Многие
В этой статье я постараюсь поделиться опытом, прежде всего логистикой, увы, порой отсутствующей напрочь, как у начинающих хостеров, так и у крупных хостинг-провайдеров. Вероятно, этой статьей я улучшу дела конкурентов, но рынок большой, хватит на всех. В конце концов, самая важная цель нашей работы состоит не столько в заработке денег, как в том, чтоб внести хоть какой-то вклад в развитие Интернета в целом, ведь именно
Воспринимать данную публикацию, как руководство к действию, или нет – решать Вам. Я лишь расскажу о том, какой подход исповедуем мы, сравнительно небольшой
Никаких мегасерверов под хостинг
Простой или ужасную работу сервера
Вывод – лучше использовать несколько серверов меньшей производительности, вместо одного сверхпроизводительного сервера. Так как это:
— более надежно (в случае проблемы с железом или проблемы с нагрузкой будут проблемы на гораздо меньшей части Вашей инфраструктуры, так как количество менее производительных единиц — больше);
— проще найти источник проблемы (не всегда продвинутые системы мониторинга нагрузки четко указывают на виновника, порой приходится искать вручную, что легче сделать на менее производительном сервере, где клиентов по определению меньше);
— меньше недовольных клиентов в случае, если сервер упал, меньше запросов в поддержку;
— меньшая вероятность перегруза сервера вследствие развития проектов текущих клиентов, снижается риск необходимости ротации аккаунтов между серверами (порой некоторые проекты клиентов могут увеличить потребление ресурсов в ходе своего развития в несколько раз, количество таких счастливых и успешных клиентов на менее производительных серверах будет однозначно меньше, чем на одном сверхпроизводительном, причем зависимость носит нелинейный характер!).
Принцип формирования тарифных планов хостинга идентичен принципу построения меню хорошего ресторана
В хорошем недорогом ресторане Вы никогда не найдете огромного меню, чем больше разновидность – тем дороже содержать продуктовую базу, которая постоянно должна быть свежей и хранится в должных условиях. Кроме того, ресторанные «безлимиты» (фуршеты) – это на самом деле вредно, а не полезно. Явно способствуют приобретению лишнего веса, а качество самой еды несомненно ниже. Порой дешевле и вкуснее можно поесть, выбрав лимитированный заказ. Аналогично и в
— нет безлимитам по ресурсам, кроме трафика (должно быть ограничено все, кроме трафика, так как «безлимитный трафик» – понятие, которое очень важно в маркетинге по причине наибольшей ясности для пользователей среди остальных ограничений, пользователи банально не хотят думать о том, сколько гигабайт в месяц потребляет их сайт);
— на самом деле трафик должен быть не явно ограничен, оставьте путь к отступлению (все Ваши остальные ограничения должны наложить «невидимый» ограничитель на трафик, таким образом, чтоб не пришлось переживать о том, что один пользователь забил весь канал сервера без нарушения остальных лимитов, так как при генерации трафика расходуются ресурсы сервера);
— минимализм в разновидности тарифных планов (уменьшив количество возможных вариантов тарифных планов, Вам проще будет их распределять между серверами, вероятность необходимости ротации клиентов с одного сервера на другой минимальная, при этом по возможности разрыв по допустимому потреблению ресурсов минимального и максимального тарифного плана не должен быть очень большим).
Защита от недобросовестных клиентов
Наиболее надежным сдерживающим фактором для спамеров и других недобросовестных клиентов, которые хотят воспользоваться Вашими услугами, является цена. Этот специфический контингент рассчитывает на то, чтоб «нагадить» и уйти, так как его непременно Вы заблокируете. Соответственно такие люди пытаются заплатить как можно меньше (или вообще не платить, а попросить тестирование) и уж точно не рассчитывают на продолжительное сотрудничество.
Десять раз подумайте, перед тем, как предоставлять
Что же касается политики тестов, то никаких тестов быть не должно. Тестируют услуги либо спамеры, либо другие любители шары и любители покушать
Если же пользователь рассчитывает на долгосрочное сотрудничество, то в исключительном случае при должном обосновании необходимости тестирования можно пойти на встречу – гарантировать moneyback, если услуга не устроит по аргументированным причинам и в течении отведенного срока, но не бесплатный тест.
