В прошлый раз говорили о культурном наследии в видеоиграх, а на этот раз обсудим игры с точки зрения реальной истории.
Как и фильмы, а также другие произведения массовой культуры, игры предлагают не только развлечение, но и уникальный взгляд на исторические события и эпохи. Чего стоит только созданный в кино образ «Дикого Запада» с постоянными перестрелками в салунах (куда на самом деле было сложно зайти с оружием, ведь при входе в город огнестрел оставляли у шерифа) и ограблениями банков (когда с 1859 по 1900 годы произошло всего несколько грабежей).
Многие разработчики используют исторические факты, события, информацию о персонах. Однако, как показывает практика, этот процесс далеко не всегда является простым и однозначным.
Насколько точно можно представить исторические события? Способна ли игра стать полноценным учебным пособием? Какую роль проекты играют в формировании общественного мнения и восприятия истории? Как разработчики балансируют между развлекательным аспектом и желанием показать реальные факты?
Образование и игры
Первой в истории видеоигровой приставкой была Magnavox Odyssey, её начали продавать в 1972 году. Всего для неё было сделано 28 игр на основе светового тенниса, в том числе и образовательная игра.
На экран накладывалась карта США, а отдельно к игре шла колода с 50 картами с вопросами о каждом штате. Уже тогда понимали, что видеоигры способны помогать учиться… Кроме того, это отличный тезис для ребёнка, который хочет заставить родителей купить приставку или компьютер. На этой теме играли и Apple со своими первыми ПК.
С истории Древнего мира начался жанр компьютерной стратегии. В 1964 году для мейнфреймов была разработана текстовая стратегия Sumerian Game. Игрок управлял ресурсами в шумерском городе Лагаш. Об этом мы говорили в статье «Краткая история жанра. Стратегии».
Город-государство шумеров Лагаш находился в Древней Месопотамии, на территории современного Ирака, и появился где-то 6-7 тысяч лет назад.
Существует множество игр, которые предназначены для обучения. Например, в VR-шлеме можно проводить опасные химические эксперименты, а можно – посетить какой-нибудь древний город, вроде Помпеи. Или в виртуальной реальности рассмотреть артефакты на Куликовом поле, где произошла знаменитая битва. Эту игру выпустила российская студия RIALAB.
Другая студия, «Сайберия Нова», перед выпуском игры «Смута» выпустили демо-версию в формате исторического квеста – «Смутное время». Образовательный проект реализовывали вместе с историком Климом Жуковым.
Сам историк, комментируя именно «Смуту», отмечал: «А реконструировать историю на 100% даже в таком виртуальном виде непросто. Хорошо, если процентов на 90 можно попасть. Научные знания всегда обновляются. То, что мы знаем о смутном времени, материальной культуре смутного времени, сейчас — это примерно раз в 10 больше, чем 50 лет назад».
История – основа для сюжета
Студия Strategic Simulations Inc., о которой мы также говорили в статье об истории стратегий, активно использовала реальные факты из истории для построения сюжета некоторых своих проектов. Например, в Computer Bismarck игрок, управляя британским флотом, противостоял знаменитому кораблю «Бисмарк» и другим кораблям фашистской Германии, которыми управлял второй игрок или компьютер. Здесь показаны события, завершившиеся потоплением немецкого линкора 27 мая 1941 года в Атлантическом океане.
Стратегические игры в принципе довольно часто предполагают восстановление когда-то случившихся битв и событий. Интересна серия видеоигр Total War, рассказывающая в разных частях о Древнем Египте и Древнем Риме, о средневековой Европе и Японии. Разработчики вводят различные функции, такие как гражданская война или дворцовые интриги, стараются передать атмосферу конкретной эпохи через оружие и битвы, характер взаимодействия персонажей и так далее.
Серия стратегий Sid Meier's Civilization также построена на множестве исторических фактов. В ней показываются «оцифрованные» чудеса света, реалистичные здания, бойцы, принадлежащие к разным эпохам и странам, например, казаки в России или самураи в Японии.
Также внимательно к историческим сооружениям подошли создатели серии Assasin’s Creed. Чего только стоит Assassin's Creed: Revelations, где можно прогуляться по Стамбулу.
С внимательным подходом к архитектуре связан ещё один интересный факт. Художница Ubisoft Кэролин Миусс почти два года моделировала Собор Парижской Богоматери, в результате она создала точную копию собора для Assassin’s Creed Unity. После пожара в соборе, который случился в 2019 году, Ubisoft объявила, что пожертвует на восстановление полмиллиона евро, и начала бесплатную раздачу игры. И, кроме того, появилась новость, что 3D-модель в этой игре использует правительство Парижа в процессе восстановления здания.
Интересный факт про Assassin’s Creed Odyssey: это один из немногих продуктов массовой культуры, который разбивает образ монохромности античности. Само это понятие появилось из-за того, что до нас не дожили красящие вещества в архитектуре и скульптурах – вот потому люди и думают, в основном, что всё было бесцветным.
Но можно ли использовать такую игру как учебник истории? Вопрос риторический. Как и в любом другом художественном произведении, сценаристы довольно свободно относились к манипуляции историческими фактами. Поэтому совсем не удивительным стал скандал, связанный с чернокожим самураем. Гражданам Японии так не понравилась игра Assassin’s Creed Shadows, что они стали жаловаться в государственные ведомства, а Ubisoft в итоге стал извиняться. Хотя игру, конечно, менять никто не будет.
