С точки зрения информационной безопасности криптографические ключи являются критически важными данными. Если раньше, чтобы обокрасть компанию, злоумышленникам приходилось проникать на ее территорию, вскрывать помещения и сейфы, то теперь достаточно похитить токен с криптографическим ключом и сделать перевод через систему Интернет Клиент-Банк. Фундаментом обеспечения безопасности с помощью систем криптографической защиты информации (СКЗИ) является поддержание конфиденциальности криптографических ключей.
А как обеспечить конфиденциальность того, о существования чего вы не догадываетесь? Чтобы убрать токен с ключом в сейф надо знать о существовании токена и сейфа. Как это не парадоксально звучит, очень мало компаний обладают представлением о точном количестве ключевых документов которыми они пользуются. Это может происходить по целому ряду причин, например, недооценка угроз информационной безопасности, отсутствие налаженных бизнес-процессов, недостаточная квалификация персонала в вопросах безопасности и т.д. Вспоминают про данную задачу обычно уже после инцидентов, таких как например этот.
В данной статье будет описан первый шаг на пути совершенствования защиты информации с помощью криптосредств, а если точнее, то рассмотрим один из подходов к проведению аудита СКЗИ и криптоключей. Повествование будет вестись от лица специалиста по информационной безопасности, при этом будем считать, что работы проводятся с нуля.
Термины и определения
В начале статьи, да бы не пугать неподготовленного читателя сложными определениями, мы широко использовали термины криптографический ключ или криптоключ, теперь настало время усовершенствовать наш понятийный аппарат и привести его в соответствие действующему законодательству. Это очень важный шаг, поскольку он позволит эффективно структурировать информацию, полученную по результатам аудита.
- Криптографический ключ (криптоключ) — совокупность данных, обеспечивающая выбор одного конкретного криптографического преобразования из числа всех возможных в данной криптографической системе (определение из «розовой инструкции – Приказа ФАПСИ № 152 от от 13 июня 2001 г., далее по тексту – ФАПСИ 152).
- Ключевая информация — специальным образом организованная совокупность криптоключей, предназначенная для осуществления криптографической защиты информации в течение определенного срока [ФАПСИ 152].
Понять принципиальное отличие между криптоключем и ключевой информации можно на следующем примере. При организации HTTPS, генерируются ключевая пара открытый и закрытый ключ, а из открытого ключа и дополнительной информации получается сертификат. Так вот, в данной схеме совокупность сертификата и закрытого ключа образуют ключевую информацию, а каждый из них по отдельности является криптоключом. Тут можно руководствоваться следующим простым правилом – конечные пользователи при работе с СКЗИ используют ключевую информацию, а криптоключи обычно используют СКЗИ внутри себя. В тоже время важно понимать, что ключевая информация может состоять из одного криптоключа. - Ключевые документы — электронные документы на любых носителях информации, а также документы на бумажных носителях, содержащие ключевую информацию ограниченного доступа для криптографического преобразования информации с использованием алгоритмов криптографического преобразования информации (криптографический ключ) в шифровальных (криптографических) средствах. (определение из Постановления Правительства № 313 от от 16 апреля 2012 г. , далее по тексту – ПП-313)
Простым языком, ключевой документ — это ключевая информация, записанная на носителе. При анализе ключевой информации и ключевых документов следует выделить, что эксплуатируется (то есть используется для криптографических преобразований – шифрование, электронная подпись и т.д.) ключевая информация, а передаются работникам ключевые документы ее содержащие. - Средства криптографической защиты информации (СКЗИ) – средства шифрования, средства имитозащиты, средства электронной подписи, средства кодирования, средства изготовления ключевых документов, ключевые документы, аппаратные шифровальные (криптографические) средства, программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства. [ПП-313]
При анализе данного определения можно обнаружить в нем наличие термина ключевые документы. Термин дан в Постановлении Правительства и менять его мы не имеем права. В тоже время дальнейшее описание будет вестись из расчета что к СКЗИ будут относится только средства осуществления криптографических преобразований). Данный подход позволит упростить проведение аудита, но в тоже время не будет сказываться на его качестве, поскольку ключевые документы мы все равно все учтем, но в своем разделе и своими методами.
