Предлагаю вашему вниманию обзор в текстовом варианте некоторых популярных настольных игр: Монополия, Манчкин, Шакал, Свинтус, Активити, Игра Престолов, Цитадели, Крагморта, Сопротивление, Делириум, «Да, Темный Властелин!». Я рассмотрю игры с точки зрения веселья, сложности правил, влияния рандома и необходимости к тщательному продумыванию хода. Во все игры из статьи я играл сам с друзьями. В некоторые на протяжении пары лет, некоторые всего пару раз. Многие игры объединяет одна ценовая категория, так что их легко сравнивать при выборе. Там, где я говорю о влиянии случая (рандома) я имею в виду как сильно влияет на исход игры те аспекты, которые подвержены случаю: выбор карт, бросок костей и тому подобное. Чем меньше влияния случая, тем больше исход игры зависит от самого игрока.
Монополия
Средняя цена
Суть игры в приобретении имущества, расположенного на карте, по которой игрок перемещается с помощью бросков кубиков. Имущество приобретается за деньги. В издании, которое у меня, деньги бумажные. Игроки, попавшие на чужое имущество, платят владельцу деньги. Если денег нет и нечего продать – игрок выбывает, но игра продолжается. Выигрывает последний оставшийся игрок.
Игра может быть забавной первое время, пока ещё есть деньги и имущество, позже становится скучно. Игра тянется очень долго, даже по ускоренной версии. Кроме того, игра неравномерная. От первого выбывшего до последнего могут пройти часы. Партии затягивались на 4 и 5 часов из 5-7 человек. Играть часто не очень хочется. Правила простые, особенно в начале. Изучаются быстро по ходу игры. Не требуют серьезного внимания, поэтому игра вполне подойдет для нетрезвых посиделок. Изучение правил, практически, не делает игру длиннее.
Влияние случайности я бы оценил как сильное. Очень много зависит, будете ли вы попадать на свою недвижимость, на чужую или на чужую очень дорогую.
Задумываться о том, как что лучше сделать, практически не приходится. На выбор действия: улучшить недвижимость, чтобы она была дороже или оставить наличных, чтобы платить другим – пожалуй, основной вопрос.
Игра подразумевает, что игроки при оплате или обмене недвижимостью могут договариваться с дополнительными условиями. Например, стоянка без ренты или со скидкой. Но такие вариации могут ещё сильнее затянуть игру по времени.
* * *
Манчкин
Средняя цена
Это ролевая карточная игра. Каждый игрок является персонажем, который может иметь расу, класс, шмотки (термин из игры). Каждый ход игрок берет карту из общей колоды, в которой может быть монстр, проклятие, класс или раса. Монстры нужны, чтобы получать за победу над ними, уровень и сокровища (шмотки). Шмотки, расовые и классовые особенности увеличивают боевую силу, которая необходима для победы над монстром. Каждый ходит по очереди, но игроки могут договариваться и помогать друг другу, разделяя сокровища. Побеждает тот, кто достигает первым 10го уровня. Все остальные – проигравшие.
Игра имеет много разных изданий: это может быть игра про пиратов и корабли или классическая с волшебниками с разными вариациями. Но все они сделаны в виде пародии на что-либо: имена монстров и названия предметов – шуточные, что забавно в первых играх. Сам процесс игры веселый, требует внимания всех играющих. Регулярно идёт общение, например, договоры о помощи. Из неудобств: часто приходится пересчитывать боевой бонус из всех карт. Постоянные союзы внутри игры могут сделать игру недостаточно честной, но это всё можно обсудить и ограничить.
Правила по сложности между средним уровнем и сложным. Игра требует от игроков изучения и запоминания как базовых правил, так и те аспекты, которые добавляет каждая карта. Немного может замедлить первую игру, так как придется делать паузы на объяснение. Объём для запоминания может возрастать по ходу игры с получением новых карт.
Влияние случайности больше среднего. От случая зависит, попадётся вам подходящий монстр, или выпадет мощная шмотка, но в то же время, вам нужно будет собирать и оставлять у себя определенные карты. Придется решать, что оставить себе, а что отправить в слив, и когда сыграть монстра с руки, который может принести вам победу.
Многие моменты игры не описаны в правилах, предполагается вести споры и приходить к соглашениям. Самих типов игры (наборов Манчкинов) много, в некоторых даже совсем другой геймплей. Некоторые из них совместимы между собой, некоторые нет.
