Весной 2017 года на Хабре (тогда ещё на Geektimes) подробно освещалась история 25-летнего математика и преподавателя Московской финансово-юридической академии Дмитрия Богатова, который провёл три месяца в СИЗО, а затем некоторое время под домашним арестом по сути за то, что являлся оператором выходного узла сети Tor (адрес его выходной ноды засветился среди адресов, с которых неизвестный публиковал экстремистские сообщения в социальных сетях).
Богатова задержали по обвинению в двух тяжких преступлениях, за которые в совокупности предусмотрена ответственность до 22 лет лишения свободы. История изобиловала множеством несостыковок, а также откровенными фальсификациями со стороны правоохранительных органов. Tor Project тогда опубликовал заявление, резко осудив действия правоохранительных органов России.
Благодаря международной общественной кампании удалось добиться закрытия уголовного дела, но дальше этого не пошло. Ответственные за фальсификации не понесли наказания, а бороться за справедливость герой устал: «Настал момент достать кролика из шляпы. Год назад я уехал из России, до лучших времён. Пару дней назад я получил разрешение на работу в США, — написал Дмитрий вчера в своём телеграме. — Я слежу за новостями, и я не вижу перспектив на лучшие времена. Я снимаю шляпу перед теми, кто всё ещё пытается сражаться за права человека и демократию в России, но признайте — война уже проиграна».
«На самом деле, войны и не было. На войне есть потери с обоих сторон, если нет — это бойня. За последние два года случилось два чуда — моё дело и дело Ивана Голунова. Два случая, когда система откусила, пожевала, но неравнодушное общество заставило выплюнуть. Две спасённые жизни, — пишет Дмитрий Богатов. — Но даже в случае такого невероятного успеха враг не понёс никаких потерь. Ни один следователь не пошёл по этапу. Ни один прокурор не был уволен без права занимать государственные должности. Ничего, вообще ничего. Для них это беспроигрышная лотерея. Не прокатило — можно пробовать снова, и они пробуют».
В интервью Роскомсвободе от 2017 года Дмитрий говорит, что на его месте может оказаться не только оператор другого выходного узла, но и вообще любой человек: «…Если вы поставили плохой пароль на вашу электронную почту или на вашу страницу в соцсети или в любом другом месте, где это можно идентифицировать с вами, если с этой почты или средства связи кто-то что-то написал… Да, вас могут привлечь не за то, что вы делали, а за то, что вы не делали, потому что просто не защитили свои коммуникации. И именно поэтому их надо защищать более серьёзно. Иначе вы уже будете доказывать, что вы невиновны. Вот так плохо работает презумпция невиновности».
В 2017 году историю Богатова опубликовали многие СМИ. Его поддержали Debian, The Electronic Frontier Foundation, Access Now, множество международных правозащитных групп.
Этот случай стал прецедентом мирового масштаба: «Я — первый оператор выходного узла Tor, который привлёк на себя уголовное преследование и мы все следим за тем, чтобы я стал последним», — говорил тогда Дмитрий.
Сейчас он переехал в США вместе с женой. Они (программист/преподаватель и биолог) продолжают искать работу и будут рады советам или рекомендациям.
Автор: alizar