Не стану скрывать, что я неравнодушен к японской культуре. В детстве я увлекался оригами, став постарше, пошёл на карате. Я взахлёб читал Вурдова, пытаясь уловить смысл заложенный в кандзи и хотя бы немного понять японский язык. С годами, мои увлечения стали менее экстремальными (хотя айкидо я продолжаю заниматься до сих пор). В настоящее время, меня более всего интересуют настольные игры, и это та область, в которой японцам тоже есть чем порадовать. Я уже писал здесь про Го (и возможно продолжу писать), но сегодня я хочу рассказать о другой замечательной игре. Эта игра была придумана для детей (от 2 лет), но её нельзя назвать простой. Как в капле воды, в ней причудливо отразились все особенности её более взрослой сестры. Небольшой размер делает её похожей на головоломку, а возможность продолжительной игры (более 70 ходов, при идеальной игре) внушает уважение.
Эту игру разработала профессиональная сёгистка Мадока Китао (2 женский дан) в соавторстве с Майко Фудзита (1 женский кю), специально для обучения детей игре в Сёги. Это не самый минимальный вариант игры (Гуфуу Сёги играется на доске 2x3, а Буси Сёги — на доске 1x2), но, пожалуй, наиболее понятный из всех мини-вариантов.
Здесь нет сложных для восприятия правил превращения фигур (как в Киото Сёги). Превращается только пешка (цыплёнок), дойдя до последней горизонтали доски. В отличии от Сёги, превращение является обязательным во всех случаях (а не только когда не превращённая фигура не может продолжать движение). Также нет превращения других фигур. Такие правила роднят Добуцу Сёги с Шахматами, но, в отличии от последних, превращение осуществляется лишь в одну фигуру — «Петуха» (аналог золотого генерала в Сёги).
В игре нет дальнобойных фигур (на такой малой доске от них мало толку). Обычным дизайнерским решением является указание на фигурах направлений, по которым они могут ходить. Подобное оформление и малый размер доски делают игру оптимальной для восприятия детьми. На фигурах, обычно, изображаются стилизованные фигурки зверей. Другое название игры — «Поймай льва» или «Звериные сёги». Как должно быть понятно из названия, цель игры — поймать (съесть) «Льва» противника.
Несмотря на то, что игра была придумана для детей, она набирает всё большую и большую популярность не только в Японии, но и во всем мире (например, в 2013 году проводился турнир в Минске). Очевидно, что она не так проста как кажется. Разумеется, она гораздо проще Шахмат и Сёги и для неё проведён полный компьютерный анализ, но играть в неё интересно! Во первых, как и в Сёги, в ней действует правило сброса. Съеденные фигуры не покидают игру, а могут быть возвращены на доску взявшим их игроком.
Второй фактор более коварен. Дело в том, что в Добуцу Сёги победить можно разными способами (в качестве другого примера подобной игры можно привести гораздо более тяжеловесную Ритмомахию). Для победы необходимо съесть короля противника или… добраться своим королём до последней горизонтали доски! Причём, если следующим ходом противник может этого короля съесть, то победа «не считается».
Как только я включил это правило в свою реализацию игры, я резко перестал у неё выигрывать. Когда я пытался поймать короля противника, он прорывался на последнюю горизонталь, а когда пытался прорваться сам — подставлял собственного короля. Да… к этой игре надо привыкнуть. Сама реализация получилась совсем неплохой:
К сожалению, чтобы её запустить, необходим платный ZoG, но на нём свет клином не сошёлся. В Google Play имеется масса бесплатных Android-реализаций, найти которые можно по словосочетанию «Animal Shogi». К слову сказать, в процессе поиска, я набрёл на другую замечательную игру. Я затрудняюсь сказать, какой из вариантов Сёги реализовал автор (я такого не знаю), но результат получился замечательным во всех отношениях. Всячески рекомендую эту игру всем поклонникам жанра, а также их детям.
В своей версии я незначительно изменил правила. Во первых, я вернул в игру концепцию мата (вариант в котором короля можно «есть» тоже оставил). В этом режиме AI ZoG ведёт себя гораздо более осмысленно. Далее, нигде в правилах я не нашёл упоминания о том, можно ли сбрасывать пешку на последнюю горизонталь. Можно было превращать пешку при сбросе, но я счёл эту возможность слишком «читерской». Я запретил такой сброс по аналогии с Сёги. Мат сбросом пешки запрещать не стал, поскольку, опять же, не нашёл этого в правилах. Имеется ещё один курьёзный момент:
В это трудно поверить, но здесь изображён самый натуральный мат королю «Зелёных». Поскольку все места «в руке» заняты, он не может «съесть» атакующую фигуру. Подобный вариант игры в Сёги (в нём запрещается держать «в руке» более 5 фигур) также существует и имеет своих сторонников. Я не стал увеличивать размер «резерва» поскольку считаю, что в таком виде игра стала лишь более интересной (кроме того, это сломало бы «картинку»).
На этой позитивной ноте, заканчиваю.
Всем счастья и радости, а дам поздравляю с наступающим праздником!
Автор: GlukKazan