Колокейшн (colocation) определяется в Википедии как услуга, состоящая в том, что провайдер размещает оборудование клиента на своей территории (обычно в дата-центре), подключает его к электричеству, обеспечивает обслуживание и доступ к каналам связи с высокой пропускной способностью. Иногда указанное оборудование не принадлежит клиенту, а арендуется им у того же провайдера, в этом случае услуга называется «аренда выделенного сервера».
Размещение ИТ-оборудования в коммерческом ЦОД — типичный вариант для предприятий, стремящихся избежать сложного процесса создания и поддержки собственного центра обработки данных. Ожидается, что к 2020 году мировой рынок колокейшн достигнет 54 миллиардов долларов против 26 миллиардов долларов в 2015 году (по данным аналитической компании Markets and Markets).
По данным IDC, к 2018 году 65% ИТ-активов компаний будут находиться за пределами их собственных площадок в центрах
В эпоху дата-центров высока стоимость создания собственного центра обработки данных наряду с дополнительными задачами поддержания мониторинга ИТ-инфраструктуры заставляет рассматривать колокейшн как безопасное, экономичное решение для управления ресурсами, обеспечивающее непрерывность бизнеса.
Когда выбирать?
Итак, колокейшн или физический
Наряду с преимуществами перед виртуальным
Традиционные услуги колокейшн, управляемый
По сравнению с выделенным сервером колокейшн позволяет снять практически все технические ограничения, сопутствующие такой услуге. А в отличие от виртуального сервера (VPS) вы владеете целым сервером, а не арендуете только его часть. Существующие в случае
И все же: почему колокейшн?
Все больше компаний обращаются к услугам колокейшн вместо того, чтобы строить свой собственный дата-центр с нуля. Эти услуги могут сократить расходы, уменьшить нагрузку, связанные с эксплуатацией собственного центра обработки данных, разработать и реализовать план аварийного восстановления.
Преимущества колокейшн: физическая и информационная безопасность, круглосуточное обслуживание и поддержка, масштабируемость, сохранение контроля над своими ИТ-системами и экономия затрат.
Перенос оборудования в ЦОД дает доступ к более высокой скорости канала связи с интернетом, чем это было бы возможно в серверной офиса, и при меньших затратах. Как следствие, сетевая задержка будет гораздо ниже, а надежность – выше. Кроме того, в ЦОД провайдера обеспечивается защита от перебоев в питании, выполняется регулярное резервное копирование, а круглосуточная поддержка поможет вам справиться с любыми возникающими проблемами.
Имеет также смысл выбрать услуги колокейшн из-за более высокого уровня физической безопасности. Видеонаблюдение, охрана периметра, контроль доступа используются в дата-центрах в дополнение к обычным мерам предосторожности и обеспечения пожарной безопасности.
Экономика колокейшн: по данным Uptime Institute, в расчете на 10-летний период колокейшн оказывается на 42,3% выгоднее собственного ЦОД.
Колокейшн позволяет клиентам воспользоваться инфраструктурой дата-центра, при этом самим обеспечивать содержание, обслуживание, администрирование и конфигурацию своих серверов. Это экономически выгодно и может освободить ценное пространство в офисе.
Вот какие аргументы в пользу колокейшн приводят в компании DatacentrePlus:
Стоимость серверной | Затраты на создание собственного серверного помещения или дата-центра с правильно организованным резервированием систем и охлаждением могут быть очень велики. В ЦОД провайдера работает «эффект масштаба». |
Проблема роста | Услуги колокейшн позволяют наращивать ИТ-инфраструктуру, не теряя контроль над ней. |
Безопасность | В дата-центрах оборудование надежно защищено, обеспечивается информационная безопасность, резервирование данных. |
Высокая доступность | В ЦОД обеспечивается бесперебойное функционирование оборудования в соответствии с требованиями Tier, резервируются каналы связи. |
Как отмечают в Forsythe Solutions Group, модель колокейшн предлагает следующие преимущества:
- Нередко лучше увеличить операционные расходы (OPEX) и платить за колокейшн, чем нести нескончаемые капитальные затраты (CAPEX) на создание, владение и эксплуатацию собственного центра обработки данных.
