Немного о веб-сериале Critical Role: как ваши любимые актеры озвучки игр и ТВ-шоу заново открывают мир D&D.
Лиам О’Брайен озвучивает Голлума в игре Shadow of Mordor и Уильяма Шекспира в Saints Row: Gat Out of Hell. Можно сказать, что он один из самых успешных и продуктивных актеров озвучивания мультфильмов и видеоигр. Несколько лет назад Лиам захотел получить особенный подарок на свой день рождения – поиграть в Dungeons & Dragons.
«Тогда мы еще играли в Pathfinder», – призналась Лора Бэйли журналисту сайта Polygon. Лора озвучивает Надин в Uncharted 4, Черную вдову в мультсериале Avengers и игре Disney Infinity 3.0, Гвин Уайтхилл в игре Game of Thrones от компании Telltale Games и Фиону в Tales from the Borderlands.
Итак, пригласив еще несколько знакомых актеров, они решили разок сыграть в D&D на день рождения О’Брайена. На роль данжен-мастера выбрали Мэттью Мерсера, который в узких кругах славится своим умением проводить игры (Мэттью озвучивает Маккриди и Z1-14 в Fallout 4, стража в Destiny и Робина в Gotham City Stories).
В игре приняли участие: Эшли Джонсон (голос Элли в The Last of Us и Гортис в Tales from the Borderlands), Тревис Уиллингем (Infamous Second Son, Avengers Assemble, Sofia the First), Сэм Ригель (Teenage Mutant Ninja Turtles, Wander Over Yonder, Persona), Мариша Рэй (Persona Q, Phantom Pain), Орион Акаба (Final Fantasy Type-0, Pillars of Eternity, Wildstar) и Талиесин Яффе (World of Warcraft, Streetfighter, Hellsing).
Играть оказалось настолько весело, что актеры стали собираться каждый месяц. За несколько лет участников стало еще больше, и тогда у кого-то проскочила мысль, что было бы неплохо сделать из этой затеи шоу. Известнейшие актеры озвучивания играют в Dungeons & Dragons – ну разве не круто?
Совсем скоро на горизонте появилась Фелиция Дэй.
Игра превращается в шоу
«Несколько лет назад моя подруга, Эшли Джонсон, с которой я познакомилась в сообществе Whedonverse, мельком упомянула, что играет в D&D с другими актерами озвучивания», – рассказала Фелиция Дэй. Фелиция – создатель медиасети Geek and Sundry, посвященной настольным и ролевым играм. Это было идеальным совпадением, и таким образом на свет появилось шоу Critical Role.
«У меня сразу же возникла идея пригласить их на Geek and Sundry. Я обожаю D&D и была уверена, что нашему сообществу понравится еще одно шоу наподобие Tabletop. Мы не задумывали его как масштабный проект. Но, когда я решила создать канал на Twitch в этом году, ребята были первыми в списке». Сами же актеры не сразу решились на такой шаг. «Было немного волнительно, ведь раньше мы играли только в узком кругу друзей, – признался О’Брайен. – Какое-то время мы сомневались, боясь, что возникнет странное ощущение от того, что за твоей игрой наблюдают. Но в итоге мы все-таки решились: со зрителями всё должно было стать еще интереснее».
Съемки первого эпизода прошли не совсем гладко. У команды не было отдельной студии, да и качество звука слегка хромало. Кроме того, отсутствовала одна участница, которая поехала в Лондон на вручение премии BAFTA за роль в The Last of Us. Но даже несмотря на то, что шоу еще нужно было окончательно довести до ума, успех не вызывал сомнений.
В первом же эпизоде Мерсер показал свой стиль ведения игры и дал зрителям понять, что официальные правила для него не являются истиной в последней инстанции. Как данжен-мастер он добавил в игру долю «иррациональной крутизны» (англ. rule of cool), позволив игрокам принимать нестандартные решения, даже если они не прописаны в правилах.
«Если игрок принимает очень рискованное решение или придумывает что-нибудь эдакое, я скорее нарушу правила и дам ему реализовать задумку, чем буду триста раз сверяться с руководством», – объяснил свою позицию Мерсер. Перед Мэттью стоит, пожалуй, самая сложная задача. Именно от него зависит, в каком темпе будет проходить игра и как будут развиваться события. Каждую неделю он тратит около семи часов, чтобы подготовиться и просчитать всевозможные варианты.
