-технические меры защиты при осуществлении доступа к сети Интернет.
Поправка к закону вводит в действие единую информационную базу доменных имен и сетевых адресов с сайтами, содержащими информацию, запрещенную для распространения на территории нашей страны. База утверждена Роскомнадзором, и все прокси-серверы, устанавливаемые в школах, также содержат эту базу, которая регулярно обновляется.
Система мер работает в комплексе: правовые нормы – ориентация на Реестр, организационные нормы – маркировка, и технические – блокировка нежелательного содержимого, когда на помощь приходит сертифицированное ПО и грамотно выстроенная архитектура, обеспечивающая контроль и учет входящего и исходящего трафика, наличие сетевого экрана и прокси-сервера, защиту от вирусов, спама.
Удобно, когда помимо прокси-сервера в системе установлен также плагин контентного анализа типа NetPolice к Traffic Inspector, который фильтрует содержимое сайтов по заданным вами ключевым фразам. Модуль контентной фильтрации основан на системе исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования (СИД), которая была внедрена ЦАИР в 2006-2008 годах в более чем 60 000 российских школ. Он позволяет создавать правила по блокировке категорий (в том числе, по спискам категорий, рекомендованным Минобрнауки РФ), блокировать доступ к ресурсам из черного списка Роскомнадзора, осуществлять анализ по URL и словам на странице, а также выводить отчеты и статистику.
Подводя итог, хочется провести параллель – ставя фильтрующий модуль при доступе в Интернет, вы действуете в рамках закона формально; действуя в интересах ребенка вы не только учите ребенка навыкам безопасного сёрфинга в Интернете, но и обеспечиваете еще контентный анализ входящих данных.
В организации, комплексно работающей с информацией, например, в учебном заведении, где существует необходимость защиты персональных данных и защиты от загрузки нежелательного содержимого, помогают программные продукты линейки Traffic Inspector.
Автор: Smart_Soft