- Владение и управление центром обработки данных не является основной компетенцией для большинства предприятий. Если вы выбираете модель колокейшн, то можете сосредоточиться на поддержке своего бизнеса и клиентов, а не на поддержке центра обработки данных.
- Услуги колокейшн связанные с ними сервисы предполагают гибкость, поэтому вы можете масштабировать свою ИТ-среду в соответствии с потребностями бизнеса в течение срока действия контракта. Компании, как правило, не рассматривают сервисы размещения оборудования просто как аренду площадей, мощности и систем охлаждение, а ищут поставщика, который может предоставить комплексное решение для центра обработки данных.
- Иногда возникает необходимо повысить физическую безопасность ИТ-систем, чтобы пройти независимый аудит. Для этого может понадобиться усилить физическую безопасность и контроль доступа к вашему центру обработки данных. Объекты колокейшн обычно обеспечивают гораздо лучшую физическую безопасность, чем частные площадки.
Полезные советы
Вот какие рекомендации дает компания CyrusOne, владелец нескольких ЦОД, входящий в список Fortune 1000:
1. Определите свои потребности и оцените, можете ли справиться со всем самостоятельно.
Первое, что нужно сделать — выяснить, что именно вам нужно и что вы можете себе позволить. Если ваша главная задача — разместить данные на надежной площадке — повседневного доступа или для аварийного восстановления, то колокейшн имеет смысл. Организации, которые предпочитают строить свой собственный дата-центр, как правило, располагают очень ценными или важными данными, которые они предпочли бы хранить у себя. Кроме того, создание и поддержка своего дата-центра требует больших затрат и времени. Вам нужно будет инвестировать в саму площадку, оборудование, программное обеспечение и обученный ИТ-персонал.
Колокейшн, с другой стороны, предлагает удобство доступа к вашим данным без хлопот по управлению физическими активами. Ваши серверы будут находиться на безопасном, оснащенном необходимыми инженерными системами и хорошо обслуживаемом объекте. Если у вас нет настоятельной потребности в локальном хранении и управлении данными, или вы не можете себе это позволить, то колокейшн – хорошее решение.
2. Исследуйте доступные возможности и изучите подходящие вам варианты.
При сравнении колокейшн-провайдеров, есть пара моментов, о которых нужно помнить. Некоторые компании предлагают колокейшн в качестве дополнительной опции ИТ- и телекоммуникационных услуг. Хотя такое пакетное, комплексное предложение может показаться привлекательным, предпочтительнее «инфраструктурные» провайдеры, то есть те, которые работают преимущественно с инфраструктурой дата-центра. Это гарантирует, что они будут стремиться предоставить вам услуги аутсорсингового центра обработки данных. Кроме того, эти специализированные организации, как правило, привлекают лучших операторов связи, предоставляя клиентам высокую скорость работы в сети, высокую безопасность и наиболее конкурентные цены.
3. Выбирайте поставщика, который может дать именно то, что вам нужно.
Колокейшн не означает, что вы отказываетесь от контроля над своими серверами. Ваш провайдер колокейшн должен показать, как будет размещено оборудование. Можно узнать, как те или иные активы вводятся в эксплуатацию, тестируются и поддерживаются. Полезно задать дополнительные вопросы, например, предусмотрены ли регулярные проверки, в том числе касающиеся безопасности, ведется ли круглосуточное видеонаблюдение? Важно помнить, что вы платите не только за место для хранения серверов, но и за работу, связанную с обслуживанием объекта, поэтому должны знать, как он управляется.
4. Следите за всеми своими ресурсами и активами.