Хостинг должен быть недорогим не за счет низкого лимита на ресурсы
Так уж сложилось, что новички берут, как правило, самый дешевый вариант
Но как тогда обеспечить низкую стоимость минимального тарифа, которая особенно критична для клиента с сайтом-визиткой? Все очень просто! Дайте возможность получить хорошую цену при долгосрочной оплате, скажем при оплате на год, сделайте скидку в 2 раза, а при оплате на 3-х месячный срок цена должна быть такой, как при оплате на 2 месяца, если оплачивать услугу ежемесячно. Это стимулирует даже новичков к оплате услуги минимум на 3 месяца и уменьшает количество отказов. Однако при годовом варианте оплаты цена минимального тарифного плана должна быть не менее $4 / месяц. Кто-то скажет, что это может быть слишком дорого для сайта визитки, но большое количество включенных ресурсов и гарантия стабильности услуги действуют безотказно. К тому же, Вам не надоело продавать услугу, которая к тому же включает труд Ваших админов, дешевле пинты пива?
Преимущества:
— Вы получаете средства зачастую сразу за год;
— меньше отказов от
— более высокий доход с минимальных тарифных планов, так как они стоят дороже;
— больший резерв ресурсов на сервере в целом, за счет того, что далеко не все пользователи минимальных тарифных планов потребляют отведенный им лимит, что увеличивает стабильность, уменьшая вероятность перегруженности сервера каким-либо процессом при критической ситуации, так как на него в конечном итоге останется больше свободных ресурсов, чем было по плану;
— сомневающиеся клиенты, видя перспективу получить услугу очень дешево при большом сроке оплаты, чтоб проверить «правда отлично работает или нет» оплачивают изначально на месяц, также как и пользователи, которые не имеют полной суммы для оплаты изначально на большой срок при заказе, но планируют продлить услугу, как только денежка соберется.
Никаких тарифов с безлимитным количеством доменов
Количество доменов, которые можно разместить на аккаунте, нужно ограничивать. Прежде всего, чтоб стимулировать переход пользователя на более дорогой тарифный план, предусматривающий возможность размещения большего количества сайтов.
Но даже самый дорогой тарифный план не должен давать возможность добавлять домены неограниченно.
Потому что в случае отсутствия ограничений на количество доменов:
— используется больше серверных ресурсов, вероятность превышения лимита по нагрузке больше;
— нет дополнительного стимула перехода на более дорогой тариф, если нагрузка в пределах нормы;
— Вашими клиентами будут становиться дорвейщики и прочие любители черного SEO;
— засоряются шлаковыми записями конфигурационные файлы сервера.
Не более 50 клиентов на сервер при любых условиях
Стоимость аренды среднего по производительности сервера, а в моем понимании это конфигурация не ниже Intel Xeon E3-1230 / 8-16GB DDR3 / 2-4x1TB HDD, в наше время настолько низкая, что окупить затраты на амортизацию в более чем 2 раза можно разместив на сервере до 50 клиентов. Само собой нужно остановиться ранее, если общая нагрузка всех клиентов с сервера начнет достигать в пиках 50%, однако пока я такого не наблюдал :) При этом также нужно определить максимально возможное количество клиентов с тарифным планом выше минимального. У нас, к примеру, всего 3 тарифа, при этом максимальный отличается по ресурсам в 5 раз от минимального. Соответственно среди наших 50 клиентов не должно быть более 10 с максимальным тарифным планом.
Если в результате размещения 50 клиентов не используются ресурсы сервера даже на половину – ничего страшного, не нужно жадничать, окупаемость и необходимый уровень дохода с сервера достигнут, oversell — зло. Лучше не пытаться сэкономить и набивать сервер по максимуму, а поставить дополнительный сервер. Тем более при большом количестве заказов в сутки (более 10) – рассчитать реальную нагрузку будет сложно. Это убережет Вас от лишних трат на саппорт, от необходимости ротации клиентов между серверами по причине их развития (апгрейда тарифного плана) и увеличит стабильность. Ну и самое важное, при критической проблеме на сервере, будут испытывать неудобства только 50 клиентов, а не более. Кстати о преимуществах минимального количества клиентов на одном сервере уже говорилось выше, так что не буду повторяться.
Никаких индивидуальных тарифных планов
Иногда пользователь может просить сделать индивидуальный тариф — дать ресурсов больше, чем предусмотрено максимальным тарифом, например, сделать 2 максимальных тарифных плана в одном по цене двух. На эту провокацию поддаваться не стоит. Такой пользователь уже изначально нацелен на высокое потребление, а крупные потребители ресурсов потребляют в пиках и в критических случаях ресурсов в разы больше, прогрессия далеко не арифметическая. То есть если обозначить критическую нагрузку, создаваемую пользователем максимального тарифного плана единицей, то пользователь с вышеописанным индивидуальным тарифом, скорее всего, создаст нагрузку не 2, а как минимум 4 в критическом случае.
