Взлом компьютера, телефона, электроподстанции, беспилотника или даже целого города – кого этим удивишь?
Взлом мозгов сотен миллионов людей – вот это впечатляет! США, Великобритания и граждане стран третьего мира попали под влияние компании SCL Group и ее дочерних организаций, особенно на слуху была и останется теперь навечно Кембридж Аналитика.
Этот цикл рассказывает историю SCL и ее дочерних компаний глазами бывшего директора по исследованиям – Кристофера Уайли. О том, как 24-летний либеральный канадский гей с пирсингом в носу и розовыми волосами оказался в составе британского военного подрядчика, разработал инструменты психологической войны для американских ультра-правых и рассказал об этом всему миру
Это третья часть, и посвящена она различным методикам сбора приватных данных и тому, как команда психологов и аналитиков построила невероятно точную модель американского общества. Удивительно, порой, как плотно гуманитарные науки могут смыкаться с сугубо техническими.
Часть фактов автор данной статьи ставит под сомнение, однако публикует как есть со слов Кристофера Уайли, указанных в его мемуарах. По ряду вопросов мнение автора и разоблачителя могут расходиться.
Первая и вторая части, напомню, есть на Хабре и доступны также по ссылке внизу, в блоке навигации
Часть фактов автор данной статьи ставит под сомнение, однако публикует как есть со слов Уайли, указанных в его мемуарах. По ряду вопросов мнение автора и разоблачителя могут расходиться.
Создание Cambridge Analytica
Главные злодеи действующие лица:
-
Робер Мерсер - Миллиардер, Республиканец, спонсор партии.
-
Стив Беннон - Советник Дональда Трампа, один из активнейших организаторов его предвыборной кампании.
-
Александр Никс - Директор SCL.
Стив Беннон совместно с Александром Никсом уговорили господина Мерсера вложить 20 миллионов долларов в новую дочернюю организацию SCL - Cambridge Analytica.
-
Мерсер получил 90% компании за инвестиции в $20 млн.
-
Беннон – управление новосозданной компанией.
-
SCL – 10% своей дочерней компании Cambridge Analytica (CA).
Но почему Мерсеру не вложил эти 20 миллионов в избирательную кампания Дональда Трампа? Почему такие сложности?
-
CA первоначально создавалась для деятельности за рамками правового поля – прямое вмешательство в выборный процесс методами информационной войны.
-
В законах о финансировании избирательных кампаний есть большой список ограничений и требований к прозрачности. На частную компанию CA они не распространяются.
-
CA была зарегистрирована в США, в отличии от SCL - британской компании.
-
Избирательная кампания всегда под микроскопом противников, частная компания – в тени.
При создании CA от вдохновляющего Мерсера и Беннона звучали следующие тезисы:
-
Мы создадим настоящий Палантир!”
Играли в The Sims? Симулятор жизни, где можно следить за своей виртуальной семьей и влиять на поведение каждого человечка. Эдакая песочница с возможностью быстрой перемотки вперед или загрузкой предыдущего состояния. Наши злые гении решили играть подобным образом избирателями США, моделируя общество и влияя на их решения. В целом, это позволило бы в разы поднять эффективность рыночной разведки для хедж-фондов самого Мерсера.
-
“Uber информационной войны!”
Нет тут не про индусов за рулем) Uber в свое время стал “market changer”ом, одним приложением убив всю вековую индустрию такси.
История названия
До создания компании CA Стив Беннон частенько приезжал в Лондон. Александр Никс и Кристофер Уайли презентовали ему свои разработки, рассказывали выдуманные истории о работе с Кембриджем и профессорами оттуда, и, когда Беннон попросил показать ему офис в Кембридже, они это сделали.
За пару дней арендовали фейковый офис с оборудованием, посадили туда красивых сотрудниц в максимально откровенных, но деловых нарядах, создали иллюзию работы.
В дальнейшем Беннон каждый раз прилетая в Лондон, назначал встречу именно в этом офисе и его приходилось арендовать снова и снова – вот такая “потемкинская деревня” от SCL! Ну и когда пришло время выбирать название для дочерней компании SCL, именно Беннон настоял на Cambridge Analytica – “Ведь именно там вы базируетесь!"
Таким образом, первой успешно “обработанной” целью Cambridge Analytica стал сам его создатель – Стив Бэннон. Если даже его удалось одурачить, то был ли шанс у простых избирателей?
Facebook, еще не Meta.
“Определение характеристик личности пользователя на основе взаимодействия и характеристик системы социальных сетей” – патент самого Facebook. Ведь чем больше социальная сеть знает о вас, тем легче эти данные монетизировать. Фейсбук не только проводили такие исследования самостоятельно, но и поддерживали исследования в обмен на данные.
Были ли ограничения у Facebook или хотя бы партнеров соцсети на сбор? Формально, да…
Например, по задумке Александра Когана и под руководством Кристофера Уайли, Кембридж Аналитика собирала данные с помощью множества приложений, одним из которых было “This is Your Digital Life”. По одной установке пользователем Фейсбук и нажатием на одну кнопку данное приложение получило доступ к:
-
Информации профиля пользователя
-
Лайкам пользователя
-
Его геолокации
-
Дате рождения
А также получало доступ к аналогичной информации всех его друзей! В среднем, у одного пользователя 150-300 друзей в Фейсбуке, которых он таким образом “сдавал”. “Если друг оказался вдруг…”
В зависимости от настроек приватности, у установившего приложение также утекало:
-
Новостная лента
-
Личные сообщения (!)
-
Посты
Пруфы? Сообщение Фейсбук после обличения CA прилагаю, подробности – спойлеры на последнюю часть нашего цикла.