Методика аудита и ожидаемые результаты
Основными особенностями предлагаемой в данной статье методике аудита являются постулаты о том, что:
- ни один работник компании не может точно ответить на вопросы, задаваемые в ходе аудита;
- существующие источники данных (перечни, реестры и др.) не точны или слабо структурированы.
Поэтому предлагаемая в статье методика, это своеобразный data minning, в ходе которого будут один и те же данные извлекаться из разных источников, а затем сравниваться, структурироваться и уточняться.
Приведем основные зависимости, которые нам в этом помогут:
- Если есть СКЗИ, то есть и ключевая информация.
- Если есть электронный документооборот (в том числе с контрагентами и регуляторами), то скорее всего в нем применяется электронная подпись и как следствие СКЗИ и ключевая информация.
- Электронный документооборот в данном контексте следует понимать широко, то есть к нему будут относится, как непосредственный обмен юридически значимыми электронными документами, так и сдача отчетности, и работа в платежных или торговых системах и так далее. Перечень и формы электронного документооборота определяются бизнес-процессами компании, а также действующим законодательством.
- Если работник задействован в электронном документообороте, то скорее всего у него есть ключевые документы.
- При организации электронного документооборота с контрагентами обычно выпускаются организационно-распорядительные документы (приказы) о назначении ответственных лиц.
- Если информация передается через сеть Интернет (или другие общественные сети), то скорее всего она шифруется. В первую очередь это касается VPN и различных систем удаленного доступа.
- Если в сетевом трафике обнаружены протоколы, передающие трафик в зашифрованном виде, то применяются СКЗИ и ключевая информация.
- Если производились расчеты с контрагентами, занимающимися: поставками средств защиты информации, телекоммуникационных устройств, оказанием услуг по передаче отёчности, услуг удостоверяющих центров, то при данном взаимодействии могли приобретаться СКЗИ или ключевые документы.
- Ключевые документы могут быть как на отчуждаемых носителях (дискетах, флешках, токенах, …), так и записаны внутрь компьютеров и аппаратных СКЗИ.
- При использовании средств виртуализации, ключевые документы могут храниться как внутри виртуальных машин, так и монтироваться к виртуальным машинам с помощью гипервизора.
- Аппаратные СКЗИ могут устанавливаться в серверных и быть недоступны для анализа по сети.
- Некоторые системы электронного документооборота могут находится в неактивном или малоактивном виде, но в тоже время содержать активную ключевую информацию и СКЗИ.
- Внутренняя нормативная и организационно-распорядительная документация может содержать сведения о системах электронного документооборота, СКЗИ и ключевых документов.
Для добычи первичной информации будем:
- опрашивать работников;
- проводить анализ документации компании, включая внутренние нормативные и распорядительные документы, а также исходящие платежные поручения;
- проводить визуальный анализ серверных комнат и коммуникационных шкафов;
- проводить технических анализ содержимого автоматизированных рабочих мест (АРМ), серверов и средств виртуализации.
Конкретные мероприятия сформулируем позже, а пока рассмотрим конечные данные, которые мы должны получить по итогам аудита:
Перечень СКЗИ:
По каждому элементу перечня фиксируем следующие данные:
- Модель СКЗИ. Например, СКЗИ Крипто CSP 3.9, или OpenSSL 1.0.1
- Идентификатор экземпляра СКЗИ. Например, серийный, лицензионный (или регистрационный по ПКЗ-2005) номер СКЗИ
- Сведения о сертификате ФСБ России на СКЗИ, включая номер и даты начала и окончания сроков действия.
- Сведения о месте эксплуатации СКЗИ. Например, имя компьютера на которое установлено программное СКЗИ, или наименование технических средств или помещения где установлены аппаратные СКЗИ.
Данная информация позволит:
- Управлять уязвимостями в СКЗИ, то есть быстро их обнаруживать и исправлять.
