Недели не проходит, чтобы на хабре несколько раз не обсуждалось внесение в реестр и закрытие доступа к тому или иному ресурсу в России. Признаться, мы в Украине читали это с сочувствием, но некоторым осознанием того, что все же это нас не касается.
Касается, господа. Вопрос только времени, и процесс уже идет.
Украинские законодатели подготовили новую инициативу по усилению контроля над распространением информации в интернете. Зарегистрированный на прошлой неделе законопроект «О защите информационного пространства» предлагает обязать провайдеров закрывать доступ к сайтам, пропагандирующим межнациональную вражду, жестокость, или нарушающим гражданские права и свободы. Участники рынка считают, что формулировки в документе размыты и могут быть использованы силовиками для того, чтобы закрыть практически любой ресурс.
(Это «КоммерсантЪ-Украина», источник)
Вот этот проект на сайте Верховной Рады.
Проанализируем те самые спорные и размытые предложения законодателей Украины, просто сравнив редакции документа — текущую и предлагаемую.
Итак, найдем 10 отличий.
— В статье 2 закона предлагается расширить список запрещенных тем, внеся в него помимо пропаганды войны, терактов и прочих очевидно плохих вещей такие, например, штуки:
«посягательство на права и свободы человека».
К этому пункту мы еще вернемся.
— Статья 5. Список СМИ дополняется фразой «также в виде электронных информационных ресурсов». Все ОК.
— Статья 6-1 содержит запрет на размещение в украинском сегменте Интернета информации, перечисленной в п.2 закона (пропаганда войны, терактов и пр.). Тут все бы ничего, но смущают формулировки:
Субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги по размещению, хранению и доступу к электронным информационным ресурсам, операторы и провайдеры телекоммуникационный услуг, предоставляющих доступ к Интернет, обязаны:...
Господа, простите, но
… на основании решения суда по обращению подразделения Службы безопасности Украины или органа внутренних дел об удалении электронных информационных ресурсов или их части как таковых, содержащих запрещенную для производства, распространения и оборота продукцию, удалять такие ресурсы не позднее суток со дня вступления решения суду законную силы;
Обратим внимание на позитивный момент: по решению суда. Однако в законе какой-либо диалог с владельцем ресурса не обозначен: пришел запрос в суд — предписание провайдеру и вперед.
Дальше — самое интересное
предоставлять в течение суток по запросу подразделения Службы безопасности Украины или органа внутренних дел, осуществляющих борьбу с компьютерной преступностью, сведения о типе телекоммуникационных услуг, их технические характеристики, место и период предоставления; имеющиеся данные о лице-пользователе (абоненте) услуг;
А о каком пользователе идет речь? Нигде в законе не сказано, что имеется ввиду потребитель/абонент
И что такое «технические характеристики»? Сетевая активность в определенный период с указанем хостов — это ведь тоже своего рода техническая характеристика?
При этом провайдер не имеет права ставить в известность пользователя о том, что информацию о нем запрашивали (см. оригинал).
Краткое резюме: предлагаемая редакция закона усиливает возможности силовых структур по закрытию неугодных ресурсов, а размытые формулировки закона вообще позволяют официально и законно следить за актвностью пользователей.
Неясно только, каким образом закон соотносится сам с собой: ведь в п.2 этого закона четко сказано о запрете покусительств на права и свободы человека.
Это грустно, господа.
Автор: konst20