История о том, как за 6 лет я написал двухтомник, посвящённый искусственному интеллекту и машинному обучению.
Не знаю, как у вас, а у меня неизменным четвёртым пунктом в наборе «сын, дерево, дом» всегда была собственная книга. В юности я даже предпринимал робкие попытки в области создания художественных текстов — но дальше стихов и коротких рассказов дело не шло — это занятие требовало усидчивости и длительного систематического труда, но собственные наброски уже через пару недель начинали казаться такой несусветной чушью, что единственным желанием становился очередной литературный аборт, и нелепый выкидыш тут же отправлялся в услужливо подставленную виндой корзинку.
В общем, конечно, трудно сказать, насколько важную роль в данном случае сыграл незакрытый юношеский гештальт и стремление к гиперкомпенсации, но к 2017 году желание написать книгу, посвящённую моей главной профессиональной сфере — искусственному интеллекту — окончательно оформилось, и вот, спустя годы работы на моём столе лежит экземпляр уже второго тиража моей книги, название которой вынесено в заголовок статьи.
Писать книгу про область, которая в наши дни развивается невиданными темпами, задача почти столь же неподъёмная, как выпить море. Конечно, если древняя и новая история ИИ меняются в последние годы довольно мало (хотя и тут иногда совершаются серьёзные открытия), то в раздел, посвящённый новейшей истории ИИ, приходилось докидывать новые данные практически в режиме реального времени. Уже имея на своём компьютере свёрстанный макет, я, подобно герою древнего анекдота, стремился бросить вперёд шапку, чтобы застолбить участок под помидорки. Впрочем, за месяцы, прошедшие после завершения работы над текстом книги, её основные выводы и прогнозы остаются актуальными.
Книга охватывает очень разные аспекты развития ИИ: сами технологии, истории людей, которые эти технологии развивали, экономические аспекты развития технологий (сколько стоил первый в мире механический калькулятор? Во что обошлось (не)создание Бэббиджем первой разностной машины и кто и какими средствами смог в итоге успешно воплотить в жизнь эту идею?), интердисциплинарные связи ИИ, наукометрия машинного обучения и т. д.
Поскольку работать над книгой я мог только вечерами или в выходные дни, моя производительность в среднем составила около 200 слов в день. Правда, если исключить редактуру, корректуру и ожидание вёрстки из срока создания книги, то получится уже 250, что всего в 2 раза медленнее, чем, скажем, у Эрнеста Хемингуэя, что, кажется, неплохо. В реальности скорость создания текста очень сильно «плавала», т. к. количество свободного времени в разные периоды было очень разным.
Перед тем, как начать работать над книгой, я несколько лет достаточно плотно занимался популяризацией науки — выступал с научно-популярными лекциями, запустил с друзьями научно-популярный портал 22century.ru, который и ныне живёт и здравствует. И всё же работа над монографией требует гораздо более глубокого погружения в материал, анализ источников, чем создание простого научно-развлекательного контента.
Удивительным образом, многие вопросы истории ИИ, несмотря на огромный интерес публики к этой области, пока что остаются очень слабо разработанным. Например, не существует сколь-нибудь полной биографии Фрэнка Розенблатта, хотя в 1950-1960-е годы он был, без сомнения, крупнейшим специалистом в области нейронных сетей, и его идеи легли в основу нейросетевых исследований в следующие полвека. Вузовские учебники и научно-популярные книги содержат несчётное множество ошибок, заблуждений и неприемлемых упрощений. Поверхностная концепция «зим и вёсен ИИ», представления о том, что Минский и Пейперт «разгромили» Розенблатта в книге «Перцептроны» (в результате чего он, якобы, был лишён финансирования и покончил с собой), всеобщее убеждение в том, что многослойные нейронные сети изобрёл Румельхарт, различные вырванные из контекста и перевранные жёлтой прессой тезисы отдельных спорных исследований, раздутые маркетологами громкие заявления стартаперов, растиражированные социальными медиа истеричные вопли ИИ-думеров и другая медийная шелуха — всё это реалии восприятия публикой большой и чрезвычайно важной области науки и технологий.
