Впереди многих из нас ждут длинные январские выходные. Вы уже решили, как проведете свой "мини-отпуск"?
Можно, конечно, потратить время на сплошной релакс и развлечения (ничуть не осуждаю), но для более активных, энергичных и готовых к новым свершениям есть другие альтернативы. Для тех, кто хочется занять себя чем-то не только интересным, но и полезным, тем, что может перерасти в увлекательное хобби, у меня есть предложение. Почему бы не начать новый год со знакомства с новой, увлекательной сферой?
Возможные варианты для рассмотрения довольно разнообразны, начиная от около АйТи-шных тем (робототехника, геймдев, 3D-моделирование и пр.) и заканчивая чем-то совершенно иным (шахматы, рисование, изучение иностранных языков, да хоть вязание крючком :) ).
Сегодня я предлагаю вам рассмотреть один из таких вариантов: сделать первый шаг в увлекательный мир шахмат, мир сражений и захватывающих поединков. Уже в эти новогодние дни вы сможете сразиться в интеллектуальной дуэли со своими друзьями, родственниками или детьми. На самом деле научиться играть в шахматы проще простого. Буквально прочитав данную статью, вы уже научитесь играть. И это не кликбейтное утверждение, это действительно так.
В конце концов, мы же программисты, постоянно осваиваем новые технологии, языки, фреймворки... Освоить шахматы? Что может быть проще? Да, шахматы — это довольно сложная, многоплановая игра, но с простейшими правилами. Научиться играть легко, однако путь шахматного совершенствования и развития долог.
Главный вопрос: зачем?
Чаще всего шахматами начинают заниматься в детстве. Возможные мотивации понятны: желание выделиться, посоревноваться со сверстниками, природная детская любознательность, кого-то просто отправили родители и т. д.
А во взрослом возрасте? Есть ли смысл начинать и зачем? Понятно, что цели "стать чемпионом" уже не стоит. Здесь уже появляются другие варианты мотивации: отдых, отвлечение от основной деятельности, поддержание в тонусе умственных способностей, саморазвитие и т. д.
Любая игра — это всегда отдых и развлечение, даже если она связана с умственной деятельностью (взять те же компьютерные игры типа Civilization, они тоже требуют обдумывания, планирования, но это не мешает получать от них удовольствие). Шахматы в этом смысле не являются исключением.
Когда шахматистам задают вопрос, чем являются для них шахматы, можно услышать много разных ответов. Шахматы — это зарядка для
Кроме того, игра способствует развитию навыков стратегического
Итак, если вас в итоге заинтересовало мое предложение, давайте приступим! Всего через 20-30 минут вы уже научитесь играть в шахматы :)
Общие правила. По порядку становись!
В шахматы играют два игрока на поле размером 8x8 клеток. Один игрок играет белыми фигурами, другой — черными. Ходы делаются по очереди, первыми начинают белые. За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру с одновременным взятием чужой фигуры или без.
В шахматах всего 6 видов фигур: король, ферзь (иногда называют "королевой", но это не совсем корректно), слон (опять же в любительском жаргоне встречается название "офицер"), конь, ладья (редко можно услышать устаревшее "тура") и пешка. Однако количество каждого типа фигур разное. Рассмотрим набор фигур в начальной позиции:
Итак, в первом ряду (с каждой из сторон — со стороны черных и со стороны белых) стоят основные фигуры: по краям две ладьи, далее два коня, два слона, а в центре притаились "царственные особы", король с королевой ферзем. Впереди всего этого "начальства", во втором ряду, как и полагается пехота — целый ряд пешек, принимающих огонь на себя.
Именно с такой расстановки начинается каждое сражение. Давайте теперь разберемся в правилах ведения "боевых действий".
Разбираемся с шахматным зоопарком: слоны, кони и прочая живность
Как ходят фигуры:
-
ферзь ходит в любом направлении (по горизонтали, вертикали, диагонали) на любое количество клеток;
-
король также ходит в любом направлении, но только на расстояние в одну клетку;
-
слон ходит только по диагонали на любое количество клеток;
-
ладья ходит только по горизонтали или вертикали на любое количество клеток;
-
конь ходит в любом направлении "буквой Г": на три клетки по горизонтали или вертикали, а затем поворот на 90° и еще на одну клетку (траекторию хода проще показать на картинке — см. далее);
-
пешка ходит только вперед и только на одну клетку (назад пешки не отступают).
