Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо],
но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами].
Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты.
Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом,
но пользование домом зависит от пустоты в нем.
Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.
Лао Цзы "Дао дэ Цзин"
Камни в Го одинаковы и после установки на доску их нельзя двигать. Кажется, что это простая игра, но это не так. Простые правила ведут к невообразимому разнообразию тактических комбинаций. Проблематика «жизни и смерти» — хорошая тому иллюстрация.
Не понимаешь ситё — не играй в Го
Камни на доске не двигаются, но их можно снимать с доски целыми группами (и только таким образом). Для того чтобы «убить» группу, требуется её полностью окружить. Группа в Го состоит из произвольного количества соединенных между собой камней (возможно из одного камня). Соединенными считаются камни, расположенные на соседних пересечениях линий доски. Поскольку диагональных соединений в Го нет, на рисунке слева можно видеть группу из трёх черных камней, почти окруженную тремя белыми группами. Снизу эта группа ограничена краем доски, представляющим собой, своего рода, «неразрушимую» стену.
Свободные пересечения, с которыми соседствует группа, называются «точками дыхания» (дамэ). Ситуация, в которой группа имеет всего одно дамэ, называется атари и является непосредственной угрозой группе. Если игрок, оказавшись в такой ситуации, не устранит угрозу, его противник, следующим ходом, может закрыть последнюю «точку дыхания» и убрать всю группу с доски. Если убитая группа достаточно велика, это может решить исход партии. Как можно устранить угрозу? Атакованный игрок может «удлиниться», сходив в последнее оставшееся дамэ. Если такой ход увеличит количество «точек дыхания» группы, непосредственная угроза будет устранена, но это еще не означает, что группа будет спасена.
Этот тактический приём называется «лестница» (ситё). Попав в такое положение, неопытный игрок может попытаться спасти группу из двух камней, но будет снова и снова попадать в положение атари. С каждым ходом обречённая группа будет увеличиваться и угроза её потери будет становиться всё более и более весомой. В конце концов, «лестница» доберётся до края доски и вся группа будет потеряна. Но ситё — обоюдоострое оружие!
В этой позиции, на пути «лестницы» оказался черный камень, который позволил группе выйти из окружения. Более того, после неудавшегося ситё, чёрные используют уязвимость позиции белых и ставят двойное атари (что-то вроде «вилки» в Шахматах или Рендзю). Белые могут защититься лишь от одной из угроз. Один из белых камней будет снят и чёрные вырвутся на свободу.
Эстетика ситё часто используется в задачах Го. Вот прекрасный пример такой задачи, упомянутой в книге Миура Юсуюки "Го и восточная бизнес-стратегия":
Отдай малое, возьми большое
Часто, чтобы уничтожить большую группу камней противника, приходится жертвовать своими камнями. Примером может служить очень красивая позиция с поэтичным названием «Гнездо журавля».
Действуя прямолинейно, чёрные позволяют группе белых вырваться из окружения. Правильной тактикой, в этой позиции, является жертва одного камня:
Белые берут один камень, но теряют гораздо больше. Эта ситуация сходна с той, что возникла в ситё. Попав в безнадёжную ситуацию, чёрным следовало пожертвовать двумя камнями, не пытаясь «вытянуть» безнадёжную группу. Ситё является хорошей иллюстрацией одной из "10 заповедей Го", связываемых с именем Хонъимбо Сюсаку — "Если грозит опасность, не задумываясь отдавай" (ещё одна из «10 заповедей» вынесена в заголовок раздела).
Группа с двумя глазами живёт, с одним — умирает
Когда партия подходит к завершению и доска бывает почти заполнена, даже очень большие группы могут быть полностью окружены. Группа потерявшая все дамэ немедленно умрёт. Но что будет, если организовать «отдушину» внутри группы?
В отличии от возможных (и как мы видели выше, зачастую оправданных) жертв, «самоубийства» в Го запрещены. Игрок, своим ходом, не может создать группу, лишённую дамэ (строго говоря, существуют варианты правил, разрешающие самоубийства групп, состоящих из двух камней и более, но самоубийственные ходы одиночными камнями запрещены безусловно). Такое дамэ, защищённое собственной группой, называется «глазом». Является ли наличие «глаза» гарантией «бессмертия» группы? Разумеется нет (это было бы слишком просто):
Дело в том, что ход, приводящий к снятию камней противника, самоубийственным не считается (это правило называется «преимуществом атакующего»). Противник имеет право заполнить «глаз», лишив группу последнего дамэ (и тем самым убив её). Но как быть, если таких «глаз» два или больше?
Такая группа живёт, даже будучи полностью окруженной! Противник не может заполнить «глаза» по очереди, поскольку каждый из таких ходов будет считаться самоубийственным. Разумеется, «глаз» имеет право закрыть сам игрок, но он этого делать не будет, если не хочет потерять группу. Попав в безнадёжное окружение, игроку стоит позаботиться о создании «глаз» внутри окружённой группы. Именно об этом говорит последняя из «10 заповедей» ("Если безнадежно изолирован, избери мирный путь"), но воплотить её на практике бывает непросто.
Эти две группы мертвы, поскольку одно из дамэ «глазом» не является. Противник может сходить в него, взяв часть камней, после чего группа с одним «глазом» будет взята следующим ходом. Новички часто теряют группы своих камней, принимая ложный «глаз» за настоящий. К слову сказать, два «глаза», также, вполне могут принадлежать двум группам (такая позиция показана на рисунке в начале статьи).
С ложными и истинными «глазами» разобраться непросто. Ещё сложнее бывают ситуации с определением жизнеспособности групп, содержащих территории, состоящие из нескольких дамэ (такие территории, внутри групп, также называются «глазами»). Часто, жизнь или смерть таких групп зависит от очерёдности хода и может быть обеспечена лишь правильной последовательностью ходов. Задачи (цумэ-го) по тематике «жизни и смерти» очень полезны для развития, поскольку подобные ситуации встречаются в реальных партиях очень часто.
Одним из лучших, на мой взгляд, задачников, по этой тематике, является "Энциклопедия жизни и смерти" за авторством одного из сильнейших игроков современности Тё Тикуна. Её не требуется переводить на разные языки, поскольку в ней очень мало текста. Используя лишь различные позиции Го, автор последовательно ведёт читателя от простого к сложному, вводя всё новые и новые концепции.
Во всех задачах из этой книги, первыми ходят чёрные. В зависимости от задачи (как правило это легко определить), их цель либо построить живую форму (с двумя глазами) либо не дать сделать этого белым. Мне, как новичку, было тяжело решать некоторые из этих задач в уме (сейчас уже стало легче) и я начал переводить их в SGF-формат, чтобы иметь возможность проиграть все варианты на доске. Желающие, могут найти файлы здесь (разумеется, без решений), впрочем, я не советую ими злоупотреблять. Более полезно руководствоваться в решении задач следующим подходом.
Автор: GlukKazan