В новую версию Международной классификации болезней, которую разрабатывает Всемирная организация здравоохранения, наряду с зависимостью от азартных игр вошла зависимость от онлайн- и офлайн-видеоигр как психическое расстройство. Отдельный идентификатор получили «опасные игры», которые увеличивают риск нанесения физического или психического вреда пациенту или его окружению.
С 2012 года с помощью онлайн-платформы эксперты Всемирной организации здравоохранения разрабатывают одиннадцатое издание Международной классификации болезней (МКБ-11). Новый классификатор содержит 55 000 уникальных кодов для травм, заболеваний, расстройств и причин смерти.
В группу заболеваний, связанных с поведенческими зависимостями, вошла не только игромания, но и зависимость от компьютерных игр, в том числе сетевых.
Идентификаторы расстройств изменились в процессе подготовки документа относительно изначальных черновиков, среди которых заметили игровую зависимость ещё в прошлом году. Идентификатор 6C51.0 получило «игровое расстройство, преимущественно онлайн, которое характеризуется последовательным или повторяющимся поведением в видеоиграх, преимущественно в Интернете, и проявляется в:
- Нарушении контроля за игровым процессом (началом, частотой, продолжительностью, завершением, контекстом;
- Возрастание приоритета, отдаваемого игре, над другими жизненными интересами и повседневной деятельностью;
- Продолжение или эскалация игровой активности несмотря на возникновение негативных последствий».
Зависимостью модель поведения будет считаться, если приводит к ухудшению в личной, семейной, общественной, образовательной, профессиональной и других важных областях жизни человека. Для постановки диагноза требуется отслеживание симптомов в течение 12 месяцев, хотя при тяжёлой форме зависимости этот срок может быть уменьшен.
Идентификатор 6C51.1 получило расстройство, связанное с зависимостью офлайновых видеоигр. 6C51.Z — это неопределённая игровая зависимость.
Отдельным пунктом стоит QE22 — опасные игры. К ним относится зависимость от онлайн- или офлайн-игр, при которой повышен риск нанесения вреда, физических и психических последствий для играющего и для окружающих его людей. Этот риск может зависеть от частоты игрового процесса, количества времени за игрой, пренебрежения другими действиями и приоритетами, рискованного поведения, связанного с игрой или её контекстом. При этом человек может осознавать повышенный риск нанесения вреда себе или другим.
Стоит отметить, что увлечение видеоиграми и профессиональное занятие киберспортом согласно данному классификатору не будут являться психическим расстройством, так как только при расстройстве игровой процесс не контролируется пациентом и приводит к негативным последствиям.
Интернет-зависимость в последние несколько лет лечится в Китае. С 2008 года в стране зависимость официально считается клиническим расстройством. В основном ему подвержены подростки. Лечение может проходить в принудительном порядке, а заведение для этого похоже на смесь психиатрической больницы и военной части. Длится оно от трёх до четырёх месяцев. К симптомам заболевания относится использование интернета более шести часов в день для целей, которые не относятся к работе или учёбе.
Часто случаи в Китае, действительно, серьёзные. Зависимость характеризуется в том числе нежеланием отдыхать: «Наши пациенты боятся взять перерыв, так как это может повлиять на их игровые достижения. Вместо того, чтобы отойти в туалет, некоторые из них носят подгузники».
Вместе со своими детьми в заведении могут жить и родители. Для них предусмотрен курс по общению с подростками: «Критика и обвинения — разве это может привести к прогрессу, помочь детям измениться? Главная проблема ваших детей — одиночество. Вы знаете, что они чувствуют себя одинокими? И они ищут компаньонов в интернете. Интернет они знают вдоль и поперёк, но ничего не понимают в людях. И так они теряют себя».
Что интересно, термин «Internet Addiction Disorder» был в шутку предложен психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Он не знал, что позже сам введет диагностические критерии этого расстройства, а недуг будут лечить принудительно в ряде стран. В понятие «интернет-зависимость» он вложил поведение со сниженным уровнем самоконтроля, вытесняющее нормальную жизнь.
18 июня 2018 года ВОЗ опубликовала на сайте версию МКБ-11 для последующей реализации и утверждения Всемирной ассамблеей здравоохранения, которая пройдёт в мае 2019 года. Как обещает ВОЗ, МКБ-11 вступит в силу 1 января 2022 года. Текущая действующая версия — МКБ-10.
Автор: ivansychev