В первые выходные августа в «Музее компьютерной истории», что расположен в калифорнийском городе Маунтин-Вью, проходило мероприятие под названием Vintage Computer Festival West 2023 — выставка-фестиваль винтажных компьютеров. Сам я на этой выставке побывать не смог, но на фотографиях, которые показывали мне коллеги и знакомые, среди стопок технических книг, а также хорошо знакомых всем и каждому Atari и Apple Macintosh, я обратил внимание на необычную машину — компактный компьютер Tandy 600. Заинтересовавшись, я принялся искать в сети информацию об этом устройстве, и чем больше я о нём узнавал, тем больше оно меня удивляло.
Производитель Tandy Model 600, техасская компания Tandy Corporation, на фоне других молодых игроков американского компьютерного рынка, испытывавшего в 70-х и 80-х годах XX века настоящий бум и расцвет, оказалась самым настоящим «динозавром». Она была основана в 1919 году приятелями Дейвом Тенди и Нортоном Хинкли под названием Hinckley-Tandy Leather Company как магазин изделий из кожи. В ассортименте будущего производителя компьютеров имелись бумажники, кошельки и кожаные мокасины, пользовавшиеся огромной популярностью у местных скаутов, которые, в общем-то, и делали компании основную «кассу». Помимо магазина, стартап Тенди и Хинкли включал цех пошива кожаных изделий и несколько мастерских по ремонту обуви.
Бизнес понемногу рос, и в 1927 году друзья открыли филиал компании в Бомонте, штат Техас, а в 1932 году Дэйв Тенди перенёс магазин и штаб-квартиру фирмы из уездного Бомонта в крупный административный центр штата — Хьюстон. Компания успешно пережила Великую Депрессию, набрала силу, и постепенно расширяла ассортимент продукции, наладив выпуск специальных инструментов и расходных материалов для сапожников.
После Второй мировой войны к бизнесу присоединился сын Дейва Тенди — Чарльз, вернувшийся с фронта в звании лейтенант-коммандера и в 1948 году начавший посещать Гарвардскую школу бизнеса, чтобы углубить свои знания в сфере финансов и маркетинга. Чарльз активно взялся за дело: он решил построить на базе отцовского начинания федеральную сеть магазинов по продаже изделий из кожи. Эта идея очень не понравилась второму собственнику — Нортону Хинкли, который тяготел к производству. В итоге в 1950 году партнёры решили разделить бизнес: Хинкли продолжил развивать кожевенную мастерскую, а семейство Тенди, переименовавшее фирму в Tandy Leather, сосредоточилось на торговле.
Чарльз Тенди подошёл к вопросу развития отцовского бизнеса основательно: он запустил дистанционную торговлю по почте с использованием каталогов (первый из них насчитывал всего 8 страниц), активно рекламировался в прессе, и вскоре построил успешную сеть, насчитывающую 150 розничных магазинов по всей территории США. Бизнес оказался настолько успешным, что в 1955 году его купила бостонская компания American Hide and Leather Company (через год сменившая название на General American Industries). Тем не менее, Чарльз Тенди сохранил контроль над частью своей компании. Воспользовавшись полученными в Гарварде финансовыми знаниями и накопленным капиталом, он собрал группу инвесторов, участники которой приобрели 500 000 акций холдинга, и на следующем голосовании акционеров Чарльз Тенди стал фактическим владельцем материнской компании General American Industries, получив контрольный пакет (и немало удивив этим бывших собственников корпорации).
В 1963 году, разбогатев на кошельках и мокасинах, Чарльз Тенди пришёл к выводу, что настало время расширить свой бизнес, и приобрёл находившуюся на грани банкротства бостонскую сеть магазинов электроники RadioShack. Эта фирма, так же, как и кожевенная компания самого Чарльза, торговала по почте радиодеталями и наборами для сборки радиоприёмников, которые пользовались определённым спросом среди радиолюбителей. В течение двух лет ежегодный убыток RadioShack в размере 4 млн долларов Тенди превратил в уверенную прибыль, а свою компанию переименовал в Tandy Corporation — к тому времени помимо кожи её ассортимент уже насчитывал множество других видов продукции. К 1975 году фирма Тенди располагала 269 розничными магазинами в США и Канаде, а в центре города Форт-Уэрт, штат Техас, было построено 18-этажное офисное здание Tandy Tower.
