Если вы, как и я когда-то, планировали вырваться из нежных и цепких объятий родины в цивилизованный мир, то наверняка сталкивались с персонажами, не вынесшими такого счастья и вернувшимися из иммиграции на территорию отечества. Наверняка можете вспомнить и полный недоуменного негодования вопрос «Почему?», обращенный к тем самым сумасшедшим. Вопрос этот зачастую оставался риторическим, ибо абстрактные ответы о непреодолимых культурных различиях и страстном желании обнять березки ответами де-факто не являются.
И вот тут я, находясь на волшебном солнечном острове уже почти год, я поймал себя на мысли, что было бы здорово вернуться назад, в родной туманный и пасмурный Питер. Не будучи хоть сколько-нибудь профессиональным психиатром, вряд ли я смогу дать точную оценку своему когнитивному расстройству, однако попробую выразить собственные ощущения и полученный жизненный опыт в виде нескольких слабосвязанных между собой наблюдений и баек касаемо жизни и работы.
Итак, знакомьтесь, Кипр. Солнечный остров в составе Евросоюза, обладающий рекордным количеством чистейших пляжей на квадратный метр площади. Остров, где практически всегда лето, где буквально на каждой улице растут апельсиновые, гранатовые, абрикосовые и оливковые деревья. Остров, где местные жители беззаботны, открыты и дружелюбны. Где компания, в которой я тружусь, предоставляет бесплатное жилье в 10 минутах пешком от офиса плюс своевременно выплачивает денежку.
Что, спрашивается, может пойти не так? Да, в общем-то, всё что угодно.
Климат
Давайте начнем с климата. Сейчас в июне, когда я пишу эти строки, термометр показывает +31C. В июле будет примерно +40С. Сколько будет в августе — не знает никто, т.к. к этому времени ласковое солнышко выдавливает оставшихся в живых представителей относительно разумной фауны куда-нибудь в горы или вообще за пределы острова. В связи с этим могу поделиться тремя занимательными фактами о лете.
Факт первый. Иногда воздух на улице бывает настолько теплый, что при ветре бывает жарче, чем просто в штиль. Не верите? Встаньте под фен! А теперь экстраполируйте этот фен на территорию небольшого государства.
Факт второй. Кондиционер в автомобиле не всегда способен помочь. Он дует, старается, но охлажденный воздух не способен достаточно охладить кожу, на которую падают солнечные лучи сквозь тонированные стекла местных авто.
Факт третий. Летом забываешь, какой кран отвечает за горячую воду, а какой за холодную. Ибо из обоих течет водичка «комнатной» (за бортом +40С, напомню) температуры. Очень приятно и освежающе.
Наверное, я сгущаю краски и вот уж зимой-то точно все хорошо? Конечно, хорошо. Температура существенно опускается, но, тем не менее, остается положительной. И вот тут начинают играть роль представления киприотов о домах — с тонкими стенами, большими окнами и не менее большими щелями везде, где только можно. В результате героическое поддержание хотя бы +18С в небольшой квартире-студии обходится примерно в 100 евро/мес. Еще никогда в жизни мои кошки не были такими пушистыми! Ну а необходимость самостоятельно греть воду чтобы помыться так и вовсе выбивает скупую мужскую слезу в память о централизованном горячем водоснабжении.
Природа и города
В общем, фиг с ними — с особенностями местного быта. Но ведь на Кипре должно быть красиво? Красота — понятие субъективное, но я, пожалуй, соглашусь, что вид солнца, окунающегося в Средиземное море на закате, не лишен некоторого очарования…
Волшебство заканчивается, стоит только перевести взгляд с побережья вглубь территории острова. Страна оказывается удивительно уныла и уродлива. К середине мая вся зеленая травка подсыхает и обугливается, поэтому до октября все пейзажи выглядят немного по-марсиански. Деревья, конечно, продолжают стоять и плодоносить, но глобальной картины не улучшают, и, скорее, подчеркивают некоторую экзистенциальную безысходность всего сущего.
Но, разумеется, на Кипре есть парки. Любая огороженная территория этак 10x10 метров голой земли, из которой растет пара десятков деревьев уже признается парком, в котором, теоретически, можно попробовать провести время. Есть парки и покрупнее. Прямо на их асфальтированную территорию заезжают киприоты на авто, выходят, гуляют минут 5 и возвращаются в машину с чувством выполненного долга.