- Отслеживать сроки действия сертификатов на СКЗИ, а также проверять используется ли сертифицированное СКЗИ в соответствии с правилами, установленными документацией или нет.
- Планировать затраты на СКЗИ, зная сколько уже находится в эксплуатации и сколько еще есть сводных средств.
- Формировать регламентную отчетность.
Перечень ключевой информации:
По каждому элементу перечня фиксируем следующие данные:
- Наименование или идентификатор ключевой информации. Например, «Ключ квалифицированной ЭП. Серийный номер сертификата 31:2D:AF», при этом идентификатор следует подбирать таким образом, чтобы по нему можно было найти ключ. Например, удостоверяющие центры, когда посылают уведомления обычно идентифицируют ключи по номерам сертификатов.
- Центр управления ключевой системой (ЦУКС), выпустивший данную ключевую информацию. Это может быть организация выпустившая ключ, например, удостоверяющий центр.
- Физическое лицо, на имя которого выпущена ключевая информация. Эту информацию можно извлечь из полей CN сертификатов X.509
- Формат ключевой информации. Например, СКЗИ КриптоПРО, СКЗИ Верба-OW, X.509 и т.д (или другими словами для использования с какими СКЗИ предназначена данная ключевая информация).
- Назначение ключевой информации. Например, «Участие в торгах на площадке Сбербанк АСТ», «Квалифицированная электронная подпись для сдачи отчетности» и т.д. С точки зрения техники, в данном поле можно фиксировать органичения зафиксированные полях extended key usage и др сертификатов X.509.
- Начало и окончание сроков действия ключевой информации.
- Порядок перевыпуска ключевой информации. То есть знания о том, что нужно делать и как, при перевыпуске ключевой информации. По крайней мере желательно фиксировать контакты должностных лиц ЦУКС, выпустившего ключевую информацию.
- Перечень информационных систем, сервисов или бизнес-процессов в рамках которых используется ключевая информация. Например, «Система дистанционного банковского обслуживания Интернет Клиент-Банк».
Данная информация позволит:
- Отслеживать сроки действия ключевой информации.
- В случае необходимости быстро перевыпускать ключевую информацию. Это может понадобится как при плановом, так при внеплановом перевыпуске.
- Блокировать использование ключевой информации, при увольнении работника на которого она выпущена.
- Расследовать инциденты информационной безопасности, отвечая на вопросы: «У кого были ключи для совершения платежей?» и др.
Перечень ключевых документов:
По каждому элементу перечня фиксируем следующие данные:
- Ключевая информация, содержащаяся в ключевом документе.
- Носитель ключевой информации, на который записана ключевая информация.
- Лицо, ответственное за сохранность ключевого документа и конфиденциальность содержащейся в нем ключевой информации.
Данная информация позволит:
- Перевыпускать ключевую информацию в случаях: увольнения работников, обладающих ключевыми документами, а также при компрометации носителей.
- Обеспечивать конфиденциальность ключевой информации, путем инвентаризации носителей ее содержащих.
План аудита
Настало время рассмотреть практически особенности проведения аудита. Сделаем это на примере кредитно-финансовой организации или другими словами на примере банка. Данный пример выбран не случайно. Банки используют довольно большое число разношерстных систем криптографической защиты, которые задействованы в гигантском количестве бизнес-процессов, да и к тому же практически все банки являются Лицензиатами ФСБ России по криптографии. Далее в статье будет представлен план аудита СКЗИ и криптоключей, применительно к Банку. В тоже время данный план может быть взят за основу при проведении аудита практически любой компании. Для удобство восприятия план разбит на этапы, которые в свою очередь свернуты в сполйеры.