Как и при любом аутсорсинге, важно следить за своими активами. Ваш ИТ-отдел должен регулярно контролировать скорость сетевого доступа, а также оценивать работоспособность вашего оборудования. Нужно контролировать стойки, кабели, системы электропитания, периферийные устройства, серверы и программное обеспечение для управления центрами обработки данных. Не стоит думать, что можно просто передать все свои данные в распоряжение поставщика услуг колокейшн и «умыть руки», это было бы неразумно. Скорее всего, если вы выберете доверенного поставщика услуг, ваши активы будут в целости и безопасности, но более разумный подход предполагает регулярную проверку оборудования. Помните, что данные являются одним из ваших самых ценных ресурсов, и их следует рассматривать именно с этой точки зрения.
5. Обратная связь.
После выбора поставщика услуг колокейшн, миграции оборудование на его площадку и реализации плана мониторинга оборудования стоит пообщаться со своими сотрудниками и получить «обратную связь». Насколько прост и удобен доступ к данным? Удовлетворяет ли их скорость работы сети и надежность? Есть ли какие-либо проблемы с извлечением информации? Всегда полезно поговорить с ИТ-персоналом и узнать их точку зрения.
В конечном счете, все больше предприятий будут выбирать колокейшн, а не вкладывать средства в дорогостоящие собственные центры обработки данных своих. С увеличением числа приложений, разнообразия рабочих нагрузок и расширением ИТ-инфраструктуры, колокейшн будет становиться все более логичным и привычным вариантом. Согласно опросу 451 Research, только четверть компаний планируют в течение года начать строительство нового ЦОД. Более 40% предпочтут колокейшн, облако и другие услуги сторонних компаний. Это означает, что выбор в пользу колокейшн — разумный вариант, особенно при грамотном подходе.
Как выбрать?
Вернемся к вопросу выбора провайдера: это едва ли не самый важный момент. «Правильный» поставщик услуг колокейшн берет на себя сопровождение и управление дата-центром, в то время как неверный выбор может означать излишний стресс и скрытые затраты. Как правильно выбрать провайдера услуг колокейшн? Проанализируем типичные советы, которые дают по этому поводу зарубежные эксперты. Вот некоторые рекомендации ColoSpace – крупного владельца сети ЦОД в США.
Не стоит выбирать компанию исключительно по цене. Лучше ориентироваться на функции и опции, которые необходимы конкретно вашей организации и ее бизнесу. Убедитесь, что энергообеспечение площадки провайдера услуг достаточно не только для текущих, но и для будущих потребностей.
Попробуйте спрогнозировать, как будет меняться потребляемая мощность при 100% заполнении стоек — при текущей и увеличенной плотности оборудования. Поставщик услуг должен обеспечивать расширенную защиту данных, в том числе и физическую. Выбирая провайдера услуг колокейшн, обратите также внимание на информационную безопасность и SLA.
Знакомство с соглашением об уровне обслуживания (SLA) — это ключ к поддержанию хороших отношений с поставщиком услуг колокейшн и к предотвращению перебоев в работе вашей компании, нарушению непрерывности ее бизнес-процессов. Внимательно читайте SLA, чтобы понять, какие предлагаются уровни обслуживания, как можно получить поддержку и внести изменения.
Есть признаки того, что поставщик услуг колокейшн может не соответствовать заявленному SLA. Например, неожиданные или частые изменения в SLA могут указывать на то, что ему с трудом дается выполнение обязательств. Внутренняя нестабильность компании, приобретения и слияния, также могут указывать на то, что SLA может претерпеть изменения, или провайдер будет ориентироваться на обслуживание более крупных клиентов.
Рекомендуется использовать программные инструменты мониторинга SLA, но сначала поговорите со своим поставщиком услуг, чтобы убедиться, что эти инструменты действительно могут применяться. Можно также тестировать качество сервиса, периодически обращаясь в службу поддержки, чтобы оценить время ответа и уровень обслуживания.
Хотя услуга колокейшн и дает значительные преимущества, у нее есть и недостатки. В частности, придется делиться частью сетевой инфраструктуры LAN и WAN с другими арендаторами. Это может привести к проблеме «шумного соседа» — такого же клиента, который пользуется сетью и вычислительными ресурсами. Поведение некоторых из них может проявляться в вашей системе как DDoS (атака типа «отказ в обслуживании»).