Любителям красивой и/или старинной архитектуры на Кипре тоже ничего не светит — всю власть в стране захватили стандартные 2-4-этажные белые коробки. Церкви, пожалуй, выделяются кирпичного цвета черепицей, но выглядят они настолько одинаково, что начинаешь верить, будто в их строительстве применялся единственный метод, а именно Ctrl+C, Ctrl+V.
Более опытные коллеги рассказывали, что все эти печали архитектурного свойства проистекают от глинистой почвы, на которой здания дольше лет сорока не стоят. Только вот построенная венецианцами крепостная стена 17-го века, отлично сохранившаяся до наших дней, легонько так и недвусмысленно намекает на другую причину. Но, пожалуй, отложим исследование анатомии произрастания рук у киприотов, и констатируем очевидный плюс всего вышесказанного.
С Кипра чертовски приятно улетать! Любая Тьмутаракань начинает блистать архитектурой, каждое пятиэтажное здание превращается в небоскреб, а от обилия зелени — да даже в центре Москвы — просто захватывает дух.
Аэропорт
Правда, возможность улететь с Кипра, как оказалось, надо еще выстрадать. Первый раз об этом мне намекнуло мироздание прошлой осенью, когда наивный я встал в очередь на регистрацию в аэропорту Ларнаки, намереваясь получить посадочный талон и сдать багаж. Очередь упорно не желала двигаться и спустя какое-то время объявили, что по причине технических неполадок работает только self-checkin регистрация через киоски и, соответственно, без багажа. Спустя еще час проблема была героически решена и я даже успел на рейс.
Уже в начале этого года умудренный опытом я заблаговременно зарегистрировался онлайн и решил обойтись только ручной кладью без багажа. Аэропорт вызов с честью принял, поэтому в этот раз информационные системы решили отказать всерьез и надолго. Не столь догадливым попутчикам посадочные талоны выписывались от руки на чистых листах бумаги, все сопутствующие операции сотрудники аэропорта, как могли, пытались проводить вручную… В общем, вылетели мы на 2.5 часа позже, как и множество других рейсов.
Что любопытно, когда я написал гневное письмо по этому поводу, в ответ меня попросили уточнить дату, когда это все произошло, дабы разобраться в сложившейся ситуации. На минуточку: в аэропорту случился глобальный коллапс в обслуживании отправлений, но руководство об этом ничего не знало.
Этот случай неплохо иллюстрирует взаимоотношения Кипра и ИТ, но для более полной картины расскажу еще одну историю. Про налоги.
Налоги
Каждое физлицо на Кипре обязано самостоятельно отчитываться по полученным доходам и уплаченным налогам, несмотря на то, что налоги за него платит работодатель. Отчитаться можно через интернет, для этого нужно получить логин/пароль в личный кабинет, подав заявление. Пару месяцев назад это заявление написал, отдал нашему бухгалтеру. Прошел месяц — ответа нет, поэтому начали разбираться.
Оказалось, что в тот день, когда бухгалтер отправлял мое заявление в налоговую, там не работал факс, вот они ничего и не получили. Ну в самом деле — а что такого? Для киприота не работающее что угодно, за исключением аппарата для взбивания нескафе, не представляет собой ничего страшного. Особенно какой-то там факс.
Итак, трудности преодолены, логины и пароли получены, заполняем декларацию. В общем и целом она не сильно отличается от российской 3-НДФЛ, где указываются полученные доходы и уплаченные с них налоги, в результате чего подбивается баланс (в идеале — нулевой).
Все просто, но киприоты не были бы киприотами, если бы не накосячили и здесь. Причем со вкусом: половина полей анкеты принимала вещественные числа, а другая половина — только целые, причем в совершенно бессистемно. Результат очевиден — дебит с кредитом не сошлись на пару десятков центов.
Решение проблемы пришло от бухгалтера (ВНИМАНИЕ: если вы связаны с российской бухгалтерией то, пожалуйста, не читайте следующее предложение, ибо оно способно нанести непоправимый вред вашему психическому здоровью). Несколькими легкими движениями она просто подогнала цифры, манипулируя вещественными полями декларации. Когда же я рассказал об этом одному коллеге, он просто посоветовал не париться, ибо «в лучшем случае до проверки твоей декларации дойдут лет через семь».
Ну и вишенка на торте. Как вы думаете, в чем контора, в которой я тружусь, считает зарплату своих ста сотрудников? Праааавильно, в Excel. Кстати, бухгалтер, если верить профилю Linkedin, получил MBA — здесь же, на Кипре.
Банки
В целом же, говоря о деньгах, нельзя обойти вниманием и другую сторону, а именно, банки. Заведения эти замечательны хотя бы тем, что работают с 8:00 до примерно 14:30. По будням, естественно.
