В начале 2011 года нам посоветовали принять участие в конкурсе на получение гранта по программе СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической свере (фонд Бортника). Сумма гранта 1 миллион рублей.
Прикинув силы, мы решили попробовать, в январе 2011 подготовили документацию, прошли отбор, получили грант под наш стартап Rizzoma.com. В течение 1,5 лет мы получили от фонда 875 тысяч рублей, последние 125 на подходе.
Анализ соотношения геморроя и пользы работ в рамках гранта по программе СТАРТ 2011
Если Томск, денег не будет. Уже распилено
Первым условием конкурса было оформление заявки на сайте www.fasie.ru/, сама заявка заполняется на специальном разделе сайта: all.fasie-online.ru/
Заполнение заявки включает заполнение нескольких сотен полей, среди которых текстовые описания и выбор категорий, к которым проект относится. После того, как заявка была отправлена, нужно было презентовать проект комиссии. Мы сделали ставку на то, что все проекты принесут презу в Power Point и быстро надоедят ими комиссии, которая в итоге будет дремать. Поэтому мы решили выступить с видео. Мы показали вот этот ролик.
Идея сработала, и мы попали в список победителей. Дальше магическим образом нам присудили заявку как питерскому стартапу, а по бюджету мы относились к Томску. Дело в том, что у нас в заявке адрес компании, адрес основателя и адрес, где подавали заявку, были в трех разных городах. В Томске же все уже было попилено, и нас из списка победителей убрали.
Мы думали, что лишились гранта. Но тут вдруг выясняется, что наш проект очень запал в душу одному из членов комиссии, который смотрел видео. С нами вышли на связь и позвали на СТАРТ 2011-2. Нужно было заново оформить все документы, только немного в другом формате, с большим количеством незначительных отличий. Причем формат заявки был хоть и похожим, но сильно отличался частностями. Слать нужно было это в виде MS Word сразу в несколько мест и с каждым согласовывать разные детали заявки.
Можно посмотреть один из снепшотов нашей заявки в Google Docs. Обращаем внимание, что с тех пор правила 10 раз поменялись, так что заявка носит скорее историческую ценность.
Теперь к вопросу об интеллектуальной собственности. Если ваш стартап собирается расти дальше, получать нормальные инвестиции и выходить на рынок, то все равно интеллектуальную собственность нужно будет оформлять грамотно, то есть все переделывать. На все вопросы фонда можно писать, что будет сделано в течении трех месяцев, а потом просто обойтись прикаом о «ноу-хау» (шаблон приказа) и больше ничего не нужно. Кстати, РосПил обжаловал требования фонда в ФАС и теперь ничего этого не нужно. Интересно, знают ли об этом в Фонде.
Подписание госконтракта. Диктатура бухгалтериата
В теории госконтракт должен быть составлен на основании победившей заявки. На практике нам предъявили кучу замечаний, касающихся формулировок, причем мнения разных согласователей часто расходились. Заявку нужно было согласовать с тремя разными людьми из Фонда, каждый из которых имел свой взгляд на правильность формулировок.
Постоянно нужно было держать связь по телефону с куратором проекта. Дозвониться до куратора сложно, длинные разговоры кураторы не любят, часто прерывают разговор, так и не решив вопрос. Можно было потратить половину рабочего дня на общение с куратором. В результате решение мелкого вопроса могло отнять половину рабочего дня.
При дальнейшем взаимодействии стало понятно, что среди других бюрократов ключевую роль в фонде играют бухгалтеры. Подписание контракта задним числом — наглядный пример, во что оборачивается диктатура бухгалтеров на практике. Для них это выглядит как одолжение нам (так и говорят). А для нас — поступление денег 30 августа, требование отчитаться за них в июле, а также заявление на перенос сроков по «какой-нибудь причине», которую они сами не могут придумать. И мы же должны согласовывать такой перенос сроков с разными отделами Фонда.
А еще может быть передача контракта другому куратору, у которого свои замечания по проекту.
Фонд старт, на наш взгляд, отлично бы подошел для продолжения «Понедельник начинается в субботу» Стругацких или менее известной «Сказке о тройке».
