166 километров по зимним сугробам и столько же по горам: что такое ультрамарафоны и почему я их полюбил

в 8:48, , рубрики: бег, выносливость, здоровье, марафон, ультрамарафон, хобби, Читальный зал

Привет! Меня зовут Василий Тивков. Работаю фронтендером в МТС Диджитал, а еще участвую в ультрамарафонах. Так называют бег на дистанцию от 42 км 195 м. Точнее, это уже даже не бег, а соревнование на выносливость, особенно если дистанция больше 100 километров. Как во всем этом выжить и зачем оно нужно, рассказываю под катом.

166 километров по зимним сугробам и столько же по горам: что такое ультрамарафоны и почему я их полюбил - 1

Как я тут оказался

Привела меня в это хобби жена. Сначала она занималась горным пешим туризмом с родителями, а потом и мне предложила поучаствовать в «Московском марш-броске» в 2019 году. Это что-то типа спортивного ориентирования, но только туристическое и по Московской области. Участникам нужно преодолеть лесной маршрут по карте, предусмотрена ночевка, весь «бросок» длится около двух дней. В целом опыт мне понравился, но было сложно.

Потом случился ковид, и почти все мероприятия прекратились. Но гонки по трейлраннингу, например GRUT (Golden Ring Ultra Trail) от команды Running Heroes Russia, продолжались и во время локдауна. Так что мы с женой вместе решили попробовать им заняться.

В декабре 2021 года мы зарегистрировались на GRUT. Он проводился в Суздале в июле, так что у нас было полгода для подготовки. Жена планировала пробежать 100 километров, я — 20. Но потом я много тренировался и понял, что смогу выдержать длительную дистанцию. Так что перекупил слот на 100 км.

Пока я готовился, мне посоветовали для начала попробовать себя на дистанции 50 км. Я решил пройти ее по горам Дагестана — на гонке Dagestan Wild Trail. Правда, из-за гор полноценно бежать не получилось. Я часто шел, а бежал только на спусках и плоских участках.

Идти пешком на гонках тоже можно. Главное, уложиться в лимиты, то есть пройти маршрут за отведенное время. Если не успел — например, пришел к контрольной точке позже, чем нужно — тебя снимают с дистанции. Но у меня все получилось.

166 километров по зимним сугробам и столько же по горам: что такое ультрамарафоны и почему я их полюбил - 2

Еще перед GRUT-ом я решил попробовать Ural Ultra Trail — горный ультрамарафон, где нужно пробежать 100 километров по Уралу. Это было интересно — каким-то чудом я не натер ни одной мозоли. Но на следующий день понял, что ноги сильно забились. А мне тогда как раз нужно было устраиваться в МТС — так что теперь у меня есть интересная личная история, как я пришел в компанию на еле гнущихся ногах. На этом тоже не остановились: в июне пробежали ночную сотку — Sport-Marafon Fest в Николо-Ленивце. Это была моя первая «плоская» гонка, то есть по ровной поверхности. От нее осталось много приятных воспоминаний: прохладно, бежать было легко, вокруг туман, щебечут птицы.

100 километров по плоской дистанции раньше я пробегал примерно за 14 часов. Но в прошлом году на Sport-Marafon Fest я пробежал такую же дистанцию за 10 часов 18 минут.

С такой подготовкой июльский GRUT уже не был для меня испытанием. Я прошел 109 километров за 16 с половиной часов. Эта гонка примечательна тем, что на маршруте есть песок, болота, а еще полностью автономный участок протяженностью около 40 километров — нет ни пунктов питания, ни воды. Сейчас мы бегаем эту гонку уже четвертый раз подряд: в 2023-ем я «забежал» в топ-100.

166 километров по зимним сугробам и столько же по горам: что такое ультрамарафоны и почему я их полюбил - 3

Как видите, я начал бегать ультрадистанции сразу с нуля — еще в то время, когда готовился к первому соревнованию, на которое зарегистрировался. Думаю, мне помог бэкграунд в танцах и предыдущий опыт в «Московском марш-броске». Ноги и суставы были подготовлены к таким нагрузкам, и ни одной травмы за все это время я не получил.

Нужно готовиться не только физически, но и морально

Для начала я понял, что мне нужно сбросить вес — особенно это важно перед горными стартами. Проще подниматься наверх, когда весишь мало. Развитые мышцы тоже помогают: если ноги натренированы, на следующий день они меньше болят. Так что основная часть подготовки — это постоянные занятия. Сейчас я бегаю на длительные дистанции минимум два-три раза в неделю, в любое время года и в любую погоду. Это что касается физической нагрузки.

Вторая часть подготовки — моральная. Такие дистанции в первую очередь преодолеваются «в голове». Главное, научиться воспринимать их через удовольствие, а не через страдание. Здесь опять же помогают тренировки, а еще нужно закаляться: бегать по глубокому снегу или в гору. Приучать себя к этому.

Еще есть подготовка к конкретным стартам. Например, двухдневную гонку T-Bank Arkhyz Wild Trail на 100 км я пробежал, чтобы получить квалификацию к гонке Elbrus World Race. Это 137 км вокруг Эльбруса, набор высоты — 7 640 метров. Для такого забега нужно, чтобы у участника был опыт гонки на 100 километров и он преодолел высоту в 3 000 метров над уровнем моря.

