Если бы у нас была возможность отправиться на машине времени в самое начало 90-х годов и включить телевизор, то мы слегка обалдели бы от транслируемых в эфире рекламных роликов. Реклама водки и сигарет, уникальные креативные приёмы из серии «вам пора, и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора», подмигивающий Распутин, Лёня Голубков в неизменной майке-алкоголичке, и, конечно же, маскулинный полисмен, отбирающий у сексуальной блондинки незаконную пачку «Стиморола». Среди всего этого великолепия определённой скромностью и сдержанностью отличалась реклама компьютеров производства итальянской компании Olivetti. Да что там реклама — логотип Olivetti какое-то время украшал циферблат часов, демонстрировавшихся в эфире Первого канала перед программой вечерних новостей. Об истории этого удивительного бренда — наш сегодняшний рассказ.
Итальянские технологии всегда пользовались в Союзе популярностью. Итальянские «Фиаты» послужили прототипом для первых моделей «Жигулей», итальянская обувь считалась предметом вожделения и дефицита у не избалованных качественным ширпотребом граждан, а по принципу «итальянской забастовки» работали, пожалуй, все без исключения советские государственные организации и предприятия. Среди прочих товаров народного потребления у нарождавшегося в конце 80-х кооперативного движения, переросшего в начале 90-х в почти настоящий капитализм, пользовались спросом IBM-совместимые компьютеры. Конечно, существовали многочисленные клоны, производившиеся как в самом СССР, так и в странах СЭВ, но настоящие «ай би эм пи си» и периферия к ним были крайне востребованы на рынке. Их поставляли несколько дружественных СССР компаний. Одна из них — итальянская Olivetti.
Механическая пишущая машинка Olivetti M-1
Корпорация Ing. C. Olivetti & Co., SpA была основана в 1908 году в местечке Ивреа недалеко от Турина предпринимателем Камилло Оливетти как мастерская по изготовлению пишущих машинок. Первенцем компании стала механическая пишущая машинка М-1, которая завоевала популярность в Италии благодаря относительной простоте конструкции и высокой надёжности. За М-1 последовали другие не менее успешные модели: в середине 30-х половина используемых в Италии пишущих машинок сошла с конвейера компании Olivetti. Фирма не растеряла свои позиции и после Второй мировой войны: пишущие машинки Olivetti Lexikon 80 и Lettera 22 стали хитом продаж и настоящей легендой 50-х. Уже к середине пятого десятилетия ХХ века компания имела представительства в 17 странах мира, а число её сотрудников превысило 24 000.
Olivetti Lexikon 80, 1948
В сороковые годы компанию возглавил сын основателя — Андриано Оливетти, специально ездивший на учёбу в США, чтобы освоить современные приёмы управления бизнесом и научной организации труда. Он мечтал превратить скромную семейную мастерскую в процветающую фабрику, которая могла бы продавать свою продукцию не только в Италии, но и по всей Европе. К концу 40-х он добился успеха на этом поприще и вывел компанию в лидеры европейского рынка офисной техники.
Воплотить задуманное в реальность удалось, прежде всего, потому, что Olivetti, как много десятилетий спустя и Apple, уделяла пристальное внимание промышленному дизайну, сотрудничая с лучшими специалистами в этой отрасли. Андриано Оливетти сделал то, что до него делали очень немногие итальянские предприниматели — он создал на предприятии отделы дизайна, рекламы и маркетинга, а также службу связей с общественностью — в эти структурные подразделения он нанимал художников, копирайтеров и даже профессиональных поэтов. В Olivetti трепетно относились к каждой мелочи: от внешнего вида упаковки разрабатываемых устройств до цветов и шрифтов на рекламных плакатах и фирменных бланках. К разработке внешнего вида пишущих машинок привлекали архитекторов — они лучше художников и инженеров умели придумывать пространственные формы, обладали техническим
Калькулятор Divisumma
Но пишущие машинки стали не единственной продукцией Olivetti. В 1948 году компания выпустила на рынок электрический калькулятор Divisumma, семейство которых в различных модификациях производилось вплоть до начала 70-х. А в 1958 году появился и первый компьютер производства Olivetti — Elea 9003. Мейнфрейм, использовавший в качестве элементной базы транзисторы, стал первым компьютером такого класса, произведённым в Италии.