Ниже проиллюстрирую графически, как ходят фигуры (галочкой отмечены допустимые поля для хода):
Таким образом, условно можно разделить фигуры на "дальнобойные" (ферзь, слон, ладья и конь), которые ходят на любое количество клеток, и на фигуры ближнего боя (король и пешка), которые несмело шагают лишь на одну клетку.
Общие правила хода:
-
Никакие фигуры, за исключением коня, не могут перепрыгивать через другие фигуры (неважно, свои или чужие). Т. е., например, ладья может пойти на любое количество клеток по вертикали или горизонтали, но если на пути стоит другая фигура, то область возможного хода ограничивается до стоящей на пути фигуры.
-
Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры (и не удивительно, лошади же прыгают, слышали такой термин из верховой езды: "конкур"? :) ). Главное, чтобы на конечной клетке совершаемого хода не было другой своей фигуры (чужая фигура может там находиться, это уже будет "взятие" чужой фигуры — читай далее).
Правила взятия (сруба) чужой фигуры:
-
Для всех фигур, кроме коня и пешки, взятие чужой фигуры происходит следующим образом: если на пути возможного хода стоит чужая фигура, то ее можно "взять" (срубить), убрав с доски, а затем поставив свою фигуру на место срубленной.
-
Конь может срубить вражескую фигуру только, если она стоит на той клетке, на которой завершается ход коня (см. на иллюстрации выше).
-
Пешка рубит не так, как ходит. Если ходит она прямо, то рубит "наискосок". Т. е. пешка может срубить любую вражескую фигуру, стоящую впереди на соседней клетке по диагонали (только впереди, назад она не рубит).
-
Взятая фигура противника убирается с доски и далее не участвует в игре.
Исключения. Куда же без них:
-
Первый ход пешки. Как я писал ранее, пешка ходит только на одну клетку вперед, но есть исключение. Первым ходом пешка может пойти на выбор: либо на одну, либо сразу на две клетки вперед. И это касается каждой пешки в отдельности.
-
Взятие на проходе. Не так часто оно встречается, но часто о нем забывают во время игры, особенно начинающие шахматисты (хотя, как ни странно, иногда забывают и профессионалы). Если пешка противника своим первым ходом пошла на две клетки вперед, а ваша пешка в итоге оказалась на соседней клетке по горизонтали, то сразу в ответ на это вы можете срубить вражескую пешку так, как будто бы она сходила не на две клетки, а на одну, т. е. как бы срубить на середине хода противника. В шахматах это называется "взятие на проходе".
-
Превращение пешки. Плоха та пешка, которая не мечтает стать королевой. Пешка в шахматах наиболее слабая фигура, но в ней сокрыта тайна. Каждая пешка — это потенциальный "джокер", который может превратиться в любую другую фигуру! Правда, для этого ей надо пройти трудный путь в прямом и переносном смысле. Секрет в том, что по правилам любая пешка, дойдя до последней, 8-й горизонтали шахматной доски, может превратиться в любую фигуру (за исключением короля) на усмотрение игрока.
-
Рокировка — пожалуй, самый необычный ход в шахматах. Это своего рода "быстрая эвакуация" короля подальше от места "боевых действий". В этом ходе задействуются сразу две фигуры одновременно: ваш король и любая из ладей (см. два варианта рокировки на картинке ниже). Для того чтобы совершить рокировку, должны быть выполнены три условия:
-
ни король, ни ладья еще ни разу не ходили за время партии;
-
между королем и ладьей нет ни своих, ни чужих фигур, т. е. путь свободен;
-
свободные поля между королем и ладьей не должны быть "под боем" вражеских фигур.
-
-
При выборе хода короля нужно иметь в виду, что он не может ходить на клетку, которая находится "под боем" вражеской фигуры. Это вполне логично, т. к. это означало бы автоматический проигрыш, потому что противник тут же "убивает" вашего короля.
