Ну как, дети пошли в школу? Цветы подарены, линейки в День знаний благополучно завершились. Теперь вас ждут регулярные «мам, я не понимаю» и «нам на завтра задали». И нет ничего плохого в том, чтобы помочь главному человеку в своей жизни разобраться с задачей. Плохо, когда школа заставляет родителей заново учиться. Они и так делают это постоянно.
Хорошо, что технологии дали нам массу помощников, которые облегчают школьникам решение сложных задач (и часто не просто сложных, а нерешаемых). Рассказываем, как искусственный интеллект (вернее, ИИ-сервисы) может помочь школьнику хорошо учиться.
Дисклеймер
Списывать — плохо. И дело не только в формирующейся привычке воровать чужой контент. Школьник, который «сдувает» чужую работу, отучается думать самостоятельно, не приобретает навыки, которые ему потребуются во взрослой жизни, и не приучает себя к умственному труду.
Искусственный интеллект, как и любую технологию, можно использовать и во благо, и во вред. Поэтому подходить к его использованию школьниками нужно крайне осторожно. В начальных классах, когда закладываются базовые знания и навыки, лучше вообще обойтись без использования ИИ‑сервисов. Они будут только вредить детям учиться самостоятельно мыслить, строить логические цепочки и творить.
А вот уже в средней школе различные нейросети могут стать отличными помощниками. Образовательный контент увеличивается в объемах и усложняется, объем самостоятельной работы школьника, которая требует поиска необходимой информации, растет, и здесь различные сервисы могут сделать этот труд более продуктивным и результативным.
Кроме того, ИИ избавляет от рутины. А именно она часто вызывает отвращение к учебе у подросшего ребенка, поскольку требует не столько знаний и умений, сколько времени, которого категорически не хватает.
Наконец, ИИ — отличный источник дополнительных знаний во многих областях. И, прежде всего, в той, которая школьнику наиболее интересна. Если у него есть склонность к математике, то нейронные сети станут поставщиками сложных задачек. Если нравятся иностранные языки, то можно изучать их куда глубже, чем это подразумевается школьной программой.
Итак. ИИ как удобная «шпора» для списывания — очень плохо. ИИ как источник знаний и навыков — прекрасно.
Зачем нужен ИИ школьнику
Даже если учитель — энтузиаст и новатор, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку он физически не в состоянии. А обучение, как мы прекрасно понимаем, — процесс, зависящий от уникальных особенностей ребенка и требующий учета его склонностей, сильных и слабых сторон. Наконец, чтобы быть эффективным, оно должно быть интересным.
Прелесть многих ИИ‑сервисов в том, что они учитывают эти особенности. Вот поэтому ИИ может дать школьнику то, чего так не хватает в школе — индивидуальный подход. Именно в этом, в индивидуальности — преимущество репетитора перед учителем.
Дело не в том, что частный педагог лучше знает предмет — и у учителя имеются знания, достаточные для изложения школьной программы. Репетитор может найти самый короткий путь к сознанию ребенка, с которым он занимается. У учителя, вынужденного быть одинаково внимательным к двум‑трем десяткам детей в классе, такой возможности просто нет.
А вот теперь посмотрим, как и чем школьнику могут помочь отдельные ИИ-сервисы.
Репетитор
Собственно, с репетиторов мы и начнем. Сharacter AI имитирует представителей разных профессий, и преподаватели — одни из его персонажей. Здесь можно найти репетиторов по математике, английскому или даже по информатике. Прелесть Сharacter AI в том, что он способен приучить ребенка мыслить креативно — именно в этом направлении чат-бот выстраивает диалог: задает наводящие вопросы, подводит к решению задачи, иными словами – учит находить решение самостоятельно, а не получать готовые ответы.
Поиск
Множество заданий, которые ученики получают в школе, предполагают необходимость поиска информации. Прелесть использования того же YandexGPT или Perplexity для поиска в том, что можно получить саммари, а не изучать массу ссылок, которые подобраны по не совсем понятному принципу. Кстати, то же самое касается и поиска изображений.
Переводчики
Требовать от школьника знания иностранного языка (мы, конечно, в первую очередь про английский) в том объеме, который необходим для полноценной работы с искусственным интеллектом (да и вообще для нормального веб-серфинга), никак нельзя. Поэтому ничего плохого в использовании переводчиков нет. Можно воспользоваться общедоступными сервисами Google или Яндекса. Но лучше, если переводчик будет еще интерпретировать переводимый текст, предлагать различные варианты или обороты. Для этого можно использовать DeepL. Прелесть этого переводчика в том, что он работает с нюансами языка, предлагает более точные формулировки и даже подсказывает, какую стилистику текста использовать.
Визуализация
Еще одна проблема современного школьника – умение правильно представить результаты своей работы. То есть нарисовать (в PowerPoint или на бумаге) презентацию. В худшем случае это будет текст, размещенный на слайдах, или набор разнокалиберных картинок. Gamma AI делает презентации, в которых соблюдается баланс текста и графики. И одновременно учит правильно подать информацию, чтобы она показала результаты работы и была понятна остальным. Те же самые задачи можно решать и при помощи ChatBCG.
Графика
Ребенок хорошо рисует, но с компьютерной графикой не дружит. Вместо того чтобы бежать в магазин за графическим планшетом, можно воспользоваться Google AutoDraw: он превращает отсканированные рисунки в клипарт, который можно использовать для оформления работ, выполняемых на компьютере. Кстати, если школьнику совсем не дано рисовать (что не редкость!), то картинку можно сгенерировать по текстовому описанию. Делает это NightCafe.
Работа с мультимедиа
Огромный объем полезного контента, который имеется сегодня в Сети — видео. Само по себе это не страшно, но просмотр роликов требует времени. Поэтому сервис, который позволит сделать саммари, приобретает особую ценность для школьника. Для этих целей рекомендуем Glasp. С помощью этой нейросети можно сделать перевод ролика или его транскрибировать — уже немало. Все-таки обрабатывать текст, а не речь, гораздо проще.
Математика
Для тех, кто имеет склонность к цариценаук — математике, необходимы дополнительные занятия с глубоким погружением. Для этого существует MathGPT. Она же помогает разобраться с сутью задачи, которую школьники часто просто не понимают. Эта же нейронка объясняет сложные формулы — и это пригодится ученикам старших классов.
Огласите весь список
Перечислить все сервисы, которые могут быть полезны школьнику, просто невозможно. Поэтому, если вы хотите найти вашему чаду интеллектуального помощника, воспользуйтесь каталогом нейронок. В нем есть ссылки на множество сетей — и универсальных, и специализированных. Найти его можно здесь.
Искусственный интеллект как (вне)школьный предмет
И последнее. Полноценно работать с сервисами на основе нейронных сетей можно только при умении корректно взаимодействовать с ними. Поэтому начинать использование сервисов нужно с изучения этих не самых сложных правил. Навыкам составления запросов в школе вряд ли обучат. Поэтому озаботьтесь этим сами.
Автор: mvideo