* * *
Шакал (Jackal)
Средняя цена
В игре вы управляете трёмя фигурками пиратов, которые исследуют карту, открывая её клетку за клеткой. Пиратам нужно найти золото и унести его на корабль как можно больше. При этом вам могут мешать внезапные ловушки или пираты других игроков. Побеждает тот, кто принесёт больше всех золота на корабль.
Игра равномерно веселая, но ограничена 4 участниками. В целом разнообразия в ней нет, но время от времени поиграть можно. Внимательно следить за игрой не приходится.
Правила простые, их изучение не отнимет много времени, объём для запоминания небольшой.
Влияние случайности на исход я бы оценил как среднее. Участки вам невидимы, пока вы на них не наступите. Случайно там может оказаться как пакость так и радость, но иногда вам нужно принимать решения о том, как лучше поступить: унести золото, спасти пирата или напасть на пирата другого игрока. Пожалуй, это единственный вопрос, который нужно обдумывать.
Игру интересно расширять своими правилами на открытие определённых клеток. Например, если попался бочонок рома, то действие для некоторых очевидно.
* * *
Свинтус
Цена низкая
Эта карточная игра напоминает некоторые игры на обычных игральных картах, где нужно следующему игроку положить карту той же масти или того же достоинства, но здесь это карты с цифрами разного цвета. Механика усложнена за счёт дополнительных карт – свиней и змей. Свиньи требуют от всех игроков выполнения определенных действий, например, положить руку на стол как можно быстрее (последний набирает карты), а карты змей устанавливают правила передачи своих карт другому игроку напрямую, например, если он посмотрел вам в глаза, обратился по имени или положил руку на стол. Есть карты змей, которыми нужно попасть в другого игрока, бросив их в него. Таким образом, можно избавиться от своих карт с большими числами. Выигрывает тот, у кого не останется карт. Проигравшие подсчитывают очки на оставшихся у них картах.
Игра очень веселая за счет механики карт змей. В процессе игры стараешься не разговаривать, держать руки на весу, не смотреть людям в глаза, но рано или поздно приходится нарушать это и уворачиваться от карт-сюрикенов.
Правила очень простые. Те, кто раньше играл в обычные игральные карты, быстро разберется с ними. В голове нужно запомнить не больше 10 карт, которые подразумевают особые действия с ними.
Влияние случайности среднее. Случай определяет, какие карты достанутся вам при наборе и повезет ли вам легко от них избавится, но одно неправильное движение, вы получаете несколько карт от других игроков себе на руку.
Задумываться серьезно о ходе нет необходимости. Можно, конечно, серьезно подойти к вопросу выбора карты для хода, но игра такого не требует.
В игре предусмотрены пустые карты змей, в которых игроки могут сами придумать и записать правила, но у нас не получилось придумать сбалансированные правила, которые нам понравились бы.
* * *
Активити (Activity)
Цена чуть ниже среднего
Игра, в которой игроку нужно показать/нарисовать/рассказать словосочетание или фразу, а его команде угадать, что это за фраза. Способ представления этой фразы определяется броском кубика. На решение отводится минута, которую удобно считать песочными часами, идущими в комплекте. Сами фразы находятся на картах, которые вытягиваются вслепую. Побеждает та команда, которая больше всех отгадает.
Игра очень веселая. Здесь игроки и актёры и художники. Подразумевается много непрерывного общения. По числу игроков не ограничена сверху, но минимум, пожалуй от 4. Хотя можно подправить правила на троих.
Правила очень простые. Всё разбирается перед игрой. Сам ход игры не даёт возможности их забыть. Объёма для запоминания почти нет.
Влияние случайности здесь слабое. Конечно, может выпасть сложная фраза, которую вы не знаете, как изобразить, но это больше зависит от вас и от команды. Бывает, что перебором можно угадать. Серьёзно задумываться здесь совершенно не приходится, потому что на это нет времени.
А вот расширять такую игру очень легко. Фразы на карточках запоминаются после 2-3 игр, поэтому стоит придумать свои. Можно их так же вписать на карту. Но мы сделали немного иначе. Из оригинального набора используем только песочные часы и кубик, что тоже можно заменить.