Хотя ИИ является важнейшим направление развития информационных технологий, отнюдь не все релевантные материалы в этой сфере оцифрованы. Для того, чтобы разобраться в отдельных нюансах истории ИИ, мне и моим помощникам пришлось не только обратиться к содержимому архивов, но и вступить в переписку с другими исследователями, а также с некоторыми участниками описываемых в книге событий. Порой из замеченной в публичных источниках небрежности вырастало целое расследование, и для написания некоторых абзацев в книге потребовалось изучение сотен страниц источников. Вот вам несколько интересных артефактов, относящихся к работе над книгой:
Всего книга содержит 14 разделов:
Аннотация
Предисловие
1 Договоримся об определениях — этот раздел посвящён базовым понятиям, которые будут использованы в тексте книги
2 Сквозь тьму веков. История думающих машин — раздел, посвящённый истории устройств, которые использовались людьми в разное время для автоматизации интеллектуальной деятельности
3 Машины, которые играют в игры, и игры, в которые играют машины — раздел, посвящённый роли игр в развитии технологий ИИ
4 Нейронные сети и глубокое обучение — раздел, в котором рассказывается история глубокого обучения, в том числе много внимания здесь посвящено связи искусственных нейронных сетей с нейрофизиологическими исследованиями
5 Предвестники весны искусственного интеллекта — раздел о предпосылках «революции глубокого обучения»
6 Час настал. Да грянет бал! — раздел собственно об этой революции и о её достижениях, включая новейшие
7 Легенда о големе: ИИ, захватывающий мир — раздел о ИИ-рисках и страхах перед ИИ
8 Контуры будущего: задачи сегодняшнего и завтрашнего дня — раздел, посвящённый фронтиру исследований в области ИИ, трендам и прогнозам
9 Заключение
10 Благодарности
Указатель — подробный предметный указатель (включая имена исследователей)
Источники
Ещё немного сухой статистики:
— На создание книги ушло 6 лет работы
— Размер книги более 450 тысяч слов
— Более 3,4 млн знаков
— Книга содержит более 3,2 тысяч ссылок на источники
— Обложка твёрдая, размер 185 мм × 240 мм, бумага 100 г/м2, книга цветная, 568 страниц в первом томе и 784 страницы во втором
— Полные электронные версии в свободном доступе (pdf, epub, fb2, docx), скачать можно тут: http://markoff.science/#book
— Заказ бумажных копий тут: https://22century.ru/commerce/120 012
— Видео с презентации книги: https://www.youtube.com/watch?v=bGLoiM8fu9U
Словом, книга немного больше «Войны и мира». Но читать её целиком совсем не обязательно — как и в любой энциклопедии можно выбрать только интересующие разделы или использовать предметный указатель. В целом книга не требует при прочтении каких-то специальных знаний — школьной программы будет вполне достаточно.
Избранные цитаты из книги:
«...суть идеи Тьюринга: его тест — это не тест на способность обманывать кого-либо, а тест на способность системы ИИ выполнять ВСЕ задачи, подвластные человеческому разуму»
«Разговоры об угрозе «интеллектуального взрыва» и «захвата мира сверхразумом» хотя и привлекают внимание публики, но, по сути, могут лишь подогреть технофобские настроения в обществе и отвлечь его внимание от более актуальных проблем, сопутствующих техническому прогрессу: технологической безработицы, роста неравенства и гонки вооружений»
«Создаваемые в наши дни могущественные технологии при правильном применении могут помочь разрешить многие общественные проблемы, а могут нанести серьёзный вред, и конечный результат зависит от нас с вами. Возможно, главный парадокс эпохи искусственного интеллекта в том, что, хотя машины в наши дни успешно заменяют людей в самых разных сферах человеческой деятельности, мы остро ощущаем потребность в человеке и человечности»
«Наше вмешательство в собственную природу ограничено главным образом имеющимися технологическими возможностями. Если экстраполировать эту тенденцию, то рано или поздно человечество овладеет технологиями, способными эффективно осуществлять произвольные манипуляции с человеческими телами (и с другими объектами сопоставимой сложности), и, по всей видимости, объединится с собственными инструментами (включая системы ИИ) в единое целое. Такое изменение человеческой цивилизации обычно называют наступлением технологической сингулярности, которая, скорее всего, и ждёт человечество в будущем»
«Если рассуждать о технологических рисках, то можно заметить, что технологическое могущество человечества возрастает чрезвычайно быстрыми темпами, что приводит к эффекту, который я называю «удешевлением апокалипсиса». 150 лет назад при всём желании человечество не могло нанести ни биосфере, ни себе как виду невосполнимого урона. Для реализации катастрофического сценария 50 лет назад необходимо было бы сконцентрировать всю технологическую мощь ведущих мировых держав. Завтра для воплощения в жизнь глобальной техногенной катастрофы может хватить и небольшой горстки фанатиков. Наша технологическая мощь растёт куда быстрее, чем наша способность эту мощь контролировать»
«Постичь принципы, лежащие в основе нейросетевых моделей и их обучения, довольно нетрудно, и в этом смысле мы хорошо понимаем, как работают нейронные сети. Однако это, очевидно, не тот тип понимания, который имеют в виду, называя нейронную сеть чёрным ящиком. В действительности люди имеют в виду скорее возможность представить обученную сеть в виде компактного набора правил, который мог бы быть усвоен человеком и применён им на практике. Таким образом, под объяснимостью модели обычно понимают возможность уместить её «в человеческую голову», в некоторый ограниченный информационный объём, который американский учёный чилийского происхождения Сезар Идальго остроумно назвал «челобайтом»
«Несколько лет назад по жёлтой прессе волной прокатилась сенсационная новость — «Умные боты Facebook придумали свой язык на случай важных переговоров», «Искусственный интеллект Facebook вышел из-под контроля, придумав собственный язык. Разработчики приняли решение его отключить», «Facebook отключил ИИ, который изобрёл свой собственный язык», «Боты изобрели свой язык. Опасно ли развитие искусственного интеллекта?», «Искусственный интеллект уже норовит выскочить из коробки», «В Facebook испугались возможностей искусственного интеллекта» и так далее. Жареная утка вихрем пронеслась по страницам даже, казалось бы, вполне респектабельных изданий. На обывателя пахнуло смрадным ветром грядущего ИИ-апокалипсиса»
Сейчас я веду работу над вторым изданием книги, именно поэтому мне очень нужны ваши отзывы, замечания и предложения. Какие вопросы требуют более детального раскрытия? Какие неточности или ошибки вы заметили в книге? Какие объяснения показались вам неудачными или не до конца понятными? Буду очень благодарен за любые идеи, которые помогут сделать второе издание книги лучше.
Напоследок ссылка на мой канал в ТГ: https://t.me/oulenspiegel_channel
Автор: oulenspiegel