В первой части статьи мы поделились новым понятием информационной безопасности, которое постепенно сложилось в нашем сознании и нашло «широкую поддержку в узких кругах». Идея в следующем: человечество вступило в эру избыточной информационной открытости, приоткрывшей ящик Пандоры новейших угроз в Сети. Во второй части продолжаем обсуждать реальные кейсы, характеризующие модифицированную парадигму «ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» современного мира.
КЕЙС 3: РЕГИОН / СТРАНА – ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ
Предвыборная кампания в Венесуэле – информационная атака на лидера
Вводные
Венесуэла, март 2013: после смерти Чавеса на 14 апреля назначены выборы президента.
Два основных претендента: Мадуро и Каприлес.
Все опросы классической социологии предсказывают убедительную победу «наслединика Чавеса» — Мадуро, с результатами замеров ~60/40.
Стратегия Каприлеса: «Информационная атака на лидера»
За несколько недель в венесуэльском интернете были протестированы несколько десятков идей, ситуаций, мемов и т.д. По итогам было выбрано 2 идеи, вызвавшие наибольшую реакцию аудитории. На них и сконцентрировался информационный удар:
1. Идея: «Мадуро – не Чавес»,
2. Насмешки и анекдоты по поводу «пророческого» сна Мадуро (якобы во сне ему на голову села белая птица, которая была духом Чавеса и предсказала победу Мадуро).
И результат
Всего за 3 недели активной предвыборной кампании отношение населения к кандидатам изменилось с 60/40 до практически 50/50.
На графике «ломаными» линиями показаны сиюминутные, эмоциональные, предпочтения в отношения к кандидатам, а плавные линии – ожидания (прогноз) волеизъявления.
Прогноз строиться с учетом общего информационного поля вокруг кандидатов (не только в соцмедиа) и сглаживающих коэффициентов (например, по силе влияния в зависимости от времени и др).
Чтобы пояснить разницу, грубая аналогия: когда нам перестает нравится текущий мобильный телефон, мы будем его (не)долго ругать, но пройдет некоторое время перед окончательным решением поменять наше предпочтение (купить новый).
Щит, которого не было у Мадуро
Мониторинг и анализ соцмедиа позволяет организовать эффективную защиту против информационных атак. Соцмедиа позволяют оперативно выявлять изменения ситуации и точно отражают настроения общества, а многофакторный анализ сообщений позволяет прогнозировать результаты с высокой точностью:
Прогноз Vox Populi (опубликован 11 апреля, за 3 до выборов):
Мадуро – 50,7%, Каприлес – 48,8%
Официальные результаты выборов, 15 апреля:
Мадуро — 50,7%, Каприлес — 49,1%
Российские социологи (фонд Vox Populi)прогнозировали результаты на основании мониторинга ситуации в соцмедиа и дали самый точный прогноз, а американские, агрентинские, колумбийские, испанские социологические компании ошиблись на 5-7%. Классическая (опросная) социология просто не успела среагировать в столь короткие сроки на динамику изменений, обусловленной активной информационной борьбой в соцсетях.
Следует иметь ввиду, что Венесуэла – лидер по темпам роста интернет. Перед смертью Чавеса были масштабные бесплатные раздачи компьютеров и ноутбуков для населения, практически вся страна покрыта дешевым интернетом. Для сравнения: активность в интернете во время выборов венесуэльцев (29 млн жителей) в 10 раз (!) превысила активность немцев во время осенних выборов канцлера.
Выводы
1. Соцсети – великолепный инструмент для оперативного тестирования «заразности» идей, слоганов, мемов.
2. Соцсети – лучшая среда для вирусного распространения идей.
3. Соцсети – эффективный способ оперативного влияния на колеблющийся электорат.
Выборы в Венесуэле были для нас интересны, поскольку представился случай протестировать наши технологии в самом «чистом» варианте: максимально удаленная от России страна, минимум информации о ситуации, полное незнание языка, очень сжатые сроки.
P.S. Мы не стали включать в статью сразу два кейса, поэтому следующий «мировой» кейс, посвещенный мощной информационной атаке по всему миру по планируемой атаке на Сирию, представим в следующей статье. Если, конечно, читателям будет интересно – мы стараемся очень внимательно следить за реакцией на наши статьи.
P.P.S. Кстати, хорошая идея – в одной из наших будущих статьях мы расскажем о мониторинге реакции на многочисленные публикации в СМИ и интернет-ресурсах по нашим проектам и исследованиям. Положительные эмоции гарантированы :)
Автор: CvetKomm