При поиске поставщика услуг колокейшн отдавайте предпочтение тем, у кого есть развитые средства управления. Это позволит, например, переключить рабочую нагрузку в альтернативную сеть, если вдруг «шумный сосед» нарушит ваш трафик. Используйте инструменты для мониторинга активности в реальном времени в сетях LAN и WAN центров обработки данных. Эффективный мониторинг поможет, с одной стороны, выявить «шумных соседей», с другой — самому не стать виновником подобных явлений.
Что еще нужно принимать во внимание при выборе поставщика услуг?
Прежде чем подписывать контракт с поставщиком, стоит ответить не несколько вопросов, которые помогут вам определить свои требования:
- Чего вы хотите достичь? Учитывайте не только свои текущие требования, но и будущие цели и задачи (например, переход на облачную модель или среду с высокой плотностью оборудования, использование управляемых услуг и пр.).
- Каковы требования к вашему бизнесу и ИТ? Например, определите необходимость репликации и/или архивирования данных. Нужны ли для этого дополнительные площадки?
- Каковы ваши планы роста? Поставщик услуг колокейшн должен помочь вам «масштабироваться» по площадям ЦОД и потребляемой мощности, чтобы вы могли развиваться в будущем.
Каким требованиям должна отвечать площадка провайдера?
Средний контракт по колокейшн обычно заключают на три-пять лет, поэтому, как уже отмечалось выше, крайне важно выбрать поставщика услуг, который удовлетворит не только ваши текущие, но и будущие потребности. Вот 10 пунктов, которым должен соответствовать центр обработки данных поставщика услуг колокейшн:
1. Мощность электропитания для поддержки как текущих, так и будущих технологий.
Мощности дата-центров неуклонно растут, и многим клиентам требуется до 10 кВт на стойку и более. Тем не менее, далеко не все поставщики услуг колокейшн предлагают мощности для поддержки будущих технологий. Большинство ЦОД было построено до резкого роста энергопотребления и «потянут» только до 4 кВт на стойку. Чтобы поддерживать среду с высокой плотностью размещения оборудования, поставщики будут вынуждены распределять нагрузку по большей площади или внедрять дополнительные системы охлаждения. Оба этих подхода помогают решить проблему мощности, но увеличивают стоимость контракта.
2. Гибкое соглашение об уровне обслуживания (SLA).
Будьте настойчивее в отношении пунктов контракта, касающихся SLA, которые имеют решающее значение для бизнеса. Первоначальные обсуждения позволят включить нужные пункты или пересмотреть формулировку, чтобы лучше защитить свои интересы.
3. Резервирование каналов связи.
Ищите площадки, доступ к котором обеспечивают несколько операторов. Такой выбор создает конкуренцию, что сказывается на цене и позволяет использовать избыточную архитектуру сети.
4. Среды высокой плотности.
Увеличение площадей — не оптимальная стратегия для центра обработки данных. Если вы можете разместить эквивалентное количество оборудования на меньшей площади, то снизите свои эксплуатационные расходы.
5. Правильное место.
Определитесь с тем, насколько удаленным может быть центр обработки данных. Чем дальше вы находитесь от дата-центра, тем выше ваши затраты на коммуникации. К тому же выбор центра обработки данных, который расположен близко к офису, позволяет более оперативно реагировать на возникающие проблемы. Для быстрого аварийного восстановления резервный ЦОД для репликации данных должен находиться не более чем в 80-160 км от основного, первичного центра обработки данных.
6. Высокий уровень физической безопасности.
В идеале должны присутствовать несколько уровней физической безопасности — как внутри, так и вне центра обработки данных. Узнайте, какой периметр охвачен видеонаблюдением, ознакомьтесь с процедурами безопасности провайдера, и можно ли добавить свои собственные камеры безопасности для контроля своих серверов.