№ | Действие | Ожидаемый результат и его использование |
Источник – все работники компании | ||
1 | Делаем рассылку по корпоративной почте всем работниками компании с просьбой сообщить в службу информационной безопасности обо всех используемых ими криптографических ключах | Получаем электронные письма, на базе которых формируем перечень ключевой информации и перечень ключевых документов |
Источник – Руководитель Службы информационных технологий | ||
1 | Запрашиваем перечень ключевой информации и ключевых документов | С некоторой вероятностью Служба ИТ ведет подобные документы, будем использовать их для формирования и уточнения перечней ключевой информации, ключевых документов и СКЗИ |
2 | Запрашиваем перечень СКЗИ | |
3 | Запрашиваем реестр ПО, установленного на серверах и рабочих станциях | В данном реестре ищем программные СКЗИ и их компоненты. Например, КриптоПРО CSP, Верба-OW, Signal-COM CSP, Сигнатура, PGP, ruToken, eToken, КритоАРМ и др. На базе этих данных формируем перечень СКЗИ. |
4 | Запрашиваем перечень работников (вероятно техническая поддержка), помогающих пользователям по использованию СКЗИ и перевыпуску ключевой информации. | Запрашиваем у данных лиц аналогичную информацию, что и у системных администраторов |
Источник – системные администраторы Службы информационных технологий | ||
1 | Запрашиваем перечень отечественных криптошлюзов (VIPNET, Континент, S-terra и др.) | В случаях, когда в компании не реализованы регулярные бизнес процессы управления ИТ и ИБ, подобные вопросы могут помочь вспомнить системным администраторам о существовании того или иного устройства или ПО. Используем данную информацию для получения перечня СКЗИ. |
2 | Запрашиваем перечень отечественных программных СКЗИ (СКЗИ МагПро КриптоПакет, VIPNET CSP, CryptonDisk, SecretDisk, …) | |
3 | Запрашиваем перечень маршрутизаторов, реализующих VPN для: а) связи офисов компании; б) взаимодействия с контрагентами и партнерами. |
|
4 | Запрашиваем перечень информационных сервисов, опубликованных в Интернет (доступных из Интернет). Они могу включать: а) корпоративную электронную почту; б) системы обмена мгновенными сообщениями; в) корпоративные web-сайты; г) сервисы для обмена информации с партнерами и контрагентами (extranet); д) системы дистанционного банковского обслуживания (если компания – Банк); е) системы удаленного доступа в сеть компании. Для проверки полноты предоставленных сведений сверяем их с перечнем правил Portforwarding пограничных межсетевых экранов. |
Анализируя полученную информацию с высокой вероятностью можно встретить использование СКЗИ и криптоключей. Используем полученные данные для формирования перечня СКЗИ и ключевой информации. |
5 | Запрашиваем перечень информационных систем, используемых для сдачи отчетности (Такском, Контур и т. д.) | В данных системах используются ключи квалифицированной электронной подписи и СКЗИ. Через данный перечень формируем перечень СКЗИ, перечень ключевой информации, а также узнаем работников, пользующихся этими системами для формирования перечня ключевых документов. |
6 | Запрашиваем перечень систем внутреннего электронного документооборота (Lotus, DIRECTUM, 1С: Документооборот и др.), а также перечень их пользователей. | В рамках внутренних систем электронного документооборота могут встретиться ключи электронной подписи. На основании полученной информации формируем перечень ключевой информации и перечень ключевых документов. |
7 | Запрашиваем перечень внутренних удостоверяющих центров. | Средства, используемые для организации удостоверяющих центров, фиксируем в перечне СКЗИ. В дальнейшем будем анализировать содержимое баз данных удостоверяющих центров для выявления ключевой информации. |
8 | Запрашиваем информацию об использовании технологий: IEEE 802.1x, WiFiWPA2 Enterprise и систем IP-видеонаблюдения | В случае использования данных технологий мы можем обнаружить в задействованных устройствах ключевые документы. |
Источник – Руководитель кадровой службы | ||
1 | Просим описать процесс приема и увольнение работников. Фокусируемся на вопросе о том, кто забирает у увольняющихся работников ключевые документы | Анализируем документы (обходные листы) на предмет наличия в них информационных систем в которых могут использоваться СКЗИ. |