Отчетность. Опыт минимизации геморроя
Формально деньги выплачиваются по итогам реализованных этапов, согласно госконтракту. Каждый этап закрывается отчетом. В Фонде не имеют ни малейшего понимания, что такое стартап. Поэтому, если вам доведется сдавать подобный отчет, то даже не пытайтесь писать, что у вас что-то поменялось в планах. Важно понять, что Фонду нужны кантовские отчеты-в-себе. Просто чтоб были. Каждый отчет пишется под соответствующие пункты технического задания к контракту. Ключевое требования фонда — отчеты должны быть готовы для превращения в первичную документацию для бухгалтерских проводок.
На практике идеалогия составления отчета очень простая. Смотри формулировку ТЗ. Пример возможной формулировки это: «Разработка технического задания на инструменты по управлению назначениями». Далее это название берется и разбивается на куски каким-нибудь способом, например так:
- разработка первой части технического задания: основные назначения
- разработка второй части технического задания: дополнительные назначения
- разработка третьей части технического задания: черные назначения (ну, или зеленые).
После того, как задание разбито на несколько пунктов, его нужно заполнить различными ассоциациями по теме проекта и обобщить в заголовке. Потом добавить несколько скриншотов и кусков кода. Когда мы сдавали отчет без кусков кода, его дольше согласовывали. Так что кода не бойтесь, можете сразу несколько страниц кода засунуть. Кроме этого, в отчете есть куски: введение и вывод. Их лучше делать после того, как всё остальное готово.
Как проверяют отчеты? Предметная область того, что делает ваш стартап, в Фонде никому не интересна. Ожидать какого-то мнения или замечания по этому поводу не стоит. По нашему опыту: «Серьезно проверяется только начало и конец отчета, поэтому после того, как отчет готов, нужно уделить этим пунктам внимание и написать там связанный текст, который будет хорошо согласован с формулировкой в ТЗ». Можно посмотреть отчет 1.2 по нашему проекту (GDocs).
Следующая порция денег перечисляется только после того, как отчеты за период сданы.
Чистая польза от гранта — 25к рублей в месяц
Ключевым моментом контракта для IT-проектов является то, что основная статья затрат должна быть зарплатной. То есть, получается, что c учетом всех налогов из миллиона рублей живых денег только 600 тыс.
Экономика тут следующая. Транши идут порциями по 125 тысяч за два отчета. Приблизительно с равными промежутками. То есть, по 40 тысяч живых денег в месяц. Если учесть затраты на оформление документации (график есть выше), то приток денег можно оценивать в 25 тысяч в месяц.
Кроме денег, никаких выгод от участия в программе Старта нет. По пунктам:
- как мы уже раньше отмечали, какой-либо адекватной экспертизы в IT-секторе у Фонда нет.
- грант по проекту Старт имеет нулевую ценность с точки зрения пиара. Инвесторы и бровью не ведут при упоминании о Фонде. Сам Фонд своих призеров никак не рекламирует и никуда не продвигает.
- Фонд не дает полезных контактов и не погружает в полезную среду.
Деньги, полученные в рамках гранта, составили 3% от общей суммы привлеченного в проект финансирования.
Вывод. В Фонд можно обращаться, если есть свободное время
У нас достаточно много задач, связанных с написанием текстов. Поэтому отчетами по Старту занимались райтеры-новички вместо испытательного срока. И конечно Макс, который так или иначе ведет все административные вопросы. В нашей команде работа со Стартом воспринимается как повинность.
Так что если у вас в целом решена задача финансирования проекта, есть кого занять текстами + опыт общения с бухгалтерами, то вам, возможно, стоит пойти и поучаствовать в этой программе. Если же задача привлечения инвестиций к проекту не решена, то лучше направить силы на поиск других источников.
Вообще рынок вокруг Старта развивается и сейчас на нем существует предложение отдать всю работу со Стартом на аутсорс, при этом стартап получает чуть меньше пятой части от суммы гранта.
Участники НИОКР по конкурсу СТАРТ: Максим, Семен, Даниил и два Владимира, Оля где-то гуляла была на основной работе, поэтому в скриншот не попала.
Автор: ddespot