7. Согласование с планами аварийного восстановления и обеспечения непрерывности бизнеса.
Если ЦОД провайдера используется как резервная площадка, то мощность, охлаждение и сети в резервном центре данных должны как минимум не уступать показателям основного центра обработки данных. Провайдеры также должны обладать техническим опытом и возможностями для поддержки клиентов в разработке и тестировании плана аварийного восстановления. Также обратите внимание на центр обработки данных, в котором есть рабочая зона для вашей технической группы – ее можно использовать для тестирования заявленного плана аварийного восстановления. Многие поставщики услуг не имеют такой возможности или продают площади для работы персонала сразу нескольким клиентам и надеются, что они не понадобятся им одновременно.
8. Соответствие требованиям.
Многие владельцы ЦОД заявляют, что обеспечивают определенный уровень доступности и могут производить впечатление сертифицированных Uptime центров обработки данных, но на самом деле это не так. Будьте осторожны с ложными утверждениями и проверьте сертификацию провайдера в Uptime Institute. Кроме того, для некоторых важно соответствие условий колокейшн отраслевым требованиям и возможность проведения независимого аудита без дополнительных затрат.
9. Управляемые услуги.
Как минимум, ваш провайдер должен предлагать комплексный портфель управляемых услуг. Тогда вам не нужно будет отправлять на площадку своего технического специалиста, чтобы переключить порт коммутатора. Воспользовавшись управляемыми услугами, вы освободите время своих сотрудников на решение задач бизнеса, гарантируя бесперебойную работу своей ИТ-инфраструктуры.
10. Будущий рост.
В условиях быстрых технологических изменений очень трудно предвидеть, что будет через три, пять или десять лет. Найдите поставщика услуг, который позволяет вам расширять площади и увеличивать мощность электропитания. Если вы рассматриваете дополнительные услуги, спросите, не предоставит ли ваш провайдер возможность скорректировать соглашение об обслуживании по мере изменений в вашем бизнесе.
DR или DRaaS?
В дополнение к предложению по аренде площадей многие провайдеры расширяют свои услуги, предлагают дополнительные сервисы, различные инструменты, возможности подключения к облачным провайдерам. Например, «аварийное восстановление как услуга» (DRaaS) поддерживает восстановление данных в экстренной ситуации и обеспечивает отказоустойчивость.
Наряду с колокейшн владельцы коммерческих ЦОД часто предоставляют услуги хостинга, предлагая ресурсы для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно интернет).
Большинство поставщиков услуг
Условия DRaaS могут определяться долгосрочным контрактом, менять который подчас хлопотно и накладно. Такой «статичный» вариант может оказаться не лучшим для растущих предприятий с меняющимися потребностями в DR. С другой стороны, поставщики услуг DRaaS обычно являются экспертами по требованиям DR, что не всегда можно сказать о поставщиках услуг колокейшн.
Часто бывает сложно протестировать план аварийного восстановления. Организации могут нести дополнительные затраты для проведения тестирования на DR без прерывания работы ИТ-систем. DRaaS, с другой стороны, обычно работает в облаке, поэтому организации могут проводить тестирование DR, не затрагивая рабочие процессы.
Переезд серверов
Мобильность очень важна в современном мире ИТ. В частности, нередко возникает необходимость перемещения рабочей нагрузки на площадку провайдера или в облако. Эти шаги — немаловажные события для администраторов, иногда заканчивающимися спорами и взаимными обвинениями.
Перенос серверов из локального офиса на площадку провайдера — серьезная перестройка. Она требует тщательной подготовки. Чтобы начать процесс, подсчитайте, сколько электроэнергии, площади и мощности систем охлаждения вам понадобится для серверов, какое время простоя вы можете себе позволить. Для систем с высокими требованиями к времени безотказной работы виртуализация позволяет частично решить упростить работу, предоставляя вашей команде возможность настроить сеть и выполнить тестирование.