-
В ходе партии может возникнуть ситуация, когда в результате последнего хода противника ваш король оказывается под боем вражеской фигуры. Такой вражеский ход даже имеет специальное название "шах" (в этом случае говорят, что "противник напал на короля" или "объявил шах"). В этой ситуации по правилам шахмат вы должны сделать такой ход, чтобы уйти из-под шаха королем или "прикрыть" короля другой своей фигурой.
Пришел, увидел, победил
Любая игра должна иметь конец. В шахматах возможны два варианта исхода: либо выигрывает одна из сторон, либо партия завершается ничьей.
Выигрыш наступает только в одном случае — если вы нападете на короля (сделаете "шах") и при этом вражескому королю окажется некуда отходить (соседние клетки либо заняты другими фигурами, либо находятся под вражеским боем). В этом случае шах уже превращается в "мат" (по сути, "убийство короля").
Еще один вариант — ничья. Ничья может произойти в двух случаях.
-
Первый носит специальный термин "пат". Это такая ситуация, когда пришла очередь хода игрока, но у него нет ни одного возможного варианта (обычно такая ситуация может возникнуть, когда остается мало фигур на доске).
-
Второй вариант — когда стороны самостоятельно соглашаются друг с другом на ничью. Обычно это происходит, если ни одна из сторон не видит варианта победы в возникшей на доске позиции (опять же, чаще всего такое может происходить к концу партии, когда фигур на доске остается очень мало).
Вот, собственно, и всё! Забавно, что исключений оказалось даже чуть больше, чем правил. Сейчас сразу может показаться что-то не до конца ясным и понятным, в этом нет ничего страшного. После нескольких первых игр вы быстро во всем разберетесь, просто начните играть.
А вот вам для демонстрации правил совершения ходов пример игры, в финале которой белые ставят мат черным:
Теперь я умею играть в шахматы! Что дальше?
Прежде всего, конечно, изучив правила, начните играть. Лучше всего, если вашим напарником окажется ваш друг, родственник или знакомый, с которым вы можете сесть и поиграть вживую. Ведь шахматы — это не просто молчаливая игра думающего
Если же такого напарника нет, то онлайн вариант тоже подойдет. Правда, самые первые игры я бы посоветовал начать играть не с реальными противниками, а с компьютером, чтобы закрепить правила игры и то, как ходят фигуры. Для этого можно воспользоваться онлайн-сервисами типа lichess.org либо скачать программу на ПК, например, Lucas Chess.
Сама по себе практика игры не поможет вам ощутимо развиваться в шахматном мастерстве. Игра необходима скорее для закрепления приобретаемых навыков. Для их приобретения нужно решать шахматные задачи (начиная с начального уровня), изучать партии профессиональных игроков, изучать стратегию, принципы и приемы шахматной игры.
В финале приложу мини-бонус для первой пробы своих сил — несколько простейших задач для самых начинающих. Для каждой позиции необходимо найти такой ход за белых, который сразу приводит к мату черного короля, т. е. к вашей победе.
Раскрыть задачи
Заключение
Выше я объяснил необходимый минимум для того, чтобы вы смогли начать играть, начать свое путешествие в новый, еще неизведанный вами мир шахмат. Если вы продолжите ваш путь, могу заверить, что впереди вас ждет много интересных открытий, а самое главное — приятных и позитивных эмоций!
С наступающим Новым годом, друзья!
P. S. Вопрос к!
Точнее, даже два вопроса:
-
Не совсем уверен, насколько уместны такого рода статьи на Хабре? Вводная статья, как эта, думаю, имеет право на жизнь. А вот если делать серию таких связанных статей, своего рода последовательные уроки для начинающих и желающих научиться играть, далее развить свой навык игры в шахматы? Не будет ли это не в тему данного ресурса? С одной стороны, Хабр — это ресурс в основном об ИТ и около ИТ, но с другой стороны, часто публикуются и статьи на более отдаленные темы: наука, изучение языков, бизнес и пр.
-
Насколько вообще вам интересна данная тема? Если интересующихся условно пару десятков на весь Хабр, как вы сами понимаете, в этом мало смысла. Плюсаните статью или напишите в комментариях, чтобы было понятно, насколько интересна данная тема и есть ли мне смысл продолжать?
Автор: kanasero