В пятницу, 3 февраля, Роскомнадзор опубликовал на своем сайте приказы к закону «О новостных агрегаторах», которые вступили в силу уже сегодня, 6 февраля 2017 года. Приказы, опубликованные регулятором, направлены на утверждение формы и порядка требования прекращения распространения новостными агрегаторами недостоверной или фальсифицированной информации.
Приказы формализуют отношения регулятора и агрегаторов и расширяют возможности ведомства по оценке посещаемости сайтов, а также по принятию решений об изъятии из публичного доступа «недостоверной информации».
Всего было опубликовано и вступило в силу три документа:
- Приказ от 5 декабря 2016 г. N 306 г. Москва (PDF) «Об утверждении Порядка функционирования системы взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с владельцами новостных агрегаторов»;
- Приказ от 5 декабря 2016 г. N 307 г. Москва (PDF) «Об утверждении Методики определения количества пользователей программ для электронных вычислительных машин, сайтов и (или) страниц сайтов в сети „Интернет“, которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети „Интернет“ в сутки»;
- Приказ от 5 декабря 2016 г. N 308 г. Москва (PDF) «Об утверждении формы и порядка направления уполномоченными государственными органами требования о принятии мер по прекращению распространения новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, новостной информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации»;
Опубликованные приказы окончательно закрепляют процедуру по взаимодействию между регулятором и новостными ресусрами или агрегаторами. Теперь при наличии четких инструкций по взаимодействию с распространителями информации ведомство сможет поставить интернет-цензуру через удаление материалов на поток.
Наибольший интерес представляют приказы №306 и №308 от 5 декабря 2016 года.
Например, согласно тексту приказа №306, пункт 9, Роскомнадзору «в целях организации взаимодействия» со стороны новостного агрегатора может быть предоставлен удаленный доступ к своим системам с передачей логинов и паролей:
Скриншот текста приказа №306
Также теперь новостным агрегаторам придется отчитываться за каждый факт удаления или изменения спорной информации перед РКН посредством «личного кабинета». В том числе и с предоставлением скриншотов и иных доказательств исполнения предписания:
Скриншот текста приказа №306
В рамках приказа №308 от 5 декабря 2016 года четко прописано, что Роскомнадзор будет принимать только обоснованные претензии со стороны других государственных органов (вероятнее всего от МВД и судов, прим. ред).
Для изъятия информации из публичного доступа/ее изменения будет необходимо не только правильно составленное обращение с приложенными доказательствами размещения информации противоправного характера. При этом решение суда необязательно: его может заменить любое решение другого государственного органа власти, а из всех «доказательств» потребуются только скриншоты, что четко прописано в пункте 8 приказа №308:
Скриншот текста приказа №308
Теперь, согласно приказу Роскомнадзора, для изъятия любой информации из ленты новостного агрегатора будут необходимы лишь:
- Правильно заполненный бланк (прилагается к приказу);
- Подпись руководителя государственного органа-заявителя или его заместителя;
- Решение государственного органа о том, что информация сфальсифицирована/недостоверна (решение суда не нужно, но если имеется, также принимается со стороны РКН);
- Наличие агрегатора в реестре;
- Ссылка на страницу и скриншот экрана.
Фактически, данными приказами Роскомнадзор закрепляет за любыми государственными органами право выполнять функцию судов и выносить решения о том, какая информация является «сфальсифицированной» и подлежит цензуре.
Автор: ragequit