В 1977 году компании Commodore International и Apple совершили то, что в «околоайтишных» кругах принято называть «революцией персональных компьютеров». Tandy, располагая ресурсами RadioShack и неплохими финансовыми возможностями, решила включиться в эту увлекательную гонку. Первенцем компании стал Tandy Radio Shack Z80, или, сокращённо, TRS-80, собранный на базе восьмиразрядного процессора от компании Zilog. Компьютер продавался в розничной сети магазинов RadioShack и отсылался всем желающим по почте. В отличие от некоторых других компьютеров на основе Z80, в частности, появившегося пятью годами позже ZX Spectrum, TRS-80 оснащался полноценной QWERTY-клавиатурой, которая и стала главным «больным местом» этой машины — из-за дребезга контактов и неудачной конструкции клавиатура работала крайне нестабильно. Компьютер оснащался 4 Кбайтами оперативной памяти (расширяемой до 48 Кбайт), продавался вместе со стриммером для обычных аудиокассет, который постоянно сбоил при сохранении и загрузке программ, и имел прошитый в ПЗУ интерпретатор Бейсика. Стоил весь комплект 600 долларов. С учётом проблем с клавиатурой, кассетным накопителем, а также учитывая то, что ПК умел отображать на дисплее только заглавные буквы, TRS-80 снискал славу дорогой ненадёжной игрушки, непригодной для бизнеса и каких-либо серьёзных задач. Попыткой исправить положение стала усовершенствованная TRS-80 Model II, оборудованная дисководом в едином корпусе с дисплеем, но и эта машина в целом оказалась не слишком удачной.
Однако разработчики учли все недостатки первой модели, и в 1980 году выпустили улучшенную модификацию TRS-80 под названием Tandy Color Computer (CoCo). Хотя машина имела прежнее имя, журнал BYTE отмечал: единственное, что на самом деле связывает эти два ПК — название. Вместо Z80 сердцем TRS-80 CoCo стал процессор Motorola 6809E, видеоподсистема работала на чипе Motorola MC6847, базовый объём памяти составлял те же 4 Кбайта, но её при желании можно было увеличить до 32 Кбайт (в последующих модификациях, таких как TRS-80 Model III, оперативную память можно было нарастить до фантастических 512 Кбайт).
В правой части корпуса появился разъём для подключения картриджей постоянной памяти с набором программ (Program Paks). Вместе с тем, в обновлённом TRS-80 сохранялась возможность загрузки софта с аудиокассет, а единственным вариантом вывода изображения по-прежнему оставался бытовой телевизор. Tandy Corporation не просто продавала компьютеры: в магазинах сети RadioShack осуществлялся гарантийный ремонт, апгрейд ПК и установка дополнительного ОЗУ (пользователи, самостоятельно вскрывшие корпус, лишались гарантии). Там же можно было купить или обменять кассеты с программами, а все желающие имели возможность пройти курс обучения работе на этом ПК. В результате по данным американских компьютерных журналов в какой-то момент TRS-80 Color Computer даже обошёл по объёму продаж популярные персоналки производства Apple.
Заинтересовавший меня Tandy 600 появился на свет в октябре 1985 года, как продолжение линейки портативных компьютеров Tandy, оборудованных чёрно-белым жидкокристаллическим дисплеем. Дисплей напомнил мне экран микрокалькуляторов или ранних наладонников Palm — именно это конструктивное решение и показалось мне самым любопытным. Собственно, первый ПК этой серии, — Tandy 100 образца 1983 года, — и напоминал большой калькулятор с полноценной QWERTY-клавиатурой. Машину на базе 8-битного процессора Oki 80C85 выпустила компания Kyocera под названием Kyotronic 85. Но в Японии этот компьютер продавался крайне плохо, и Tandy купила лицензию на его производство в США.