Таким образом, Фейсбук не препятствовал сбору данных, позволял собирать их по одному клику у пользователей и раздавал данные его друзей без всякого контроля. Но что дают эти данные?
Это не ИРЛ(In Real Life)!
Это же в Интернете, а не реальность! Многие считают, что эти данные не связаны с реальностью, но они – результат нашей реальной жизни. Они – наша реакция на все происходящее.
Социальные сети осуществляют качественное и независимое наблюдение за цифровой “естественной средой”. И, по результатам исследования 2015 года, одни лишь ваши лайки позволяют предсказать наше поведение:
-
10 лайков > предсказание коллеги.
-
150 лайков > предсказание члена вашей семьи.
-
300 лайков > предсказание вашей супруги/супруга/партнера.
В отличии от вашей семьи, партнера и коллег, с социальной сетью мы взаимодействуем постоянно, не так строго контролируем “маски” и гораздо больше откровенничаем. В результате социальная сеть может знать ваши привычки даже лучше, чем вы сами.
Первый массовый сбор
В качестве тестового бюджета CA выделила $10тыс. Цель была проста: собрать 10 тысяч профилей в Фейсбук. Как это проще всего сделать?
Заплатить каждому лоху по доллару!
Для этого CA запустила свои кампанию на площадке Amazon Mechanicalturk. Это площадка для простой подработки через интернет: решать капчи, сортировать картинки и любые другие элементарные задачи, которые легко делает человек и сложно сделать машине.
CA платила $1 за прохождение психологического теста через профиль Фейсбук, в результате чего за этот самый бакс CA получала:
-
Результаты психологического теста IPIP-NEO-120 (120 вопросов).
-
Все лайки пользователя и всех его друзей, что позволяло провести параллели с результатами теста и сделать надежные выводы.
-
ФИО, пол, возраст, местоположение, статусы, и, в ряде случаев, личные сообщения.
Выгодная сделка?
В дальнейшем CA использовала и тест с вопросами о девиантном поведении для выявления будущих точек влияния.
От желающих не было отбоя.
Дальше – больше: бюджет раздули до $100тыс, платформа та же, и снова бюджет выработан до нуля.
Контрольные звонки и агрегация
Никс и Беннон, вдохновленные столь эффективным сбором, решили провести контрольный тест.
Для этого были случайно выбраны автоматически сгенерированные профили нескольких жителей США. Сам Никс обзванивал этих людей, а Беннон слушал.
“Здравствуйте, мы звоним из Кембриджского университета и проводим опрос…”
А что же они видели перед звонком?
-
Женщина на фотографии.
-
ФИО.
-
Дата рождения.
-
Место работы.
-
Ее адрес и фотографии дома.
-
В 2012 году голосовала за Митта Ромни.
-
Водит ауди, фото машины.
-
Любит Кети Перри.
-
“Простушка”.
Но самым поразительным стал факт того, что она не проходила тест в Фейсбук.
Тест прошел ее друг в Фейсбуке, эти данные были объединены с открытыми данными и полученными/купленными от государственных и коммерческих бюро:
-
Ее заявки на ипотеку.
-
Доход и кредитная история.
-
Разрешение на оружие.
-
Путешествия из программы лояльности авиакомпаний.
-
Данные об ее здоровье от страховых компаний.
В процессе “опроса” по телефону она подтвердила каждую строчку.
CA воссоздали ее жизнь “in silico”, а она даже понятия не имела об этом.
Развитие
К августу 2014 года, за 2 месяца работы, CA собрала данные 87 миллионов пользователей. Список “работников Mturk” был истощен и был привлечен иной подрядчик для “проведения опросов” (сбора данных) Qualtrics.
В дальнейшем были использованы и более грязные эффективные способы сбора данных – расширения для браузера.
Расширения, которые установлены в вашем браузере, по умолчанию имеют доступ ко всем данным браузера. Включая сookies/пересылаемые данные на ВСЕХ доменах. И обнаружить какой-то злонамеренный сбор браузер не может, ведь тот же блокировщик рекламы постоянно сканирует все страницы, и браузер его активность не замечает.
На тот момент все распространяемые CA расширения успешно проходили проверки антивирусов и проверки магазинов расширений, ведь ничего однозначно вредоносного они не делали!
Эти расширения, как правило, были максимально просты:
-
Календари.
-
Калькуляторы.
-
Темы для Фейсбука.
И многое другое.
Поэтому при установке расширения задумайтесь, насколько вы ему доверяете.
В свое время Александру Никсу MI6 отказали в сотрудничестве, теперь он был готов продать разведданные кому угодно, лишь бы его заслуги признали. АНБ и ЦРУ согласились, и летом 2014 года CA начало с ними сотрудничать.
Посредником для передачи разведданных выступили Palantir – в этот момент на рынке сбора разведданных уже был другой лидер.
Интересен тот факт, что АНБ и ЦРУ официально запрещено собирать подобные данные на граждан США. Но службы могут пользоваться “добровольно представленными данными” от частных лиц и компаний, тем самым обеляя массовую слежку чужими руками.
Итог
-
К осени 2014 года была создана уникальная система слежки и сбора данных более ста миллионов граждан США.
-
Противодействие социальной сети – отсутствовало.
-
Торговля данными граждан – процветала.
-
Команда психологов и аналитиков построила невероятно точную модель американского общества.
Мерсер строил на этом прогнозы для своих хедж-фондов. А вот как именно этим воспользовались Беннон и ультраправые республиканцы?
Узнаете в следующей части этого цикла!
Автор: Forbidden World
Что было и что будет
2. Новые источники и обработка данных
3. Сбор данных из соц. сетей <---- вы здесь
4. Эксплуатация: фейки и манипуляции, Брекзит и Трамп.
5. Расследование: Россия, Ассанж, Facebook.
Автор: Cat.Cat