Вольный перевод статьи gingearstudio.com/why-i-quit-my-dream-job-at-ubisoft от бывшего разработчика из Ubisoft.
Вступление
2005 год, я помню как начальство спросило меня, где я вижу себя через 10 лет, на что я ответил, что вижу себя в роли software архитектора крупнейших AAA класса гейм проектов. Мечта стала реальностью буквально через несколько лет, когда я начал работать над проектом Assassin’s Creed Syndicate в роли, как вы уже догадались, software архитектора. И вот, казалось бы, наконец, моя мечта быть причисленным к числу тех самых крутых, высокоуважаемых гейм разработчиков, становится реальностью в процессе работы над престижнейшей игровой франшизой.
Но всё изменилось, я покинул работу в пользу своих инди проектов. Несколько друзей и членов семьи конечно же осудили мое внезапное и необдуманное, по их мнению, решение. Они были удивлены, почему же я оставил хорошо оплачиваемую, уважаемую, со огромными дополнительными плюшками работу. Туда же можно включить мою страсть к работе подобного рода, да и вообще это же работа над знаменитыми игровыми продуктами, о которых я всегда мечтал.
Прощаясь со всеми в свой последний рабочий день никто даже не спросил почему я ухожу в инди разработку, да даже люди, едва знавшие меня, скорее всего догадывались почему. Конечно же, большинство профессиональных гейм разработчиков скорее всего знали истинную причину моего ухода.
В общем, после всего, я принял решение написать статью не про свой уход из компании, а про реальный процесс разработки игр AAA класса как это я видел, участвовал, работая в компании Ubisoft.
Скромное начало
2005 год, Ubisoft открывают новую студию в городе Quebec. Это примерно в 250 километрах от их знаменитой Montreal студии, где были созданы в своё время такие игры как: Prince of Persia: The Sands of Time, Splinter Cell и Assassin’s Creed. Я был нанят компанией как раз в это время и был направлен в новый офис в первый же день, всего нас там было около 30 человек. Думаю, вы уже можете понять насколько я был в восторге от нового рабочего места — первый день в крупнейшей компании, да еще и в только, что открывшемся новом офисе. В честь этого, я порадовал себя брендированной гитарой с первой зарплаты за 2000$. Большинство людей, кто начинает свою карьеру в гейм разработке или гейм дизайне, очень посвященные своему делу люди, они также любят играть в игры как и их создавать. Если честно, то в первую рабочую неделю я не мог поверить, что за эту работу мне еще и платят, это было лучше чем каникулы.
Первые два года я работал над малоизвестными проектами, это Open Season и Surf’s Up под Playstation. Это обычные средненькие игры, неплохие, но чего-то особенного в них не было. Однако, я имел море удовольствия, работая над ними. Я очень многому научился, познакомился с хорошими людьми, многие из которых стали моими друзьями. Команда была относительно небольшой, примерно 15-25 человек (точное число не могу вспомнить), то есть каждый участник команды знал друг друга, для меня же это было как маленькая семья, к тому же дух команды всегда был высок. Хотя, с сегодняшней точки зрения, я вижу всю эту команду не более чем сбор новичков у которых куча работы, которую нужно завершить в срок. Но одно нас объединяло в то время — все мы хотели работать над проектом ААА класса. Это не совсем круто когда ты говоришь друзьям, что работаешь над игрой по сюжету детского мультика.
Годы PoP
После проекта Surf’s Up директор нашей студии собрал нас всех в конференц зале (да, представляете размер нашей команды, что мы все вместились в небольшой комнате). Он сообщил, что следующий наш проект будет Wii версия Prince of Persia, которая скоро должна выйти на рынок. Я прекрасно помню то странное молчание после анонса, так как никто не знал, хорошие или плохие это были новости. Затем кто-то выкрикнул: “Ура”. Конечно он выкрикнул это, потому что новый проект был намного лучше, чем были наши последние до этого. Конечно, это был не Assassin’s Creed, но кого волнует. Я помню, был немного разочарован, что это был порт под Wii, так как мой интерес всегда был в сторону PS3, но к черту, это были очень хорошие новости. Проект длился около трех лет, и был известен как Prince of Persia: The Forgotten Sands.