* * *
Наша версия Активити
В нашей коллективно придуманной версии правил каждый игрок играет за себя. На этапе подготовки всем раздается равное количество полосок бумаги, например, по 5 штук. Каждый должен придумать фразу, записать её на бумажке, подписать бумажку, сложить её и положить в общий контейнер. После того, как все составили свои фразы, бумажки перемешиваются. Случайным образом определяется, кто ходит первым. Он тянет бумажку, тайно смотрит фразу и подпись. Если подпись его — угадывают все, если подпись не его, то он сообщает автору фразы, что он не угадывает. После этого он бросает кубик на то, как ему представлять фразу: рассказывать, показывать, рисовать. У него есть минута, чтобы другие угадали.
Если в течение минуты фразу назвали, то по баллу получает показывающий и тот, кто угадал. Если за минуту угадать не смогли, то подключается автор фразы (если не он показывал), теперь двое за две минуты должны тем же способом показать. Если в этом случае угадали, то только угадавший получает балл.
Если фразу никто не угадал, то никто не получает баллов.
Баллы подсчитываются на специальном листочке. Ходят по очереди. Игра продолжается, пока не будут сыграны все бумажки. Побеждает тот, кто набрал больше всех баллов (хорошо угадывает и хорошо показывает).
Такую игру легко контролировать по времени количеством фраз и легко контролировать по сложности, ограничивая количество слов в каждой фразе. Иногда мы исключаем вариант «объяснение», так как он очень лёгкий.
* * *
Игра Престолов (второе издание, не путать с карточной игрой 1х1)
Цена очень высокая (4 средних)
В этой игре ведут войну 6 Великих Домов (без Таргариенов), каждый за себя. Игра ведётся на большой карте Вестероса, где каждый Дом начинает игру на своём клочке земли. Здесь вся карта поделена на области. Каждая область даёт одно или несколько преимуществ: бонус к сбору войска, бонус к размеру армии, бонус к получению прибыли (власти). В начале каждого раунда каждому войску нужно отдать приказ, но только один: обороняться, совершить набег (с целью диверсии или грабежа), перемещение и нападение, осуществление подкрепления соседним войскам. У каждого Дома есть флот, со своими правилами. Цель игры — первым захватить и удержать 7 крепостей и замков. Для этого нужно захватывать области, которые помогут увеличить ваши войска, удерживать пограничные и захватывать вражеские. Кроме этого есть треки влияния, которые нужно удерживать, так как они дают очень полезные бонусы. Есть ещё много других аспектов, но для краткости я их не стану описывать.
Игру называть веселой, наверное, не стоит, но она интересная своим разнообразием и необходимостью продумывать шаги. Очень сильная тактическая составляющая.
Правила очень сложные. Потребует от всех новых игроков сильного внимания, как перед началом игры, так и при первых действиях в игре. Объёма для запоминания много, причем много выдаётся сразу и это нужно усвоить. На объяснение / изучение правил уходит много времени от самой игры. Игра с новенькими может затянуться на треть и больше. Первая наша игра на 6 человек с изучением правил всеми длилась около 4-5 часов. Последующие игры шли уже по 1-2 часа в зависимости от количества игроков. Если вы не знакомы с правилами и собираетесь поиграть в неё в середине или позже алкогольной вечеринки, то это не самая лучшая идея.
Влияние случайности ниже среднего. Каждый раунд разыгрываются случайные карты, которые влияют на весь мир. В зависимости от состояния, расположения игрока они влияют по-разному для каждого. Кроме этого, есть опциональные карты драматизма, которые можно использовать перед каждым боем. Он увеличивают влияние случайности на исход боя, поднимая его до среднего уровня.
Задумываться над вашим ходом нужно серьезно, от ваших действий зависит очень много, а главное, есть над чем думать, вариантов действия очень много, при этом нужно угадывать и учитывать намерения всех других игроков. Игра позволяет отвлекаться время от времени (пока идёт бой других), но во время расстановки приказов увлекает полностью.
* * *
Цитадели
Средняя цена
В этой игре вы — лорд, который накапливает золото и за него строит кварталы в городе. Игра карточная. Каждый квартал представлен картой. Каждый ход игроки по очереди выбирают на ход одного из 8 персонажей в закрытую. У каждого персонажа особые свойства. Например, вор может назвать другого персонажа и забрать всё его золото, кондотьер — разрушить чужой квартал, купец — получить больше золота. Каждый ход игроки получают карты кварталов себе на руку или золото по своему выбору и принимают решение, строить или нет новый квартал. Побеждает тот, кто больше всех набирает баллов после постройки 8 квартала у любого из игроков. Баллы идут за стоимость построенных кварталов, их разнообразие, за то, кто первый построил 8 кварталов и за некоторые другие бонусы.
