Сегодня в СМИ ворвалась новость про бот в Telegram для телефонных звонков с функцией подмены обратного номера. На Хабре тоже уже появилась. Ну а так как я и есть Алексей Дрозд, подумал, что вам может быть интересно узнать немного подробностей про функционал бота и про угрозы, которые он несёт.
Старая песня на новый лад
С технической точки зрения в атаке ничего нового. Новизна, скорее, с функциональной стороны. Появление такого бота снижает до нуля порог вхождения для мошенников. Если раньше надо было немного пошевелить
Удешевление атаки, равно как и снижение порога входа, способствует росту популярности. Первой ассоциацией, пришедшей на ум, был давний пост @LukaSafonov про утёкшие исходники Citadel. Спрос порождает не только предложение, но и сервис. Вот и у ТГ-бота тоже есть возможность покурить мануалы, написать в сапорт и посмотреть различные отчёты своей деятельности. В лучших традициях, прикручена партнёрка с рефералами.
Что касается тарифов, то всё более-менее стандартно. Посекундная тарификация и различные пакеты.
С чего вдруг ополчился на бот?
Действительно, к самой технологии претензий нет. Не секрет, что подобные звонилки много кто использует в мирном русле. Поэтому изначально к боту вопросов не было, пока не дошло до функции изменения голоса.
Зачем легитимному сотруднику колл-центра такой функционал? Вопрос из разряда риторических. Кроме того, даже без тестового звонка можно предположить, что бот изменяет pitch. А это обратимый процесс, если записать голос звонившего.
В чём опасность?
В первую очередь, как уже писал, увеличение потока желающих. Классическая атака состоит из 2 частей: позвонить-напугать-убедить + вывести деньги. Часть 1 стало легче организовать. Часть 2, в принципе, отработана и так.
Во вторую очередь меняются подходы. Если раньше преимущественно звонки шли от "сотрудников службы безопасности банка", то в последнее время чаще наблюдаю двухходовку. Сперва мошенники узнают реальные номера отделений полиции, ФИО работников. Далее, звонят жертве с подменного номера, представляясь сотрудником ведомства, и просто предупреждают о зафиксированной попытке списания средств. Никаких действий совершать не просят. Всячески разыгрывают спектакль "Моя милиция меня бережёт". В конце разговора предупреждают о том, что скоро свяжется сотрудник банка и нужно будет следовать его инструкциям. Собственно, ради этого напутствия спектакль и затевался.
После разговора с "полицейским" некоторые жертвы проявляют здравый скепсис и лезут в Сеть проверять достоверность предоставленной информации. Естественно, находят и номер, и ФИО сотрудника, от имени которого вёлся разговор. It's a trap! Подозрительность снижается и звонящему банковскому сотруднику верят охотнее.
P.S. Не стоит надеяться, что единожды проинформировав родственников и знакомых о мошеннической схеме, вы решите проблему навсегда. Увы, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев жертвы до последнего уверены, что с ними такого не случится. Поэтому настоятельно рекомендую к прочтению пост @iiwabor. А самые отчаянные могут найти бота и воспроизвести атаку на своих же. Бесплатного времени хватит на несколько секунд. Но, надеюсь, у вашей "жертвы" наступит прозрение, когда вы покажете наглядно, как легко "на коленке" можно организовать атаку. Пусть запомнят раз и навсегда, им звонить никто не будет. Если есть сомнения, надо повесить трубку и самостоятельно связаться с банкомотделом полициипрокуроромспортлото.
Автор: Алексей Дрозд