Его модификация, Tandy 200, была представлена в 1984 году, а Tandy 600 — прямой наследник этого компьютера — появился на свет через год, в 1985-м. Машина оснащалась процессором 80c88 (версия Intel 8088, выпускавшаяся в Японии) и встроенной постоянной памятью объёмом 160 Кбайт — в ней хранилась операционная система и программы. Оперативная память насчитывала всего 32 Кбайта, но её можно было увеличить, установив два дополнительных модуля расширения по 96 килобайт каждый. Откидной жидкокристаллический «отражающий» дисплей без подсветки производства Sharp Electronics на контроллерах Hitachi отображал 16 строк по 80 столбцов в символьном режиме, и изображение разрешением 480 x 128 точек — в графическом с пиксельной адресацией. Экран с таким невысоким энергопотреблением (как и отсутствие жёсткого диска) позволял экономить энергию, а никель-кадмиевому аккумулятору — поддерживать работоспособность компьютера в течение 10 часов, что считается довольно неплохим показателем даже по современным меркам.
В корпусе Tandy 600 был смонтирован дисковод формата 3,5”, а также присутствовал модем на 300 бит/с. При этом модем научился поддерживать тоновый набор номера, в то время как аналогичное устройство на предыдущей модели — Tandy 200 — могло работать только в импульсном режиме. Из-за этого пользователям порой приходилось идти на ухищрение: набирать номер модемного пула в тоновом режиме на обычном телефоне, а потом подключать компьютер к линии. Также на борту имелся совместимый с Centronics параллельный порт принтера и последовательный порт RS-232 (использующий чип последовательного ввода-вывода совместно с внутренним модемом). При этом многие пользователи предпочитали передавать файлы на настольный компьютер (и обратно) по протоколу XMODEM непосредственно по кабелю — так получалось быстрее.
Весил этот аппарат 4,5 килограмма, что для 1985 года — относительно немного, а габаритные размеры (30.5 x 30.5 x 6.5 см) позволяли умещать Tandy 600 в небольшую сумку и провозить в качестве ручной клади в самолёте. Именно это сделало портативный компьютер от Tandy Corporation популярным среди бизнесменов, тем более, что очень немногие обыватели могли позволить себе в 1985 году потратить на такой девайс 2398 долларов США. Больше всего переносной компьютер от Tandy полюбили журналисты, которые могли набрать на нём до 11 страниц текста (больше не помещалось в оперативной памяти), а потом передать получившуюся статью по модему в редакцию.
Поскольку вместо жёсткого диска для хранения ПО в Tandy 600 использовалось ПЗУ, операционная система загружалась практически мгновенно после включения питания. В качестве ОС на этой машине была установлена HHDOS (Hand Held Operating System) — модифицированная система от Microsoft, базирующаяся на MS-DOS для IBM PC. В стандартный комплект поставки входил пакет приложений Microsoft Works (v1.02), терминальная программа TELCOM, органайзер адресной книги ADDRSS, приложение для ведения списков дел SCHEDL и редактор электронных таблиц Multiplan. Интерпретатор Бейсика, присутствовавший в младшей модели компьютера, в Tandy 600 был исключён в целях экономии памяти, и стал платной опцией — его можно было приобрести отдельно за $129.95. При этом Tandy 600 BASIC был очень похож на Microsoft GW-BASIC, но в нём отсутствовали такие команды, как INSTR, PEEK, POKE и VARPTR. Однако их можно было всё же использовать путём подключения внешней библиотеки: предприимчивые хакеры создали для Tandy 600 специальную библиотеку UTILITY, в которой была не только реализована поддержка перечисленных выше команд, но также включена дополнительная библиотека DBCALLS.LIB для работы с базами данных.
Пользовательские файлы и программы, не входящие в стандартный комплект поставки, хранились на «рамдиске» в энергозависимой памяти, но могли быть сохранены пользователем на дискету, ёмкость которой составляла 720 Кбайт. К слову, прошивка для модели Tandy 100 была последним продуктом Microsoft, который Билл Гейтс разработал лично. В модели 600 от неё остались только отдельные компоненты, а в целом ОС опиралась на урезанную и оптимизированную коммерческую версию MS-DOS — продукт коллективного творчества сотрудников корпорации.