Olivetti Elea
Эта ЭВМ могла выполнять до 10 000 инструкций в секунду, была оборудована памятью на ферритовых сердечниках ёмкостью от 20 до 160 тысяч слов, и использовала в своей конструкции более 300 000 транзисторов. Столь большое число элементов не могло не отразиться на надёжности компьютера: в среднем, он бесперебойно работал только половину дня, после чего ломался и отправлялся на техническое обслуживание. Правда, чаще всего выходили из строя не сами платы, а накопитель на магнитной ленте. ЭВМ не имела собственной операционной системы и программировалась напрямую в машинных кодах. Со временем Elea превратилась в целое семейство вычислительных машин — они производились и поставлялись на итальянские предприятия вплоть до середины 60-х годов, когда бизнес по производству мэйнфреймов Olivetti был продан американской компании General Electric.
Однако избавившись от подразделения, занимавшегося большими промышленными вычислительными машинами, Olivetti не покинула компьютерный рынок. В 70-х флагманом офисной техники производства итальянской компании стали программируемые калькуляторы Programma 101, известные также под торговыми марками Perottina (в честь его создателя — инженера Пьера Джорджио Перотто), или P101.
Программируемый калькулятор Programma 101
Калькулятор был собран на дискретных элементах — транзисторах, диодах, резисторах и конденсаторах, интегральные микросхемы в конструкции не использовались. Машина оборудовалась встроенным печатающим устройством и памятью на линиях задержки объёмом 240 байт. Несмотря на то что конструктивно устройство представляло собой калькулятор, в распоряжении пользователя имелся набор инструкций, включавших условный переход, поэтому Programma 101 можно условно отнести к категории простых компьютеров с хранимой программой. Машина пользовалась большим спросом, особенно в Северной Америке. Всего было произведено и продано более 44 000 экземпляров P101, даже несмотря на то, что стоил калькулятор недёшево: 3200 долларов США.
В семидесятых и восьмидесятых годах Olivetti успешно производила и поставляла в европейские страны электромеханические и электрические пишущие машинки, многие их которых подключались к ЭВМ в качестве принтеров. Особым спросом пользовались модели с небольшим ЖК-дисплеем, позволявшие сохранить набранный текст на 3,5-дюймовой дискете. В линейке Olivetti присутствовали даже пишущие машинки серии ETV — с небольшим жёстким диском и маленьким монохромным дисплеем, на котором отображался набираемый текст — его можно было закрепить как над клавиатурой, так и сбоку от неё, на специальном кронштейне. Работали такие устройства под управлением операционной системы CP/M, и, хотя в прайс-листах Olivetti они назывались «Desktop Computer», это были все же продвинутые пишущие машинки с процессором и дисководом.
Olivetti ETV Typewriter
Выпуск пишущих машинок Olivetti был прекращён только в 1994 году, когда их окончательно вытеснили с рынка подешевевшие персональные компьютеры.
А вот производство настоящих персоналок итальянская компания освоила в 1982 году. Это была модель M20 на основе 16-битного процессора Zilog Z8000. В отличие от широко распространённых в те времена так называемых «миникомпьютеров» на базе Z80, M20 был полноценным ПК — с отдельным «десктопным» корпусом, клавиатурой и дисплеем. Компьютер оснащался 128 Кбайтами оперативной памяти, расширяемыми до 512 Кбайт, и двумя пятидюймовыми дисководами. В качестве ОС M20 использовал собственную разработку Olivetti — однозадачную однопользовательскую операционную систему PCOS (Professional Computer Operating System). Именно это и погубило столь хорошее начинание: несмотря на то, что этот компьютер сравнивали с Apple II и Atari, тотальный дефицит софта для диковинной PCOS стал причиной низкого спроса на него. Положение не спасло даже внедрение на PCOS эмулятора CP/M: в 1984 году производство М20 было свёрнуто.
Olivetti М20
Собственно, неудачный М20 стал первым и последним компьютером Olivetti с «оригинальной» архитектурой и собственной ОС: почти все остальные ПК компании были совместимы с IBM PC. Следующая машина, M24, была оборудована процессором Intel 8086, и представляла собой вполне традиционную персоналку начала 80-х, работавшую под управлением MS-DOS: компьютер комплектовался 128 или 256 Кбайтами оперативной памяти (с возможностью расширения до 640 Кбайт), жёстким диском на 20 Мбайт и CGA-совместимым графическим адаптером. ПК оказался настолько удачным, что его производили по лицензии компании AT&T (под названием AT&T PC 6300) и Xerox (под названием Xerox 6060). В 1986 году компания предприняла попытку создать «бытовой» компьютер — таковым стал Olivetti Prodest (выпускавшийся в США под торговой маркой Thomson MO6) — один из немногих «не-интеловских» компьютеров от Olivetti.