№ | Действие | Ожидаемый результат и его использование |
Источник – Руководитель служба расчетов (корреспондентских отношений) | ||
1 | Просим предоставить схему организации взаимодействия с платежной системой Банка России. В частности, это будет актуально для Банков, имеющих развитую филиальную сеть, при которой филиалы могут подключать в платежную систему ЦБ напрямую | На базе полученных данных определяем местоположение платежных шлюзов (АРМ КБР, УТА) и перечень задействованных пользователей. Полученную информацию используем для формирования перечня СКЗИ, ключевой информации и ключевых документов. |
2 | Запрашиваем перечень Банков, с которыми установлены прямые корреспондентские отношения, а также просим рассказать кто занимается осуществлением переводов и какие технические средства используются. | Аналогично, как для платежной системы Банка России |
3 | Запрашиваем перечень платежных систем, в которых участвует Банк (SWIFT, VISA, MasterCard, НСПК, и т.д), а также месторасположение терминалов для связи | Аналогично, как для платежной системы Банка России |
Источник – Руководитель подразделения, отвечающего за предоставление дистанционных банковских услуг | ||
1 | Запрашиваем перечень систем дистанционного банковского обслуживания. | В указанных системах анализируем использование СКЗИ и ключевой информации. На основании полученных данных формируем перечень СКЗИ и ключевой информации и ключевых документов. |
Источник – Руководитель подразделения, отвечающего за функционирование процессинга платежных карт | ||
1 | Запрашиваем реестр HSM | На базе полученной информации формируем перечень СКЗИ, ключевой информации и ключевых документов. |
2 | Запрашиваем реестр офицеров безопасности | |
4 | Запрашиваем информацию о компонентах LMK HSM | |
5 | Запрашиваем информацию об организации систем типа 3D-Secure и организации персонализации платежных карт | |
Источник – Руководители подразделений, выполняющих функции казначейства и депозитария | ||
1 | Перечень банков, с которыми установлены корреспондентские отношения и которые участвую в межбанковском кредитовании. | Используем полученную информацию для уточнения ранее полученных данных от службы расчетов, а также фиксируем информацию о взаимодействии с биржами и депозитариями. На базе полученной информации формируем перечень СКЗИ и ключевой информации. |
2 | Перечень бирж и специализированных депозитариев с которыми работает Банк | |
Источник – Руководители служб финансового мониторинга и подразделений ответственных за сдачу отчетности в Банк России | ||
1 | Запрашиваем информацию о том, как они отправляют сведения и получают сведения из ЦБ. Перечень задействованных лиц и технических средств. | Информационное взаимодействие с Банком России жестко регламентировано соответствующими документами, например, 2332-У, 321-И и многими другими, проверяем соответствие этим документам и формируем перечни СКЗИ, ключевой информации и ключевых документов. |
Источник – Главный бухгалтер и работники бухгалтерии, занимающиеся оплатой счетов по внутрибанковским нуждам | ||
1 | Запрашиваем информацию, о том, как происходит подготовка и сдача отчетности в налоговые инспекции и Банк России | Уточняем ранее полученные сведения |
2 | Запрашиваем реестр платежных документов, для оплаты внутрибанковских нужд | В данном реестре будем искать документы где: 1) в качестве адресатов платежей указаны удостоверяющие центры, специализированные операторы связи, производители СКЗИ, поставщики телекоммуникационного оборудования. Наименования данных компаний можно получить из Реестра сертифицированных СКЗИ ФСБ России, перечня аккредитованных удостоверяющих центров Минкомсвязи и других источников. 2) в качестве расшифровки платежа присутствуют слова: «СКЗИ», «подпись», «токен», «ключевой», «БКИ» и т. д. |
Источник – Руководители служб по работе с просроченной задолженностью и управления рисков | ||
1 | Запрашиваем перечень бюро кредитных историй и коллекторских агентств, с которыми работает Банк. | Совместно со службой ИТ анализируем полученные данные с целью выяснения организации электронного документооборота, на базе чего уточняем перечни СКЗИ, ключевой информации и ключевых документов. |