Игра умеренно веселая, иногда довольно унылая. Общения немного. Внимание к действиям других игроков особо не требуется. Влияние случайности, мне кажется, низкое. Случай определяет только какую карту квартала вы возьмете себе на руку, а всё остальное зависит от выбора персонажа вами и другими игроками. Если играть вдвоём, то игра может стать гораздо веселее, так как ваши действия сразу влияют друг на друга.
Правила по сложности между легким и средним уровнем. Но основное время затрачивается при первой встрече с новым персонажем. Всего персонажей 8, поэтому игра идёт быстрее, когда все игроки знакомы со всеми персонажами. Именно изучение персонажей затягивает первую игру. Остальные аспекты игры простые. В целом, объёма для запоминания мало.
При выборе персонажа приходится задуматься (но не сильно), нужно подобрать такого, какому не захотят вредить ваши соперники, при этом вы выполните то, что вам нужно.
Игра в комплекте содержит дополнительный набор персонажей, которыми можно заменить основных. Такая замена вносит разнообразия, если оригинальные приелись.
* * *
Крагморта
Средняя цена
В игре есть карта — библиотека Ригора Мортиса вместе с ним, по которой ходят гоблины — его слуги. Вы играете, в основном, за гоблинов, которые пытаются стащить книги заклинаний с его стола. Каждый ход игрок выбирает среди своих 3 карт передвижений, куда он может походить. Карты могут быть для перемещения гоблина, либо для перемещения Ригора. За один ход разыгрывается одна карта. Цель — добраться до книги, но не встретитсья с Ригором. Если произошла встреча сРигором, то игрок, чей гоблин попался, подвергается испепеляющему взгляду — он тянет специальную карту, где описано, что он должен делать до конца игры. Это или зажать карту между предплечьями или говорить сквозь зубы или стоять на одной ноге или сжать кулаки и не разжимать и так далее. Проигрывает тот, кто первым наберет 4 проклятия, выигрывает тот, у кого их меньше всего, а при равном количестве с другим, определяется по унесенным книгам. Книги могут избавить вас от полученных проклятий.
Игра очень веселая. Сидеть за столом, где игроки скручены от разных испепеляющих взоров очень забавно. Партии короткие, надоедать не успевает.
Правила простые, объёма мало. Информация поступает по ходу игры равномерно и очень небольшими объёмами.
Влияние случайности очень слабое. Случай определяет, какие карты движений у вас есть на руке, но, как правило, всегда есть куда ходить без потерь для себя. Но с другой стороны, задумываться о ходе не приходится: либо ходишь сам, либо толкаешь чужого гоблина на Ригора, либо Ригора на гоблина.
* * *
Сопротивление
Цена ниже среднего
В начале игры всем раздается по карточке персонажа. О персонаже важно только знать, достался вам синий (мирный) или красный (злой) персонаж. Каждый ход определяется голосованием состав команды для выполнения «задания» (миссии). Задание может быть выполнено или провалено. Цель красных — провалить 3/5 заданий, цель синих — выполнить 3/5 заданий. Количество игроков, выбираемых на каждую миссию, зависит от числа играющих, но меняется от миссии к миссии. Например, при игре в 5 человек, на первое задание выбираются два человека. На миссии каждый выбранный игрок тайно разыгрывает карту провала или успеха. Если есть хотя бы одна карта провала, миссия провалена. Синий не может разыгрывать карту провала, а вот красный может разыгрывать карту успеха, если не хочет себя выдать. Смысл игры в том, чтобы выяснить, кто красный, и не брать их на миссии, чтобы победить. Игра подразумевает общение и аргументацию выбора, что должно помочь в определении красных.
Игра веселая, сопровождается бурными громкими дискуссиями, обвинениями и оправданиями. Влияния случая нет, так как любой выбор делается игроками (кроме выбора стороны).
Правила средней сложности. Но объяснить лучше всё сразу, объём не очень большой, но может показаться слегка путанным. Скорее всего, потребуется один демонстрационный раунд.
