Зачем и кому нужны мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше

в 8:50, , рубрики: xcom-shop, игры, киберспорт, мониторы, частота обновления
В продаже есть даже недорогие мониторы с частотой обновления 500 Гц+, но так ли они нужны?

В продаже есть даже недорогие мониторы с частотой обновления 500 Гц+, но так ли они нужны?

В мире компьютерных технологий и киберспорта постоянно появляются новые разработки, призванные улучшить игровой опыт и повысить конкурентоспособность игроков. Одним из последних достижений стали мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше. В этой статье мы рассмотрим технические аспекты таких дисплеев, проанализируем их преимущества и ограничения, а также обсудим, кому они действительно необходимы.

Техническое объяснение частоты обновления 500 Гц

Частота обновления монитора измеряется в герцах (Гц) и показывает, сколько раз в секунду экран может обновлять изображение. Если использовать упрощения, то монитор с частотой 500 Гц способен отображать до 500 кадров в секунду. От этого зависит время, в течение которого кадр будет отображаться на экране. Для 500 Гц это значение будет примерно равно 2 миллисекундам, что значительно меньше, чем у стандартных 60 Гц или даже 144 Гц мониторов. На выходе мы получаем:

  • Минимизация размытия движения: чем выше частота обновления, тем меньше время, в течение которого кадр отображается на экране, что практически полностью устраняет эффект размытия движущихся объектов.

  • Снижение инпут-лага: высокая частота обновления минимизирует задержку между действием пользователя и отображением результата на экране, что критически важно в определенных сценариях использования.

  • Улучшенная плавность движения: повышенная частота обеспечивают исключительно плавное отображение движения, что особенно заметно при быстром перемещении камеры в FPS-зависимых играх.

  • Снижение тиринга: высокая частота обновления снижает вероятность появления эффекта разрыва изображения (tearing) даже без использования V-Sync или адаптивной синхронизации.

Частота кадров (FPS) и частота обновления монитора (Гц) - это взаимосвязанные, но разные понятия. FPS определяет, сколько кадров в секунду может генерировать компьютер, в то время как частота обновления монитора показывает, сколько раз в секунду экран может обновить изображение.

Высокая частота обновления помогает избежать гостинга
Высокая частота обновления помогает избежать гостинга

Однако для полного использования потенциала монитора с частотой обновления 500 Гц и выше необходимо, чтобы компьютер был способен генерировать соответствующее количество кадров в секунду (FPS). Для этого он должен иметь выдающуюся производительность, а значит, быть оснащенным высококлассными процессором и видеокартой.

В каких играх достижимо 500 fps

Современные игры вроде Alan Wake 2 едва ли обеспечат вам стабильные 60 к/с в разрешении 4К, даже если запускать их на базе сетапа из Ryzen 7 7800X3D и NVIDIA GeForce RTX 4090. То есть даже монитор с частотой 120 Гц будет для этого избыточным, не говоря о чем-то большем. Но, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Ведь так?

В большинстве игр достижение стабильных 500 FPS затруднительно даже на максимальных настройках производительности даже на супер-мощном железе. В обычных условиях - то есть без всевозможных уплавнялок и улучшайзеров по типу DLSS - это возможно лишь в максимально нетребовательных к ресурсам играх. Под это условие в основном подпадают только киберспортивные тайтлы, такие как Counter-Strike, DOTA 2, Overwatch, Valorant и другие.

Все дело в том, что после определенного предела каждый следующий кадр в дополнение к текущему fps дается невероятным трудом, и крутая графика и спецэффекты сыграют здесь только в минус. В ряде случаев даже сам движок препятствует тому, чтобы железо вывело игру на пик частоты обновления, которую поддерживает монитор. Пример производительности в популярных киберспортивных играх:

Counter-Strike 2:

  • Средний FPS: 450-550

  • 1% low: 380

  • 0.1% low: 320

Valorant:

  • Средний FPS: 420-480

  • 1% low: 350

  • 0.1% low: 300

Overwatch 2:

  • Средний FPS: 380-450

  • 1% low: 320

  • 0.1% low: 280

Чтобы добиться таких показателей, требуется исключительно производительная система:

  1. Процессор: Intel Core i9-14900K, AMD Ryzen 7 7800X3D или аналогичные топовые модели с высокими частотами и большим объемом кэш-памяти.

  1. Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 4090, AMD Radeon RX 7900 XTX или более новые модели. Для киберспортивных тайтлов критична не столько графическая мощность, сколько высокая пропускная способность памяти и низкие задержки.

  1. Оперативная память: Минимум 32 ГБ DDR5 с высокими частотами (6000 МГц и выше) и низкими таймингами.

  1. Накопитель: NVMe SSD PCIe 4.0 или 5.0 для минимизации времени загрузки и подгрузки текстур.

  1. Материнская плата: Высококлассная модель с качественной подсистемой питания для стабильного разгона CPU и поддержки высокочастотной памяти.

  1. Блок питания: Мощностью не менее 1000 Вт для обеспечения стабильной работы всех компонентов под нагрузкой.

  1. Система охлаждения: Высокоэффективное жидкостное охлаждение для CPU и качественное охлаждение GPU для поддержания максимальных частот в длительных игровых сессиях.