Можно долго рассказывать об особенностях банковского обслуживания, или о том, что заказанная пластиковая карточка вместе с пин-кодом в обязательном порядке отправляется письмом на домашний адрес (во имя безопасности — в разных конвертах и с разницей в 1 день).
Во всей красе кипрские банки проявили себя, когда мне надо было обменять евро на фунты для поездки в Британию. 2000 евро сумма не то, чтобы астрономически большая, но просто так ее с собой таскать не хочется, поэтому для начала зашел в свое банковское отделение с вопросом, можно ли произвести обмен. «Конечно, можно! За свои евро получите вот столько вот фунтов,» — ответили мне.
Отлично, на следующее утро беру деньги, возвращаюсь в банк. «Нууу,» — говорит тот же сотрудник — «Это как-то слишком дофига денег, у нас столько нету, надо заказывать. Давайте мы закажем, фунты привезут, мы вам позвоним, а вы потом придете». Соглашаюсь, чего еще делать.
Зная, что рядом с моим отделением расположены еще 3 конкурирующие организации, захожу к ним. Во всех трех объясняют, что поскольку я не являюсь их клиентом, обмен наличности они осуществить вот прям никак не могут.
Наступает следующий день. Банк предсказуемо молчит. Не беда, иду туда ножками. «О, вы пришли 2000 евро обменять?» — кричит мне через весь зал ставший уже родным кассир — «А деньги только приехали, подходите.»
Полиция
Подобные увлекательные квесты поджидают счастливых обитателей острова буквально на каждом шагу. Понадобилось мне однажды получить кипрскую справку о несудимости (Criminal records certificate). Делаться справка должна в полиции, а вот где конкретно — вопрос. Разумеется, в полицию можно позвонить и всё узнать. Заходим на сайт кипрской полиции и лицезреем список полезных телефонов:
Окей, подойдем к задаче с другой стороны — спросим у более опытных в криминальных делах коллег. Более криминальные коллеги подсказывают адрес, по которому я даже успешно приезжаю. И тут, естественно, оказывается, что иностранцам эту справку делают не здесь, а в специально отведенном месте посредством специально обученных людей. На мой резонный вопрос, а где же, собственно, это специальное место расположено, доблестные сотрудники полиции минут 5 роются к компе, потом еще минут 5 куда-то звонят. В конечном итоге показывают место на карте. Вооот где-то здесь:
«Вооот где-то там» по факту оказался расположен целый квартал принадлежащих полиции зданий, без номеров домов, без конкретных адресов.
Такие топографические особенности характерны для всего острова, поэтому адрес любого объекта на Кипре выглядит примерно так: «едешь в Никосию по хайвею. Как только светофор увидите первый — смотрите направо — там будет здание с синими ставнями. но повернуть туда сразу не получится. надо чуть дальше проехать и развернуться. когда развернулись вам надо будет к этому зданию проехать повернув соответственно налево.»
Транспорт
Местные таксисты при всем при этом — так же совершенно прекрасные и чудесные люди, делящиеся на несколько категорий:
Те, которые не пользуются навигатором категорически. Сначала долго расспрашивают, куда везти и как ехать, затем встают на полпути и углубляются в бумажные карты острова. Для этих доморощенных Флинтов сие — вполне разумная стратегия, ибо деньги по счетчику исправно продолжают капать во время такой вот «технической остановки».
Те, у кого навигатор есть, но валяется он в бардачке в качестве крутого и модного аксессуара. Если бумажная карта по какой-то причине не помогла, киприот-таксист начинает тыкать в кнопочки навигатора, силясь разобраться, как же эта шайтан-штука устроена. Иногда даже получается. Но чаще всего — нет, т.к. отсутствие половины дорог и зданий на электронных картах — вполне себе норма. Равно как и наличие трех-четырех одноименных улиц с нужным названием, расположенных в различных частях города. Так что даже если в навигаторе удалось найти адрес, расслабляться рано — такси вполне может поехать совсем не туда, куда нужно.
Те, у кого есть навигатор с актуальными картами, и кто без лишних расспросов просто довезет из пункта А в пункт Б. Таких товарищей меньше всего, и с ними определенно стоит завязывать крепкую дружбу.
Вместо такси, в принципе, можно рискнуть воспользоваться общественным транспортом. Ходит он по расписанию с интервалом движения минут в 40. Само расписание можно посмотреть через официальное приложение. В нем же, теоретически, можно и проложить маршрут, но поскольку написано оно профессиональными индусами, пользоваться этой функцией совершенно невозможно — проще построить маршрут по 2ГИС, а затем уже в приложении свериться с расписанием.