В игре нужно будет тщательно наблюдать за другими, обдумывать своё решение: выбор состава команды, голосование за состав, провалить миссию или нет, обвинить кого-то или нет и так далее.
Игра расширяется сюжетными картами из комплекта дополнения, которые привносят разнообразие в методы обнаружения и в ход игры.
* * *
Делириум
Цена низкая
Эта алкогольная игра состоит из одной колоды карт действий и большой страницы правил, на которой расшифрованы действия. Игроки по очереди тянут карту и выполняют действие, которое она подразумевает. Если не выполняют, то выпивают, ну или просто выпивают. Действия могут быть: выпить на брудершафт, дотронутся до носа вперёд всех, поменяться всем местами, мини-игра «никогда не», игра в слова, поменяться всем одеждой и тому подобное.
Уровень веселья от этой игры каждая компания определяет самостоятельно. Но я считаю, что некоторые задания подходят далеко не для каждой вечеринки.
Правила простые, но в силу того, что приходится обращаться за описанием неизвестных карт к руководству, первые игры могут замедляться. Всё было бы проще, если описание действий уже было на картах. Но игра не требует формальности, в крайнем случае, при ошибке придётся просто совершить основное действие игры.
Игрой не предусмотрены победители, поэтому рандом на исход игры не влияет, задумываться о ходе тоже не приходится. Наверное, хороший способ напиться, но с этой точки зрения я оценить не могу.
Зато игрой предусмотрено придумывания своих правил очень часто. Для этого есть специальная карта, по правилам которой, вытянувший её игрок должен придумать упражнение, которое все должны делать перед тем как пить.
Я думаю, эту игру легко превратить в не алкогольную, заменив основное упражнение, например, на отжатия от пола 5 раз.
* * *
Да, Тёмный Властелин!
Цена средняя
Основной смысл игры в сочинении истории (бреда?), которая понравится заранее выбранному игроку (Тёмному Властелину). Игра содержит только две колоды карт. Одна содержит намёки, на которые нужно включить в историю, другая используется для передачи хода другому игроку. Игрок, чья очередь продолжить историю, должен связать своё продолжение с ранее сказанным и вплести в него сущности из своих карт намёков. Тема истории определяется в начале тем же Тёмным Властелином. Проигрывает тот, чья история 3 раза не понравится Тёмному Властелину.
Игра весёлая, конечно. Подразумевает оживлённую беседу, но наполненную бредом. Если Тёмный Властелин будет слишком мягок в судействе истории, то игра может затянуться на очень долго. С каждой минутой она становится всё скучнее и скучнее. Я считаю, что чтобы поддержать интерес к игре, судить нужно строго, но и в этом случае возможна крайность.
Основной набор правил очень путанный. Инструкция ужасная. Альтернативная версия правил ещё сложнее. Но, если разобраться, там не так много нужно знать, чтобы играть. Механика игры подразумевает кидать и брать карты – вот когда это нужно делать и является основной сложностью. Но игра не требует строго соблюдения правил, можно позволить делать ошибки.
Влияния случая на исход почти никакого. Случаем определяются набираемые карты, но они практически не влияют на результат. Оценку проводит один человек.
Игра содержит альтернативный набор правил, как сказано в описании, более формальный, но его мне испробовать пока не удалось.
* * *
Заключение
Надеюсь, вам пригодится мой обзор, потому что скоро Новый Год. В новогоднюю ночь хорошо играть в настольные игры, но, если до такого не дойдет, то настольные игры можно просто подарить. Новогодние каникулы – отличное время, чтобы собраться и поиграть.
Я рассказал о настольных играх, которые потребуется приобрести, но не забывайте, что есть и «застольные игры», которые практически не требуют вложений. Например, игра «Кто я?», в которой каждому игроку выдается какой-либо персонаж. Затем все по кругу, задавая другим игрокам вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет» должны угадать своего персонажа. Выигрывает тот, кто угадает своего персонажа раньше других.
Всех с наступающим Новым годом, веселой игры!
Картинки взяты с сайта МосИгры.
P.S.: Почему заголовки так странно форматируются? После каждого добавляется тэг br, из-за чего заголовок примыкает к предыдущему тексту, а не к следующему. Вставил звёздочки, чтобы хоть как-то отделить от предыдущего, а примыкание у последующему фиксится картинкой.
Автор: getId