Это не был порт под Xbox 360/PS3, просто специфичная версия под Wii. За всё проведенное время в компании, я бы сказал, что этим проектом я очень горжусь. Процесс разработки принес мне море удовольствия, я чувствовал полное владение проектом, то есть не был каким-то незаметным винтиком в большой системе, а имел существенное влияние на процесс разработки всего проекта. Мой вклад в проект был колоссальным, и когда я играл в игру, я мог это видеть на каждом углу. Конечно, меня это очень сильно мотивировало, я хотел, чтобы эта игра была лучшей из лучших. Большинство разработчиков, думаю, знакомы с этим чувством. Команда уже была около 75 человек — большая семья конечно, но всё же еще семья. В процессе работы над проектом я должен был взаимодействовать с большинством из них, я в целом уверен, что хотя бы раз я говорил с каждым из команды. Вы, наверное, спрашиваете, почему я так зациклен на размере команды, но об этом немного позже…
AC3 под WiiU
После Prince of Persia, я участвовал еще в нескольких проектах, и, наконец, настала очередь работы в проекте по портированию Assassin’s Creed 3 на WiiU. Этот проект полностью отличался от всех моих прошлых. Команда была невероятно маленькой: два программиста на старте проекта, на пике же около 15. Я был полностью поглощен проектом как никогда, к тому же многие в компании считали, что этот проект обречен на провал с самого начала из-за сложности в портировании. Вся Assassin’s Creed серия игр очень требовательна к CPU и GPU. Поверьте мне, когда вы находитесь в таких больших городах как London или Boston, ваша консоль находится на пике своей производительности. К тому же WiiU была слабее чем PS3 и Xbox 360 как минимум по их тех. характеристикам, так что шансы были не на нашей стороне. Даже хуже, мы должны были сделать прямой порт, то есть без изменений контента игры, только ускорение за счет оптимизации кода, так как это намного дешевле, чем менять качество контента (графика и прочее) игры.
Примерно год спустя, мы пришли к тому моменту, когда могли считать, что порт прошел успешно и производительность игры осталась на уровне Xbox 360/PS3. Это был несомненно успех. Даже коллеги из Nintendo были приятно удивлены, что мы сделали это. Жизнь была прекрасна. Но все же вторая часть этого проекта была не такой захватывающей как первая, которая состояла из постоянного повторения port => bug fixes => optimize и снова, и снова, и снова. К концу проекта я уже был рад заняться чем угодно, только не этим.
Пробуя запретный плод
После AC3 я работал над внутренними проектами, по причине NDA, я не могу ничего конкретного сказать о самих проектах, но они были очень важными для меня лично.
Первый проект. Нас в команде было 6 человек, все уровня senior. Это была multiplayer игра и наша работа была создать рабочий прототип в течение месяца. Процесс разработки этого прототипа я могу описать следующим образом:
— Играем в игру все вместе
— Выписываем фичи + изменения, которые хотим в следующем релизе
— Делаем их
— Всё повторяем пока не получим рабочий прототип
Командный дух невероятно высок. Во время игровых сессий, мы были так возбуждены, что кричали и визжали от восторга, я думаю, это напрягало коллег пососедству, но блин, это было так невероятно захватывающе. Так как мы были маленькой командой, мы не имели каких-то ограничений кто что делает. Например, каждый мог повлиять на дизайн проекта. Сторонний UI-щик сделал дизайн уровней, так как мы не имели своего в команде. Я сделал геймплэй программирование, хотя это совсем не моя специализация (я всё же больше низкоуровневый оптимизатор движка и графики). Но, к сожалению, спустя некоторое время проект был отменен.
После я стал работать над вторым внутренним проектом, с еще более меньшей командой: нас было 2 программиста и продюсер. Этот проект имел несомненно инди дух. Это был снова multiplayer, и снова, мы сделали классный прототип в течение нескольких недель. Каждый день во время обеда, мы приглашали любого желающего из студии поиграть. Мы даже организовали внутренний турнир с более чем 60 участников. Но, снова, проект отменен.
Я никогда не был так счастлив как участие в этих двух последних проектах. Я работал с очень талантливыми и очень посвященными своему делу людьми. Так как команда была маленькой, я мог предложить видение проекта с более креативной стороны, более нестандартные идеи, до этого технарям не давали такой возможности. И это было потрясающе. Когда ты работаешь над маленьким проектом, твой вклад огромен, от чего твоя мотивация стремительно растет. Как то мой коллега сказал про этот проект, что однажды вкусив запретный плод, обратного пути уже не будет.
AC Syndicate
Затем нашу студию назначили ответственной за разработку следующей версии Assassin’s Creed: Syndicate. Мы знали, что эта фрашиза была очень популярна, так как мы принимали участие в разработке всех частей начиная с Brotherhood. Однако, на этот раз, это было не просто частичное участие в разработке. Первый раз за всё время наша студия стала ведущей в разработке. Это было большое достижения для нас, но я был совсем не рад этому. Память о последних полюбившихся мне проектах всё еще свежа, но конечно же, я понимал, что мне придется работать над этим проектом, так как иного выбора нет.