«Я должен тщательно продумать сюжетные повороты и создать достаточно контента, чтобы предоставить ребятам свободу действий, – заметил Мерсер. – Они всегда делают какие-то невообразимые вещи, и я не хочу, чтобы их очередная выходка застала меня врасплох».
«Я не перестаю удивляться, сколько всякой всячины припасено у Мэтта. Мы идем в одном направлении, а после игры обнаруживаем ворох карт, которые могли бы завести нас в другом», – добавил О’Брайен.
«Помимо основной сюжетной линии, я готовлю множество второстепенных деталей. Но я не хочу, чтобы зрители видели во мне какого-то робота, – продолжил Мерсер. – Стоит допустить малейшую ошибку, и на следующее утро я обязательно узнаю об этом в Twitter».
Вот пример такого сообщения: «Если зелье повысило силу Грога до 23, каждый его удар должен был наносить минимум 7 урона, – прокомментировал зритель. – Они не учли, что модификатор силы стал +6, а не +4». В общем, вы понимаете. Люди бывают очень придирчивы.
По словам большинства участников, осознание того, что за ними наблюдают, почти не отразилось на игре.
«Мы всё так же дурачимся перед камерой, бросаем кубики и отыгрываем роли. Ничего особо не поменялось, разве что стало меньше простоя, – сказал Мерсер. – Мы понимаем, что у нас есть аудитория, и поэтому больше не обсуждаем повседневные дела и не рассказываем анекдоты. Теперь все сконцентрированы на игре».
Бэйли обратила внимание на еще одну важную перемену: «Мы стали намного меньше есть во время игры. Раньше буквально на каждом собрании у нас был фуршет».
Я спросил О’Брайена, почему у актеров озвучивания так естественно получается играть в ролевые настолки.
«Думаю, всё дело в хорошо развитом воображении, – предположил Лиам. – Мы проводим много времени в кабинках звукозаписи, создавая что-то из ничего. Работа в комнатушке с голыми стенами сильно отличается от съемок на площадке или игры на сцене. Мы вынуждены представлять происходящее в своей голове, в эдакой голографической комнате из «Звездного пути». Добавьте сюда правила и кубики – и получается D&D».
«Игра во многом зависит от нашей фантазии. Должно быть, звучит банально, но как актеры озвучивания мы делаем это профессионально: проигрываем сюжет в своем воображении, чтобы вжиться в роль, находясь в маленькой кабинке», – добавила Лора Бэйли.
«Как только мы начинаем фантазировать все вместе, мы как бы становимся героями одного фильма. Когда я вспоминаю предыдущие игры, я представляю себе не то, как мы сидим за столом, а как выполняем миссии где-то в параллельной вселенной. К тому же у многих участников есть навыки импровизации, а это тоже немаловажно».
Вместо того чтобы читать готовый сценарий, актеры сами придумывают его на ходу. «Навыки, которые мы оттачивали на протяжении многих лет, теперь помогают нам создавать собственные истории в реальном времени. Это невероятно весело и очень сильно затягивает», – заметил О’Брайен.
Шоу набирает обороты
Шоу Critical Role быстро завоевало свою аудиторию. По статистике Geek and Sundry, общая продолжительность просмотров достигла более 37 миллионов минут (около миллиона на каждый эпизод на сайте Twitch). На YouTube-канал Critical Role подписаны 1,3 миллиона пользователей, а на Twitch его смотрят более 10 000 платных подписчиков.
Как ни странно, чтобы следить за развитием событий, от зрителя требуется нешуточное терпение. Большинство эпизодов длятся по несколько часов, а иногда даже разбиваются на несколько частей. По словам О’Брайена, прикинуть продолжительность эпизода заранее – всё равно что «рассчитать точность приземления с парашютом».
Фелиция Дэй считает, что успех шоу частично зависит от такого формата. «Когда я только-только открыла свой канал на YouTube, мне говорили, что длинные интернет-ролики – это заведомо провальная идея», – призналась она журналисту сайта Polygon.