Обычно я бегаю в темпе 5–6 минут на километр, так что могу петь и разговаривать. Как раз такой темп рекомендуют для крупных гонок. Если с собой нет плеера, пою, чтобы развлекаться. Но больше мне нравится тренироваться с компанией. К счастью, есть беговые сообщества — например, «5 верст» и S95. Ты находишь компанию в твоем темпе — и вот вы уже бегаете вместе. Сам я участник сообщества IzMyLong. У нас есть пробежки по утрам в воскресенье: можно выбрать нужный темп и комфортную дистанцию.

166 километров по зимним сугробам и столько же по горам: что такое ультрамарафоны и почему я их полюбил - 4

Как и чем питаются бегуны

Во время ультрамарафонов участники едят прямо на бегу. Если интенсивность марафона низкая, можно, например, есть лапшу быстрого приготовления или другую нормальную еду. Если высокая, выручают гели и батончики. Кто-то варит крафтовые гели, заливает в удобную упаковку, например во фляжку, — тогда у тебя и еда, и вода, два в одном.

Обычно гели несут с собой. Но бывают дистанции, где есть заброска — то есть примерно на середине тебе передают все необходимое: воду, пищу, запасные кроссовки или кепку.

Обычно на трассах есть специальные пункты, где можно отдохнуть или перекусить. Но я предпочитаю бежать без остановок: иногда на пару минут задерживаюсь в пункте, чтобы залить себе изотоник, воду, съесть финики.

Главные сложности ультрамарафонов

Начну с небанального. Трасса может проходить по диким местам, где встречаются звери. Недавно, к примеру, видел козла в Архызе, а знакомые — яка. Конечно, это все интересно, но нужно соблюдать технику безопасности, чтобы не рисковать.

Самая большая, но ожидаемая сложность — обезвоживание из-за нехватки солей. Из-за этого могут начаться судороги. Я с таким не сталкивался, но видел. Сюда же тепловые удары. Например, в апреле 2024 года была моя самая сложная гонка — Dagestan Wild Trail. Всего 120 километров, но больше половины участников сошло с дистанции. Проблема — сложные подъемы, при этом было ну очень жарко. Многие участники получили тепловые удары и травмы.

Еще одна сложность — лимиты. Недостаточно просто пройти дистанцию — это нужно сделать вовремя. Есть лимиты не только по гонке в целом, но и до пунктов питания. Например, ты добегаешь до такого пункта, а тебе говорят: «Вы не успели, все уже закрылось. Для вас гонка закончилась». Тут же эвакуация — ты садишься в автобус, и все. Со мной такое тоже один раз случилось на этой же гонке, но годом раньше: я не уложился в лимит и сошел. В этом году попробовал снова — и все получилось. Даже удивился, почему в прошлом не смог. Видимо, в этот раз лучше подготовился.

166 километров по зимним сугробам и столько же по горам: что такое ультрамарафоны и почему я их полюбил - 5

Вальгалла рейс по сугробам

Одна из самых сложных моих гонок — Mad Fox Ultra, дистанция называется Valhalla Race. Гонка проходит в декабре рядом с Переславлем-Залесским. Расстояние — 166 километров.

Первые 48 км ты просто бежишь по целине с фонариком, а рядом еще сотня таких же, как ты. Все это напоминает новогоднюю рекламу Coca-Cola «Праздник к нам приходит», где грузовики едут колонной. Дальше примерно 70 км беговой трассы, сложный участок леса и сугробов и Плещеево озеро: в 2022 году мы бежали вдоль него, в 2023 — уже по нему. После озера — Александрова гора и сам Переславль-Залесский: здесь бежать уже поприятнее, чем по сугробам.

На 111 километре мне выдали кольцо с символом Велеса, а на финише — топор и жилетку финишера. Вот такой забег, без медали.

Я финишировал эту гонку в 2022 году, тогда из 150 участников трассу прошли 43. В 2023 году погодные условия были экстремальнее: только два человека достигли финиша, остальные сошли или им не позволили бежать дальше из-за нарушенных лимитов. Но организаторы пошли участникам навстречу и выделили слоты, чтобы побегать на следующий день на дистанции поменьше — так мы с женой пробежали 40 километров.

Зачем это все

Ультрамарафоны дают мне ощущение, что я молодец. Приятно знать, что ты способен преодолевать такие сложные дистанции. А еще это учит радоваться простым вещам — например, когда у тебя ничего не болит. Отдых тоже ценю больше: заслужил!

Бег дает мне возможность насладиться потрясающими видами. На забеге GRUT был участок через пшеничное поле. Я вспомнил сцену из фильма «Гладиатор», где Рассел Кроу бежит по полю и касается пшеничных колосьев. Я повторил эту сцену просто для удовольствия. В горных забегах мне нравится смотреть на горы, водопады, ущелья, растения и цветы — все это завораживает.

Еще бег помогает справляться с рабочими проблемами: они становятся не такими внушительными. Разве это проблема? Нет, всего лишь одна из типовых задач.

Восстанавливаться после ультрамарафонов, кстати, тоже приятно. Можно просто лежать, ходить, плавать, кататься на велосипеде. А еще помогает баня — да и пиво как природный изотоник употребить тут самое то!

Если подытожить, ультрамарафон для меня — это как мини-отпуск. Я всегда возвращаюсь с новыми силами. Уже не представляю без этого свою жизнь.

Автор: Василий Тивков

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js