Кому нужны мониторы с частотой обновления 500 Гц

Уж если профи обходятся без мониторов 500 Гц, обычным геймерам хватит и куда меньших значений

Уж если профи обходятся без мониторов 500 Гц, обычным геймерам хватит и куда меньших значений

Несложно догадаться, что основной аудиторией пользователей мониторов с частотой 500 Гц являются киберспортсмены, которым такое оборудование может предоставить определенное преимущество в играх. Например, улучшить их реакцию, поскольку от нее зависит победа. Минимальная задержка между действием игрока и отображением результата на экране может быть критически важной на высоком уровне соревнований.

Конечно, поиграть в Counter-Strike любят не только профи, но и простые геймеры, стремящиеся достичь таких же результатов, как и их кумиры. Но даже с таким подходом мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше не представляют для них практической ценности. В первую очередь потому, что существуют решения с частотой до 360 Гц. Они существенно дешевле самых продвинутых моделей и при этом окажутся ничуть не хуже для абсолютного большинства пользователей.

Даже на профессиональных турнирах, таких как PGL Major Copenhagen 2024, использовались мониторы с частотой 360 Гц, что может указывать на отсутствие критического преимущества у 500 Гц дисплеев. Разница между 144 Гц и 240 Гц почти незаметна даже для матерого геймера, а переход к более высоким значениям при обновлении картинки будет воспринят только в исключительных случаях.

Недостатки мониторов с высокой частотой обновления

Несмотря на очевидные преимущества, мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше имеют ряд существенных недостатков, которые необходимо тщательно рассмотреть перед принятием решения о их приобретении и использовании.

Одним из ключевых ограничений является технология TN-матриц, которая обычно применяется в мониторах с высокой частотой обновления. Эти панели, хотя и обеспечивают минимальное время отклика, страдают от ограниченной цветопередачи, обычно охватывая лишь около 95% цветового пространства sRGB. Кроме того, TN-матрицы известны своими узкими углами обзора, что приводит к заметному искажению цветов и контрастности при отклонении от перпендикулярного угла обзора. 

Обратите внимание: монитор с частотой обновления 540 Гц имеет только Full HD-матрицу, выполненную по технологии TN

Обратите внимание: монитор с частотой обновления 540 Гц имеет только Full HD-матрицу, выполненную по технологии TN

Контрастность TN-панелей также оставляет желать лучшего, обычно не превышая соотношения 1000:1, что значительно уступает показателям VA- и OLED-матриц. Не сказать, что это особенно важно в играх, но, если применять монитор еще и для работы с графикой или видео, результат может вас не порадовать. Ставка на TN-панели делается по причине того, что они лучше оптимизированы для минимального времени отклика, которое может достигать значений менее 0,5 мс (GtG). Для сравнения, даже высокопроизводительные IPS-панели обычно имеют время отклика не менее 1 мс.

Технические ограничения не ограничиваются лишь компонентами ПК. Передача сигнала 1080p при частоте 500 Гц требует использования интерфейса DisplayPort 1.4 с поддержкой DSC (Display Stream Compression). Это может вызвать проблемы совместимости с некоторыми графическими картами или системами, особенно более старыми моделями.

Ну, и напоследок - разрешение. Как ни странно, но такие продвинутые технические продукты, как мониторы с частотой обновления 500 Гц, как правило, оснащаются матрицами только Full HD. Если мониторов на 360 Гц с 2K-панелями в продаже хоть отбавляй, то вот топовые решения с разрешающей способностью выше Full HD даже в 2024 году вы скорее всего не встретите. Это связано с тем, что такие мониторы и так обрабатывают огромный поток данных - более 1,6 миллиарда пикселей в секунду - и повышенное разрешение нагрузило бы их слишком сильно.

Стоит ли покупать мониторы с частотой обновления 500 Гц

Мониторы с частотой обновления 500 Гц представляют собой нишевый продукт, ориентированный на профессиональных киберспортсменов и энтузиастов, стремящихся к максимальной производительности в соревновательных шутерах. Хотя достижение стабильных 500 FPS в большинстве игр остается сложной задачей, эти мониторы обеспечивают непревзойденную плавность и минимальный инпут-лаг при работе в диапазоне 400-500 FPS.

Для полного раскрытия потенциала 500 Гц мониторов требуется не только высокопроизводительное аппаратное обеспечение, но и тщательная оптимизация системы и игровых настроек. В контексте киберспорта, где каждая миллисекунда может иметь решающее значение, инвестиции в такие технологии могут быть оправданы для игроков, стремящихся к максимальному преимуществу. То же самое касается специфических профессий, где важна реакция и минимальная задержка при смене изображений.

Однако для большинства рядовых пользователей, включая энтузиастов гейминга, мониторы с частотой 240-360 Гц остаются оптимальным выбором, предлагая баланс между высокой производительностью и более доступной ценой. Будущее развития технологий отображения, вероятно, будет сосредоточено на достижении высоких частот обновления в комбинации с улучшенной цветопередачей и контрастностью, возможно, с использованием гибридных технологий.

Автор: Xcom-shop

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js