Альтернативная история по фактам
Огромное количество игр посвящено, конечно, событиям Второй мировой войны. И многие из них претендуют на историчность. Можно выделить такие серии шутеров, как:
-
Medal of Honor
-
Heroes & Generals
-
Red Orchestra
-
The Saboteur
-
Battlefield 1942
-
Sniper Elite
-
Call of Duty World at War
-
Brothers in Arms
-
Enemy Front
Некоторые игры, не рассказывая о реальных событиях, показывают то, что могло бы произойти – делают исторические допущения. Wolfenstein: The New Order и The New Colossus показывают альтернативную историю: что было бы, если фашистская Германия во главе с Гитлером победили в войне?
Разработчики добавили реализма, использовав чертежи зданий и идеи различных проектов, вроде сети ширококолейных железных дорог Breitspurbahn. Deutsche Reichsbahn разрабатывали этот проект вплоть до капитуляции Германии. Скорость пассажирских поездов могла бы составлять 200-250 км/ч. По плану, в маршруты входили и Москва, и Минск, и Казань, и Львов, и Киев. Модели вагонов на фото представлены в музее в Нюрнберге.
Телевизионное реалити-шоу в The New Colossus в 1945 году планировал создать Геббельс. Это должна была быть программа под названием «Семейные хроники: вечер с Гансом и Гели». Суть в том, чтобы прививать зрителям германские ценности.
«На основе реальных событий (имена изменены)»
В культуре есть произведения, когда конкретное событие не только перерабатываются, но и переносятся в другое место, или меняются действующие лица. Например, «Ромео и Джульета» в современности — это про фильм с Леонардо ДиКаприо. Есть пример «Левиафана» — фильм создан на основе громкого случая с Марвином Джоном Химейером в США. Подобные вещи встречаются и в играх.
В видеоигре Call of Duty: Modern Warfare есть момент налёта российской армии на колонну беженцев. Миссия называется «Дорога смерти», или Highway of Death. В вымышленной вселенной в 1999 году из города Дарус, в вымышленном Урзыкстане, беженцы и ополченцы спасались от армии Баркова по этой дороге — и подверглись атаке российской авиации. И там же следующие 20 лет лежали груды уничтоженной техники.
И такое «Шоссе смерти» на самом деле существует. Однако, в реальности американские войска напали на колонну отступавших войск Саддама Хусейна и мирных жителей во время войны в Персидском заливе. Подобные допущения формируют знание об истории массового игрока.
В оригинальной Fallout во вселенной игры ядерную войну начал Китай. Причиной стала работа американцев над созданием био-оружия, в частности различных вирусов. По легенде, правительство Китая призывало США отказаться от подобных экспериментов, американцы в ответ согласились, но на самом деле просто спрятали вирус. В реальности же было лишь два случая применения атомной бомбы, и делал это не Китай.
В 2011 году американская студия Kaos Studios выпускает игру Homefront. Главный злодей в ней – Великая Корейская Республика, то есть объединённая Северная и Южная Корея. Страна нападает на США, ослабленные кризисом, в 2025 году, и оккупирует западную часть штатов. В самом начале герой видит, как солдаты расстреливают гражданских на улицах.
В истории подобного со стороны Кореи не было. Зато сама Корея была оккупирована Японией, и японцы использовали рабский труд корейцев во время Второй Мировой войны.
Важность создания исторических видеоигр
Многие культурные аспекты потребляются через видеоигры. Там мы познаём и музыку, и архитектуру, и историю. И потому вложенные в игру факты могут отпечататься в сознании многих людей.
Если заглянуть в Википедию на страницу, показывающую количество видеоигр, разработанных в разных странах, то выяснится: в США сделали 1009 проектов, в России – 361. Конечно, это далеко не точная цифра, ведь в год появляется порядка 10 000 игр. Но в любом случае вряд ли можно ошибиться, сказав, что большую часть игр сделали в Северной Америке.
И здесь давайте рассмотрим конкретное историческое событие – высадку в Нормандии 6 июня 1944 года. Её мы видели в огромном количестве фильмов, и она воссоздана в разных играх:
-
Company of Heroes (2006)
-
Call of Duty 2 (2005)
-
Call of Duty WW2 (2017)
-
Серия Brothers in arms (2005–2007)
-
«Блицкриг 2» (2005)
-
«В тылу врага 2» (2006)
-
Medal of Honor: Allied Assault (2002)
Даже в Worms 3D эту высадку смогли оцифровать. И это – даже не половина списка. В той битве приняли участие порядка 156 тысяч человек со стороны союзников и 380 тысяч – со стороны фашистской Германии.
Сравним с Курской дугой – 1,3 млн человек со стороны СССР и 900 тысяч фашистов. Или с битвой за Москву – 1,25 млн советских воинов и 1,9 млн фашистов. Это событие есть в играх «ИЛ-2», «Блицкриг» и «Блицкриг II», «В тылу врага 2: Братья по оружию», «Вторая мировая», Cauldrons of War — Barbarossa, Enlisted, но суммарно в неё сыграли существенно меньше людей, чем в игры, где показана высадка в Нормандии. Поэтому действительно крупные сражения, от которых зависела ситуация после Второй мировой, массовому зрителю или игроку неизвестны.
Опыт разных стран показывает важность создания и поддержки проектов, рассказывающих о собственной истории. Например, в Великобритании можно получить налоговые льготы за интерпретацию британской культуры и значимое представление британского культурного наследия.
От нас как потребителей игр зависят восприятие и оценка исторических видеоигр. К информации всегда нужно подходить критически – понимая, что это прежде всего развлекательные продукты, если речь не идёт о специализированных образовательных проектах.
И вместе с тем игры – опять же, как и фильмы – способны вдохновить на самостоятельное изучение истории.
Автор: vasiliyovchinnikov