Разработка началась, я постепенно втягивался в рабочий процесс, я хотел дать этому шанс, так как боялся, что после последних проектов, больше не смогу работать над такими проектами. После нескольких месяцев, разработка продвинулась существенно. Команда постоянно росла, для меня же как раз огромные команды и есть основной корень проблемы больших AAA гейм проектов — слишком много людей. Syndicate создавалась более чем десятью студиями со всего мира, 24-часовая нон-стоп разработка, люди в одной студии ложились спать, в другой только начинали свой рабочий день.
Очень много людей разных специальностей, очень много работы нужно сделать, и нет людей кто бы знал весь игровой проект целиком, то есть только узкоспециализированные люди, это можно сравнить со сборочным конвейером на заводе. Когда люди осознают, что они всего лишь легко заменяемый винтик в системе, вы можете сами представить, какая мотивация у людей после этого.
Со специализацией приходит туннельное видение, то есть когда твоя компетентность ограничена, ты, скорее всего, будешь себя убеждать, что ты выполняешь самую важную часть проекта. Люди становятся необъективны, это делает решение проблем сложнее, порой выигрывает в споре тот, кто был громче, хотя это решение не имеет никакого смысла.
В больших проектах не возможно наладить хорошую связь с участниками команды. Как бы вы доставили конкретное сообщение конкретному человеку в нужный момент в данной ситуации? У вас не получится доставить всё, что вы хотите до тех кому хотите, так как слишком много информации и людей до которых она должна дойти. Сотни решений принимаются каждую неделю по важным вопросам, со временем, это неизбежно, что человек, которого следовало бы проконсультировать до принятия его решения, был просто забыт. Это со временем начинает разочаровывать. К тому же, иногда, в принятии решения участвует слишком много людей. Обычно вы не хотите делать каких-то важных решений на митинге с больше чем 20 человек, так как это банально неэффективно.
Являясь архитектором, я владел достаточно полным видением всей технической части проекта. Да, с одной стороны это классно, но с другой стороны это не так. Чем выше ты находишься, тем менее конкретное влияние на проект ты имеешь. Тут ты или участвуешь в разработке узкой конкретной вещи проекта, или же являешься топ менеджером, кто отвечает на почту и ходит на митинги. Обе позиции откровенно говоря дерьмовые по различным причинам. Не важно в чем заключается твоя работа, когда ты не вносишь существенный вклад в проект, ты всего лишь капля в море, и как скоро ты осознаешь это, тем быстрее чувство своей важности исчезает, а без чувства своей надобности в проекте нет мотивации.
Я могу и дальше продолжать в том же духе о процессе участия в больших проектах, там много причин, почему ААА проекты не приносят того удовольствия, которое ожидалось. Но не поймите меня не правильно, это всё не относиться конкретно к компании Ubisoft или проекту Assassin’s Creed, это неизбежная вторая сторона монеты процесса создания масштабных игр с огромной командой. Конечно, не все так считают как я, многие люди полностью посвящены проекту, супер мотивированы. Правда, обычно это начинающие разработчики, кто до этого не работал над проектами такого масштаба. Но когда ты был там пару раз, вовлечение сходит на нет, остается только печальная ежедневная рутинная реальность. В большинстве случаев, опытные разработчики со временем оставляют эту работу.
Итог
С первых дней в компании я уже знал, что я здесь не задержусь до конца своих дней, так как уже в то время я мечтал об открытии своей инди студии, делать свои собственные игры.
Инди разработка не имеет проблем больших проектов. По моему мнению идеальная команда, это 5-6 человек. Когда командный дух наиболее высок. Ты не тратишь своё время на почту и прочие подобные неважные вещи. В команде нет резкого разделения по специализации, поэтому все участвуют во всех аспектах проекта. Для меня лично же, инди разработка означает работу не только над технической частью проекта. Нет, тех часть мне очень нравится, но мне также нравится принимать участие в разработке геймплея, визуальных и звуковых аспектов проекта. И только в инди студии мне будет позволено во всем этом участвовать.
Да, это и есть моя основная #1 причина ухода из Ubisoft в пользу собственной инди студии.
от переводчика: перевел, просто понравился рассказ человека о своем опыте, я ни за, ни против его выводов, так как в gamedev не работаю, но мысли автора ясны и понятны :)
Автор: house2008