«Но со временем стало ясно, что именно такой контент становится популярным, – продолжила Фелиция. – Мне нравится экспериментировать и объединять пользователей в одно сообщество. Плюс в том, что в интернете не нужно пытаться угодить всем и каждому – нужно только привлечь достаточно людей, чтобы поддерживать бизнес. По-моему, это замечательно».
Шоу превращается в бизнес
Critical Role – самый что ни на есть современный продукт. Шоу транслируется в прямом эфире на Twitch каждый четверг в 19:00 по тихоокеанскому времени. По окончании трансляции подписчики могут сразу же скачать ее запись. В понедельник эпизод появляется на Geek and Sundry и затем – на YouTube. «Потенциальным спонсорам иногда приходится объяснять, как налажен весь этот процесс», – заметила сотрудница Geek and Sundry Клаудия Контрерас.
На данный момент у первого эпизода Critical Role более 650 тысяч просмотров на YouTube, и это число продолжает расти каждый день. С точки зрения спонсоров, такое решение намного эффективнее, чем покупка эфирного времени на телевидении, так как YouTube-ролики продолжают набирать просмотры за счет существующей и новой аудитории.
Нестандартный, интерактивный формат шоу позволяет компаниям-спонсорам проявлять фантазию, особенно если они также имеют отношение к сфере ролевых игр. Одна из таких компаний – Wyrmwood, производитель высококачественных аксессуаров ручной работы для ролевых настолок.
«Специально для фанатов шоу у нас есть бесплатные купоны с кодом critrole на бесплатную доставку», – рассказали представители компании журналисту сайта Polygon. Более того, продукция Wyrmwood используется на съемках. «Мы сделали набор данжен-мастера по индивидуальному заказу Мэттью. Лоток полностью обтянут кожей, на которой выгравирован большой логотип Critical Role, а на башне для кубиков написано «Выбор за тобой». По словам представителей компании, это значительно увеличило количество посещений сайта и объемы продаж.
И все-таки Critical Role – дело скорее для души, чем для заработка. «На этом особо не разбогатеешь, но нам всё равно очень нравится. В противном случае мы сразу же оставили бы эту затею», – признался Мерсер.
«Мы получаем искреннее удовольствие от развития игры. Просто невероятно, насколько выросло наше сообщество и сколько людей делятся своими историями и идеями. Я даже не мог представить, что всё так сложится. Игра действительно объединяет нас и наших зрителей, и это намного важнее, чем ее прибыльность».
Все до единого участники Critical Role придерживаются того же мнения. Некоторые делятся историями о твитах и комментариях пользователей, которым шоу помогло преодолеть депрессию. Фанаты присылают рисунки любимых персонажей, а актеры публикуют Spotify-плейлисты на Geek and Sundry. По количеству обсуждений и споров в сообществе каждый эпизод шоу можно сравнить с новой серией «Игры престолов».
После съемок актеры перечитывают твиты зрителей – внимательные поклонники часто напоминают об ошибках и неточностях. Бэйли рассказала, как однажды даже повесила напротив табличку с надписью «Метка охотника», потому что забывала использовать эту способность, чем вызывала много недовольства в комментариях.
Помимо достаточно высокого качества отыгрышей, изюминка шоу еще и в том, что его участники знакомы с игровой индустрией не понаслышке. Например, после выхода игры Mad Max в начале очередного эпизода актеры рассказали о своих персонажах и порассуждали о сложности реалистичного озвучивания рвоты. Такие веселые «инсайдерские» разговоры придают особый шарм игре и очень нравятся зрителям.
«Я очень рад, что нам удалось совместить работу и хобби. И это только начало пути, – сказал О’Брайен. – Благодаря Twitch мы как будто становимся одной театральной труппой. Нам всем очень приятно реализовывать себя в этой сфере».
Critical Role – современный продукт, который продолжает активно развиваться. Подписчики Twitch могут писать комментарии в прямом эфире, а остальные могут посмотреть любой эпизод на YouTube. Мерсер заметил, что некоторые персонажи уже балансировали на грани жизни и смерти, и в будущем их будет подстерегать еще больше опасностей. Как бы то ни было, в конечном счете всё зависит от кубиков и находчивости игроков.
«Больше всего я боюсь, что все персонажи погибнут одновременно, – выразила беспокойство Бэйли. – Тогда уж не знаю, как мы выкрутимся».
Автор: Plarium