Потребуются определенные изменения в настройках сетевого оборудования, добавление инструментов обеспечения безопасности. Для этого иногда могут понадобиться новые коммутаторы и маршрутизаторы. Установите их до перемещения серверов. Чтобы облегчить переход, назначьте ответственного за переезд для каждой площадки – его контакты можно будет использовать для связи и устранения возникающих вопросов.
Эксперты ColoSpace дают следующие рекомендации по успешному перемещению серверов на площадку провайдера — с минимальным временем простоя.
Миграция сервера требует тщательной подготовки. Прежде всего, определите мощность, объем и площадь помещения, потребности в охлаждении серверов, которым предстоит переезд. Лучший вариант — перебазировать целые стойки с кабелями, но во многих случаях у поставщика услуг есть свои стойки, уже подключенные к магистральным сетям. В этом случае серверы могут размещаться на площадке провайдера иначе, чем в вашем помещении. Если схема расположения серверов меняется, то понадобится новый план их физического размещения.
Уточните допустимое время простоя сервера. Иногда для запуска серверов, предназначенных для определенной рабочей нагрузки, после перемещения не требуется внесения никаких изменений. Однако такие специализированные задачи встречаются нечасто.
Системы, от которых требуется продолжительная бесперебойная работа, нуждаются в более гибком подходе. Удачным решением могут стать в таких случаях виртуализированные серверы. С помощью виртуализации задачи могут выполняться на подмножестве систем, что позволяет отключить во время переезда часть серверов и проводить его поэтапно. В этом случае правильное планирование может предоставить ИТ-командам достаточно времени для настройки сети и проведения тестирования на месте перед восстановлением работоспособности оборудования и его запуска.
При перемещении серверов за пределы своей площадки помните, что новая площадка является общей средой. Создайте в новой сети зону, защищенную межсетевым экраном, и разверните все инструменты, которые понадобятся вам для обеспечения безопасности новой инсталляции. Это может означать установку новых коммутаторов и маршрутизаторов, настраиваемых до переезда серверов.
Во время перехода две виртуализированных площадки могут выглядеть как два сегмента частного облака. Для этого нужно настроить коммуникации между площадками с соответствующими конфигурациями виртуальной локальной сети. Планируйте и вносите изменения в сети поэтапно, в зависимости от стадии переезда. Регистрируйте возникающие проблемы и сообщайте о них соответствующим администраторам: все вопросы должны быть официально закрыты. В суматохе переезда подробности легко забыть.
В день переезда остановите приложения или запустите их на других виртуальных машинах, затем выведите соответствующие серверы из эксплуатации. Вот тут-то и появляется настоящая потребность в автоматизированной помощи. Для самых сложных перемещений пригодится менеджер ресурсов.
Перед демонтажем и упаковкой серверов составьте схему подключения кабелей. Чтобы избежать проблем, используйте транспортную компанию, имеющую опыт перевозки компьютерного оборудования. После перевозки и установки оборудования – стоек и/или серверов — подключают системы электропитания и охлаждения, а также коммутаторы и маршрутизаторы. Админам надлежит визуально убедиться, что все подключено правильно и ничто не мешает охлаждению.
Затем включите и проверьте небольшую группу систем. Автоматизированное программное обеспечение для управления конфигурацией может сэкономить много времени, особенно когда сервер должен стать частью нового виртуального кластера. Затем можно реализовать следующий этап перехода. В идеальном случае вы сможете перенести часть рабочей нагрузки на новую площадку, а затем повторить процесс перемещения столько раз, сколько потребуется.
Все может пойти намного быстрее, если купить новые серверы. Новое оборудование можно установить на новой площадке и провести тестирование еще до начала переезда. Это позволит совместить некоторые этапы.
Многие из советов относительно колокейшн, в том числе и приведенные выше, выглядят так, как будто их автор – капитан Очевидность. Другие, напротив, требуют более детального рассмотрения и анализа. А что порекомендуете вы? С какими проблемами приходилось сталкиваться?
Автор: RUVDS.com