Фактически, в 1985 году Tandy Corporation удалось создать «долгоиграющий» деловой ноутбук, составивший достойную конкуренцию появившемуся на пять лет раньше портативному компьютеру Адама Осборна. К слову, сам Адам Осборн ещё в начале 80-х назвал Tandy «одной из величайших загадок индустрии»: он был удивлён тем, что компания, имеющая так мало опыта в компьютерах, оказалась «производителем микрокомпьютеров номер один» (речь тогда шла, правда, о TRS-80). Однако многие пользователи считали Tandy 600 «ужасной» машиной, в основном, из-за небольшого и не слишком удобного экрана и объективных трудностей с запуском стороннего программного обеспечения. А появление на рынке в середине 80-х полноценных ноутбуков с MS-DOS на борту и вовсе «убило» Tandy 600. Всего по подсчётам разных источников было выпущено от 20 000 до 25 000 этих компьютеров, что автоматически относит «шестисотку» к разряду довольно редких персоналок.
Дальнейшая история самой компании Tandy Corporation, вернее, её «компьютерного» подразделения, в целом похожа на историю многих других производителей персоналок эпохи семидесятых-восьмидесятых. Компания попыталась монополизировать продажи программного обеспечения и периферийных устройств, сохраняя технические спецификации своих компьютеров в секрете, и отказываясь продавать продукцию сторонних производителей в принадлежащих Tandy магазинах. Ещё в начале восьмидесятых Уэйн Грин, издатель посвящённого домашним ПК популярного журнала «80 Microcomputing», писал, что Tandy, возможно, стала слишком самоуверенной на фоне побед, которые она одерживала над небольшими, плохо финансируемыми, созданными энтузиастами в калифорнийских гаражах фирмами-конкурентами. По словам Грина, «у Tandy было гораздо больше ресурсов и контроля, чем у выскочек вроде Apple». Но как только эти маленькие компании закрепились на рынке персональных компьютеров и накопили капитал, дела у Tandy Corporation пошли не так благополучно, как поначалу.
Доля рынка Tandy, которая когда-то составляла 60%, к 1983 году значительно снизилась из-за конкуренции со стороны IBM PC и отсутствия продуктов сторонних производителей в розничных магазинах RadioShack. Благодаря тому, что компания наладила выпуск серии IBM-совместимых компьютеров (Tandy 1000 и Tandy 2000), в 1986 году корпорация смогла увеличить долю на американском рынке ПК до 25%, сравнявшись с Apple и заняв второе место после IBM, а в 1984 году Tandy продала более 40 000 единиц многопользовательской модели компьютера Tandy Model 16 на базе процессора Motorola 68000 с операционной системой Xenix на борту. В 1987 году журнал BYTE писал, что «теперь Tandy, возможно, предлагает самую обширную линейку компьютерной продукции в мире»: в том году ассортимент розничных магазинов компании включал бытовой Color Computer-2 за 99 долларов, ноутбук Model 102 за 499 долларов, различные IBM-совместимые ПК, и «корпоративную» систему Tandy 6000 с Xenix за 3499 долларов.
В марте 1988 года Tandy Corporation приобрела производителя ноутбуков и портативных компьютеров GRiD Systems, пополнив свой ассортимент продукцией и этого предприятия. В 1989-м Tandy выпустила в продажу ноутбуки Tandy 1100FD и Tandy 1100HD, собранные на популярном процессоре NEC V20 с тактовой частотой 8 МГц — аналоге Intel 8088, но эти устройства не снискали популярности у пользователей. Прибыль компании понемногу снижалась, и в начале 90-х Tandy Corporation продала весь свой «компьютерный» бизнес американской компании AST Computers, после чего выпуск всех моделей электронной продукции под маркой Tandy был прекращён, а розничные магазины RadioShack переориентировались на дилерскую продажу техники других производителей, в частности, AST и Compaq.
Тем не менее, на этом история Tandy не заканчивается: в 2012 году британская компания Tandy Corporation Ltd приобрела у RadioShack британские права на торговую марку Tandy, и фактически возродила забытый было бренд. Британцы открыли интернет-магазин электронных компонентов и радиодеталей tandyonline.com, который успешно работает и по сей день — фактически, повторяя путь, на который ступила более полувека назад компания RadioShack. Превратится ли «возрождённая» Tandy в мировой бренд, способный составить конкуренцию Apple, как это произошло в начале 80-х? Вряд ли, но британские владельцы компании могут попытаться.
Автор: Валентин Холмогоров