Источник – Руководители служб документооборота, внутреннего контроля и внутреннего аудита | ||
1 | Запрашиваем реестр внутренних организационно распорядительных документов (приказов). | В данных документах ищем документы, относящиеся к СКЗИ. Для этого анализируем наличие ключевых слов «безопасность», «ответственное лицо», «администратор», «электронная подпись», «ЭП», «ЭЦП», «ЭДО», «АСП», «СКЗИ» и их производных. После чего выявляем перечень работников Банка зафиксированных в этих документах. Проводим с работниками интервью на тему использования ими криптосредств. Полученную информацию отражаем в перечнях СКЗИ, ключевой информации и ключевых документов. |
2 | Запрашиваем перечни договоров с контрагентами | Стараемся выявить договора об электронном документообороте, а также договора с компаниями, занимающимися поставной средств защиты информации или оказывающими услуги в этой области, а также компаниями, предоставляющими услуги удостоверяющих центров и услуги сдачи отчетности через Интернет. |
3 | Анализируем технологию хранения документов дня в электронном виде | При реализации хранения документов дня в электронном виде обязательно применяются СКЗИ |
№ | Действие | Ожидаемый результат и его использование |
1 | Проводим техническую инвентаризацию ПО установленного на компьютерах. Для этого используем: · аналитические возможности корпоративных систем антивирусной защиты (например, Антивирус Касперского умеет строить подобный реестр). · скрипты WMI для опроса компьютеров под управлением ОС Windows; · возможности пакетных менеджеров для опроса *nix систем; · специализированное ПО для инвентаризации. |
Среди установленного ПО ищем программные СКЗИ, драйвера для аппаратных СКЗИ и ключевых носителей. На базе полученной информации обновляем перечень СКЗИ. |
2 | Осуществляем поиск ключевых документов на серверах и рабочих станциях. Для этого · Logon-скриптами опрашиваем АРМ в домене на предмет наличия сертификатов с закрытыми ключами в профилях пользователей и профилях компьютера. · На всех компьютерах, файловых серверах, гипервизорах ищем файлы с расширениями: crt, cer, key, pfx, p12, pem, pse, jks и др. · На гипервизорах систем виртуализации ищем примонтированные дисководы и образы дискет. |
Очень часто ключевые документы представлены в виде файловых ключевых контейнеров, а также контейнерами, хранящимися в реестрах компьютеров, работающих под управлением ОС Windows. Найденные ключевые документы фиксируем в перечне ключевых документов, а содержащеюся в них ключевую информацию в перечне ключевой информации. |
3 | Анализируем содержание баз данных удостоверяющих центров | Базы данных удостоверяющих центров обычно содержат в себе данные о выпущенных этим центрами сертификатов. Полученную информацию заносим в перечень ключевой информации и перечень ключевых документов. |
4 | Проводим визуальный осмотр серверных комнат и коммутационных шкафов, ищем СКЗИ и аппаратные ключевые носители (токены, дисководы) | В некоторых случаях, невозможно провести инвентаризацию СКЗИ и ключевых документов по сети. Системы могут находится в изолированных сетевых сегментах, либо вообще не иметь сетевых подключений. Для этого проводим визуальный осмотр, в результатах которого должно быть установлены названия и назначение всего оборудования, представленного в серверных. Полученную информацию заносим в перечень СКЗИ и ключевых документов. |
5 | Проводим анализ сетевого трафика, с целью выявления информационных потоков, использующих шифрованный обмен | Шифрованные протоколы – HTTPS, SSH и др. позволят нам идентифицировать сетевые узлы на которых выполняются криптографические преобразования, и как следствие содержащие СКЗИ и ключевые документы. |
Заключение
В данной статье мы рассмотрели теорию и практику проведения аудита СКЗИ и криптоключей. Как вы убедились, процедура эта довольно сложная и трудоемкая, но если к ней грамотно подходить вполне осуществимая. Будем надеется данная статья вам поможет в реальной жизни. Спасибо за внимание, ждем ваших комментариев
Автор: imbasoft