Olivetti Prodest PC 128 (Thomson MO6)
Компьютер был собран в корпусе-моноблоке, объединённом с клавиатурой и кассетным накопителем. Собирался он на процессоре Motorola 6809E, оснащался 129 Кбайтами оперативной памяти, и должен был составить конкуренцию многочисленным клонам «Спектрумов» и домашним ПК Tandy TRS 80 Color Computer на американском рынке. Однако машина не снискала популярности: за всё время ее существования (а выпускалась она до 1989 года) для Prodest PC 128 была написана всего 21 игра.
В последующие годы Olivetti выпустила на рынок ещё несколько IBM-совместимых компьютеров на основе процессоров Intel, а в 1991 году представила своей первый ноутбук под названием D33. Довольно интересным с конструктивной точки зрения был компьютер Olivetti M15 — изящная персоналка в складном корпусе на базе процессора Intel 80c88 с частотой 4,77 Мгц.
Olivetti M15
Компьютер был оборудован ЖК-дисплеем без подсветки с разрешением 640x200 точек, двумя 3,5-дюймовыми дисководами (по одному с каждой стороны) и отстёгивающейся проводной клавиатурой. Любопытно, что блок функциональных клавиш на этой клавиатуре располагался не сверху, а слева от основных клавиш. Ради справедливости следует сказать, что M15 — это не самостоятельная разработка Olivetti, а лицензированная копия компьютера Hitachi HL320, да и собирался он не в Италии, а в Японии.
Ещё одна очень любопытная машина от итальянцев — Olivetti Quaderno, прообраз современных нетбуков, небольшой компактный лаптоп размером чуть больше листа бумаги формата А5.
Olivetti Quaderno
Несмотря на компактные размеры и небольшой вес (порядка 1 кг), этот компьютер называли «искалеченной DOS-совместимой машиной с процессором NEC V30, эквивалентным Intel 8086». Компьютер оснащался встроенным микрофоном, что было в диковинку для 1992 года — это позволяло использовать ПК в качестве цифрового диктофона. А благодаря наличию встроенного факс-модема компьютер можно было подключить к телефонной линии и использовать в качестве цифрового автоответчика. Вместе с тем, несмотря на мощный процессор, ограниченный объём оперативной памяти позволял использовать на Quaderno только MS-DOS, что и послужило основной причиной его не слишком высокой популярности. Только следующая модель, Quaderno-33, работающая под управлением Microsoft Windows 3.11, смогла оправдать надежды разработчиков.
С наступлением 90-х Olivetti стала испытывать серьёзные трудности из-за обострившейся конкуренции с китайскими и тайваньскими производителями дешёвых комплектующих для ПК — таких как MSI, Gigabyte, ASUS и им подобных. В 1999 году ставший убыточным компьютерный бизнес Olivetti был выкуплен люксембургской компанией Bell SA, а телекоммуникационное подразделение вошло в состав холдинга Telecom Italia.
На этом самостоятельная история Olivetti завершилась. Но всё-таки как логотип этой капиталистической фирмы попал на заставку советской государственной телекомпании? Известно, что Андриано Оливетти был большим поклонником философии Маркса и почитателем Ленина, в течение долгого времени он редактировал и издавал в Италии журнал «Коммунита». Сочувствуя идеологии социализма, Оливетти давно планировал представить свою продукцию на территории СССР, и во времена перестройки такая возможность, наконец, представилась. Доподлинно неизвестно, на каких условиях компания размещала свою рекламу на советском телевидении, возможно, поставляла телеканалу оргтехнику по бартеру, — эта практика была повсеместной на рубеже 80-х и 90-х годов, либо реклама являлась частью контракта. Известно одно: благодаря этому все советские трудящиеся, собравшиеся у голубых экранов, чтобы посмотреть программу «Время», узнали, что на свете существует компания Olivetti.
Автор: Валентин Холмогоров