Заканчивается движение автобусов чертовски поздно — примерно в пять-шесть часов вечера. При этом перевозят они за день совершенно феноменальное количество людей — зачастую единственными пассажирами автобусов на различных рейсах оказываемся только мы с супругой.
Подавляющая же масса местных предпочитает личный транспорт, что совсем не удивительно, учитывая все вышесказанное. Обратная сторона любви к железным коням выливается в то, что пешком киприоты не ходят вообще, и пешеходную инфраструктуру не проектируют. Поэтому редкие тротуары, как правило, засажены деревьями, и ходить по ним получается не особо. Примерно недели две спустя привыкаешь прогуливаться до работы и магазинов просто по проезжей части, благо машины в спальных районах ездят нечасто.
Такая вот проза жизни. И раз эта проза опубликована на техническом, по большей части, ресурсе, расскажу немного и о самой программистской работе.
Работа в IT
Контора, где я тружусь, позиционирует себя в качестве международной компании с офисами по всему миру. Головной офис и центр разработки здесь — на Кипре. Владелец заявляет, что эта локация выбрана исключительно по причине невероятной привлекательности острова во всех отношениях, хотя на мой циничный взгляд все упирается исключительно в бабло — расходы на сотрудников за счет лояльной налоговой системы крайне низки.
Впрочем, не могу исключать и того, что кому-то здесь в самом деле может нравиться. По крайней мере, в конторе добровольно работают и англичане, и немцы, и французы и выходцы из стран СНГ (из коих практически полностью и состоит отдел разработки).
В целом, есть ощущение, что контора только что перешла от небольшого «домашнего» предприятия к стадии зрелости, и до сих пор не осознала этого факта. Организационная структура отдела разработки, несмотря на растущее количество работников, представляет собой звезду с проект-менеджером в центре.
Причем сам ПМ звездит не по-детски: требует проводить через него абсолютно все технические решения и все коммуникации между разработчиками, при этом требуя самостоятельности и командной работы. И нащупать вот эту границу между «зачем ты пришел ко мне с этой ерундой» и «а почему ты не пришел — я бы сразу сказал, как сделать правильно» не представляется никакой возможности.
Поэтому оптимальная стратегия — самостоятельно разрабатывать максимально гибкие решения возникающих задач, молясь, чтобы ПМ никогда не задался вопросом «а как это все у тебя работает» и не начал давать очень умные советы. Воистину лучше просить прощения, чем разрешения.
При всем этом руководство прислушивается к опыту разработчиков и не опасается рисковать и пробовать новые подходы и технологии. Так, например, компания начала внедрение .NET Core в продукт и набивание шишек на этом пути практически сразу после его появления.
С другой стороны, подобный подход при отсутствии целостного видения руководством бизнес-процессов приводит к тому, что в фокусе оказываются только задачи, интересные проактивным разработчикам, и не все из этих задач доходят до финальной «вылизанной» реализации.
Так, например, для работы с пакетами используется полусамописный nuget-сервер, который чуть ли ежедневно нужно реанимировать руками, а запуск очередной сборки продукта триггерится исключительно вручную исключительно уполномоченными на то людьми. Такой вот continuous integration.
Выводы
Какие, в целом, выводы можно сделать из этой длинной и не совсем связной истории?
Во-первых, Кипр — очень и очень специфическое место. И рекомендовать его кому бы то ни было помимо влюблённых в море и негуманный климат мазохистов я бы не стал.
Во-вторых, жизнь здесь очень и очень сильно снижает все возможные планки ожиданий от окружающей реальности. С одной стороны, это несколько закаляет характер, и позволяет более спокойно и по-философски смотреть на возникающие жизненные неурядицы. С другой стороны, возрождает истинный смысл слов благодарности: если что-то происходит (почти) вовремя и (практически) согласно договоренности — то мое «спасибо» будет совершенно искренним проявлением радости оттого, что все получилось. Даже если это всего лишь доставка пиццы: и адрес нашли, и в заказе ничего не перепутали, и она горячая еще, а курьер и сдачу нашел!
В-третьих, все это оказалось очень интересным языковым опытом: где еще найти такое разнообразие акцентов и вариаций английского языка? А для тех, кому английского мало — всегда могут пойти на практически бесплатные курсы греческого. Хотя, с моей точки зрения, в отличие от английского, этот навык абсолютно бесполезен для любой практической цели.
Автор: Илья Тихонов