Кроме того, нарушая стандартизацию – сложнее планировать распределение ресурсов. Вероятность проблем с большим потребителем ресурсов куда больше, чем с малым. Таких пользователей могут «ддосить» и пытаться поломать, так как у них уже наверняка крупный проект при таком потреблении, конкуренция выше. Потому нужно четко понимать, что таким клиентам не место на
Нужно больше ресурсов, чем предусмотрено максимальным тарифом? Нужно неограниченно доменов и т.п.? Добро пожаловать на
Никаких больших баз данных и любителей парсинга на хостинге
К сожалению, фантазия некоторых вебмастеров настолько деградировала в последнее время, что они даже не утруждаются наполнять собственные сайты, а просто парсят контент к себе на сайт с других сайтов, увеличивая объем баз данных до гигабайта и более, при этом архитектура такой базы носит довольно не идеальный характер. Когда бьется таблица в большой базе или же висит куча процессов, серверу вряд ли будет хорошо. Да и шлакосайты – это совсем не тот Интернет, который хотелось бы видеть. Создайте ограничения для любителей шлакосайтов – не допускайте их на
Ваш сервер должен быть надежным и размещен в надежном Дата Центре, а не на складе
Да простят меня любители дешевых складов, но сейчас
Однако некоторые лоукостеры сейчас предлагают серверы с 64 GB RAM, даже серверные конфигурации на первый взгляд, причем за недорого. Секрет в том, что некоторые комплектующие там все-таки декстопные и это самосбор, серверный, пожалуй, только корпус. Не гонитесь за дешевизной и мегацифрами. Они Вам к тому же не нужны. Много ли Вы знаете проектов, которые потребляют 64 GB RAM? Большинству проектов на самом деле хватит сервера с 4-8 GB оперативки с головой, даже много будет. Но зачем такое брать, когда есть с 64 GB RAM за меньшие деньги, думают многие, это ж не круто! Это тупой маркетинг и не более того, который, увы, действует. Даже если конфигурация реально серверная – все остальное будет никакое. Кроме того велик шанс попасть на мнимый «безлимит» в виде ограничения пропускной способности канала к серверу после превышения определенного объема трафика.
Не может качество стоить слишком дешево, лучше взять на первый взгляд менее производительный сервер за те же деньги, но в хорошем Дата Центре и в итоге использовать его ресурсы полноценно, так как для этого будут все возможности. Важна надежность, оперативность замены (вплоть до целого сервера в течение часа) и, конечно же, размещение. Это должна быть надежная площадка с отличной связностью и поддержкой, с адекватным абузным отделом, который не будет блокировать Ваш сервер по первой же жалобе от непонятно кого, а рассмотрит ее, проанализирует и если будет необходимо – свяжется с Вами и даст время на реагирование. Лоукосетры не способны содержать штат таких сотрудников, потому могут Вам направлять абсолютно все жалобы, как подтвержденные так и не подтвержденные, не брезговать Вашим отключением. У них и без Вас клиентов хватает и поток любителей халявы настолько велик, что им проще заменить клиента на менее проблемного, нежели разбираться с жалобами.
Жалобы на хостинг-серверах частое явление. Именно потому не достаточно
Результаты
— реальная нагрузка на серверах
— на каждую 1000 клиентов приходится в среднем 1 запрос в тех. поддержку в сутки;
— серверы стабильны, сайты клиентов всегда работают, проблемы – невероятно редкое явление, необходимость в расходе времени на поддержку минимальна;
— превышение допустимой нагрузки благодаря высоким лимитам – крайне редкое явление и перевод на более дорогой тарифный план не вызывает бурю эмоций, так как на момент превышения вебмастер уже достаточно зарабатывает и уже далеко не новичок.
Нет смысла строить кластерные, облачные хостинги, разрабатывать сверхдорогие решения мониторинга нагрузки и учета потребляемых ресурсов. Даже облачные хостинги падают, абсолютная стабильность не возможна, но стремится к этому можно. В данном случае полезно применить принцип «Бритвы Оккама» к
© Sergii V. Sikorskyi, co-owner of ua-hosting.com.ua
Автор: HostingManager