Предположим, одним теплым летним дождливым осенним днем вы шли по улице и решили, что хорошо бы начать продавать виртуальные серверы посторонним лицам. В этой статье я постараюсь рассказать о своих наблюдениях и ошибках, которые можно совершить, занимаясь предоставлением таких услуг.
Самое первое, что нужно сделать — это понять действительно ли вы хотите заниматься хостинговым бизнесом. Количество игроков на рынке очень большое, маржа на услуги маленькая, зато взамен можно обрести много бессонных ночей, связанных, например, с DDoS-атаками или абузами на IP-адреса.
В этой папке есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, малопоношенный смокинг, лакей-японец, платиновые зубы, носки без дырочек, собственный бильярд, а самое главное — власть, уважение, слава, которую дают деньги
Если Вы все же точно решили стать хостером, то вариантов продажи может быть несколько:
- Стать реселлером. В этом случае вы будете брать сервер у какого-то хостера подешевле и продавать такую же точно конфигурацию со своей наценкой. Этот вариант отлично подходит для новичков, так как не требует больших финансовых вложений и серьезной начальной подготовки. Из минусов — это полная зависимость от другой компании: за все ее грехи и ошибки будете отдуваться вы как конечный продавец. Также в этом варианте нужно предусмотреть преимущества, которые у вас будут по сравнению с вашим партнером, так как если они отсутствуют, то клиентам незачем будет связываться с посредником. Из преимуществ можно выделить, например, бесплатное администрирование или способ оплаты, который не поддерживает вышестоящий провайдер.
- Аренда серверов у стороннего хостера и самостоятельное деление их на виртуальные с последующей продажей. Этим способом пользуется наибольшая часть хостеров. Плюсы по сравнению с первым пунктом налицо: начальные вложения не очень велики, отсутствие сильной зависимости от вышестоящего хостера.
- Размещение собственного оборудования и деление его на виртуальные серверы. Этот вариант является более продвинутой версией второго и требует намного больше начальных финансовых вложений, но и количество зависимостей становится еще меньше: оборудование принадлежит вам, и вы сами решаете что с ним делать.
- Строительство своего дата-центра, покупка оборудования и т.д. Если Вы выбрали этот вариант, то, думаю, ничего нового из этой статьи Вы не узнаете.
Итак, если предпочтительный вариант работы выбран, то можно начинать подготовительный этап.
На мой взгляд, самое главное в работе хостера — это его сайт, и, чем лучше он сделан, тем больше клиентов будет у хостера. Естественно, качество сайта напрямую не связано с качеством предоставляемых услуг, но знакомство клиента с хостером зачастую начинается именно с него, и некрасивый сайт может отпугнуть потенциального клиента.
Вот несколько советов по поводу сайта:
- делайте сайт максимально опрятным, без ошибок, недоделок или неработающих страниц;
- не пишите много текста, его почти никто не читает: в первую очередь всем интересны тарифы, а все остальное уже не так критично;
- не делайте большое количество тарифов: пользователи могут запутаться и не захотеть разбираться;
- не упускайте важные детали в описании тарифов: указывайте частоту процессора или его модель, указывайте скорость порта, страну и город расположения оборудования и другие важные параметры;
- добавьте онлайн-консультант: так пользователи смогут быстро уточнить интересующий вопрос, а не уйти, решив не тратить время на его выяснение.
Итак, сайт создан, теперь перейдем к биллингу. Он обязательно должен быть, и без него никак. Вариантов с биллингом два: купить или написать свой. Первый вариант более дешевый, но менее гибкий: очень часто слышу от хостеров фразы, что они не могут что-то реализовать, так как биллинг это не позволяет. Вариант с написанием своего биллинга на мой взгляд намного лучше, но только в том случае, если это сделано качественно. В этом случае нет невыполнимых задач, все задумки и пожелания могут быть осуществлены.
Из коммерческих биллингов популярны два: BILLmanager и WHMCS. BILLmanager — разработка российской компании, и учитывает российские реалии, поэтому он более популярен среди хостеров. Также по моим наблюдениям (по выплатам по партнеркам)
С биллингом разобрались, теперь перейдем к тарифам. Первое, что нужно сделать — это посмотреть предложения конкурентов. Для этих целей подойдет любой из моих проектов: PoiskVPS, HOSTING.cafe, VPS.today. Сразу скажу, что пытаться сделать очень дешевые тарифы — плохая идея: этим вы привлечете спамеров и ничего не заработаете. Также, на мой взгляд, нет смысла включать в тариф услуги, которые для вас не бесплатны, например коммерческую панель управления. Не всем пользователям она нужна, и те, кто в ней не нуждается, будут переплачивать или выберут другого хостера. Лучше включить ее как дополнительную услугу, а не закладывать в цену тарифа: в этом случае те, кому она не нужна, не будут платить, а те, кому она нужна, купят ее вместе с тарифом по приятной цене.
Если вы предлагаете услуги в нескольких локациях, старайтесь делать одинаковые цены и тарифы. Таким образом у вас не будет зоопарка тарифов, в которых пользователи могут запутаться. Число тарифов не должно быть сильно большим: на мой взгляд оптимально делать 4-6 тарифов на группу и не более 15 различных тарифов всего на хостера.
Предлагайте дополнительные услуги, например, SSL сертификаты или лицензии на панели управления. Очень часто клиенты не хотят заморачиваться, им проще купить все услуги в одном месте, поэтому предпочтение может быть отдано тому хостеру, у которого есть полный набор необходимых услуг.
Способы оплаты. Разнообразие способов оплаты в последнее время очень велико, хотя в реальности самых популярных способов всего 6: VISA/MasterCard, WebMoney, PayPal, Yandex.Money, QIWI и BitCoin. Если добавить эти способы, то вы охватите 99% вариантов того, чем может заплатить пользователь.
Реклама и продвижение. Когда сайт и биллинг будут готовы, можно начать продавать свои услуги. Если у вас нет бюджета на рекламу, то можно ограничиться созданием топиков на специализированных форумах и добавлением в каталоги. Это полностью бесплатно и может принести первых клиентов.
Также отличный способ продвижения — это партнерская программа: заложите в стоимость услуги партнерский процент, и вам не придется тратить деньги на покупку рекламы, так как некоторые клиенты сами будут приводить вам новых покупателей.