Bridgewater Associates – самый крупный хедж-фонд в мире, который обслуживает множество институциональных клиентов: пенсионные и благотворительные фонды, некоммерческие организации, правительства и центральные банки. Сейчас хедж-фонд управляет активами более чем на 150 миллиардов долларов. Чтобы добиться таких впечатляющих результатов, основатель компании Рей Далио (Ray Dalio) приложил немало усилий, в том числе для создания уникальной корпоративной культуры.
Основатель Bridgewater в первую очередь знаменит своим неординарным подходом к управлению, и идея переложить решение управленческих задач на искусственный интеллект вполне согласуется с его принципами.
В 2015 году в компании собрали команду инженеров-программистов, специализирующихся в области анализа и искусственного интеллекта. Возглавил новое подразделение The Systemized Intelligence Lab Дэвид Ферруччи, который ранее руководил развитием суперкомпьютера IBM Watson. В Bridgewater Associates он работает над созданием секретного проекта, который Далио называет «Книгой будущего». Глава компании хочет, чтобы его детище продолжало развиваться по тому пути, который он наметил для нее, даже в его отсутствие. Самый большой в мире хедж-фонд создает часть программного обеспечения для автоматизации ежедневных управленческих решений, в том числе найма, увольнения и других задач.
Новая технология должна закрепить особенности управления хедж-фондом в системе программного обеспечения. Далио мог бы раздавать свои указания с помощью системы GPS c точностью до координат сотрудников и наблюдать, как они проводят свой день, говорить, стоит ли делать конкретный телефонный звонок.
В Bridgewater уже широко применяются программы, управляемые данными. Сотрудники оценивают друг друга на протяжении всего дня, используя систему оценок под названием Dots. У Systematized Intelligence Lab есть встроенный инструмент, в который включены эти рейтинги в формате «бейсбольных карточек», которые демонстрируют сильные и слабые стороны работников компании. Другое приложение, получившее название Contract, получает данные о тех целях, которые сотрудники хотят достичь, а затем отслеживает, насколько хорошо они справляются с достижением этих целей.
Все эти приложения – часть ведущего программного обеспечения компании PriOS. Далио планирует переложить три четверти управленческих решений на эту платформу в течение пяти лет. В обязанности PriOS войдет подбор подходящих сотрудников для конкретных вакансий и ранжирование противоположных точек зрения многочисленных членов команды, когда они не могут прийти к согласию, какой стратегии придерживаться в дальнейшем. Машина будет принимать решения в соответствии с набором принципов о видении компании, изложенных Далио.
Сейчас система находится в стадии разработки, и точные детали ее работы все еще обсуждаются внутри компании. Знакомые с проектом сотрудники описывают его как «попытку сделать из компьютера
Рей Далио вернулся к управлению Bridgewater в начале этого года после того, как покинул пост руководителя 6 лет назад. За это время, по его мнению, компания стала менее эффективной, и он решил провести ряд преобразований, в процессе которого самые слабые сотрудники будут уволены. С момента возвращения Далио под сокращение попали 10% всех сотрудников компании. Часто сотрудники уходят сами – не выдерживают давления. По данным компании, около 1/5 всех новоприбывших покидают Bridgewater в течение первого года работы.
Текущая программа по работе с персоналом включает в себя правила, изложенные на 123 страницах манифеста, известного как The Principles. Каждый член команды должен знать все правила и активно применять их в своей работе. “Люди работают как машины” – эта мысль встречается в тексте манифеста 84 раза. Однако главная проблема, по мнению Рея Далио, заключается в том, что люди не могут достигнуть максимальной производительности из-за вмешательства эмоций. Решить эту задачу можно только с помощью систематической практики. То же самое можно сказать и об управлении. «Успешные менеджеры разрабатывают «механизм», состоящий из правильных людей, которые делают правильные вещи, чтобы получить то, что они хотят» – пишет он в The Principles.
Автоматизация процесса принятия решений является привлекательной для бизнеса, так как это поможет сэкономить время и исключить эмоциональную неустойчивость человека. Но будут ли люди с радостью принимать заказы от роботизированного менеджера?
Здесь мнения большинства экспертов расходятся. Одни считают, что люди, как правило, не воспринимают сообщение, которое исходит от машины. В компаниях, которые действительно хороши в аналитике данных, очень часто решение разрабатывает статистический алгоритм, но ответственность за его принятие все равно лежит на человеке. Машины хорошо справляются со своей задачей, но нужен тот, кто может поставить это решение в эмоциональный контекст. В другом лагере считают, что человечество уже давно следует воле машин: мы «перенесли на аутсорсинг» разработку маршрута движения к GPS-навигаторам и доверяем автопилоту в управлении самолетом.
Существует и компромиссная позиция: искусственный интеллект лучше справляется с административными задачами вроде создания отчета о доходах и графиков ресурсов, в то время как люди превосходят его в написании публичных выступлений и сообщений для клиентов, мотивации сотрудников и разработке стратегии. Однако это лишь предположение. Мы не можем судить о возможностях ИИ в решении стратегических и творческих задач до тех пор, пока не дадим ему возможность проявить себя.
Автор: krasandm