Конфуцию приписывают фразу: «Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». Вряд ли он предполагал, что через две с половиной тысячи лет его фразу превратят в лозунг работники сферы профориентации, коучи и продавцы курсов повышения квалификации. Сама идея заниматься тем, что любишь, кажется весьма логичной. Если ты от чего-то получаешь удовольствие и делаешь это хорошо, то почему бы не конвертировать любимое дело в деньги?
Если коротко: это может приводить к депрессии, потере смысла жизни, высокому уровню стресса, десоциализации, изменению самовосприятия и финансовым потерям. Если же чуть более подробно, то нам нужно начать издалека, то есть, с определения понятия игры:
Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
Итак, понятие игры:
Игра – это вид деятельности, мотив занятия которой лежит не в результате деятельности, а в процессе самой деятельности.
Говоря иначе, вы играете, чтобы получить удовольствие от игры, новый опыт и впечатления, а не для того, чтобы что-то получить по итогам игры (например, награду или зарплату). И так как вы свободны от оков ожидания результатов за пределами игровой деятельности, то вы в ней проявляете себя и свои особенности. Какие же функции несет в себе игра и какие потребности она закрывает?
-
Развлекательная – игровая деятельность помогает поднять настроение и получить яркие эмоции;
-
Коммуникативная – игра зачастую подразумевает развитие коммуникативных навыков и их применение, то есть, в игре присутствует общение, которое имеет собственные психологические эффекты;
-
Самореализационная – человек имеет возможность проявить себя и свою индивидуальность в игре, а также получить обратную связь на своё проявление. Здесь мы говорим и про самооценку, и про принятие себя;
-
Социализационная – игра выступает поводом и средой для выстраивания социальных связей и вовлечения в различные социальные группы.
Казалось бы, а если мы за те же действия, которые человек совершает в игре, будем платить ему деньги, то получится, что можно сделать хобби работой? Но не все так просто, тут нам понадобится еще одна классификация, отвечающая на вопрос – а из чего состоит деятельность?
И вот тут берите лопаты – нужно будет глубоко копать советскую школу психологии, именуемую деятельностным подходом. Конкретно нас интересует видение деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, который предполагал трехкомпонентную систему: операция – действие – деятельность.
Допустим, вы любите свою кошку и хотите, чтобы она жила долго и счастливо. Для того, чтобы это случилось, вам нужно её покормить. Чтобы её покормить, необходимо пойти на кухню, достать пакетик с кормом, оторвать часть пакетика и выложить корм в миску. Чтобы достать пакетик, нужно открыть ящик, сняв с него крышку, взять пакетик, закрыть крышку. Чтобы открыть крышку, нужно протянуть руку, сомкнуть пальцы на крае крышки, поднять её вверх и переместить в сторону. Чтобы сомкнуть пальцы, вам нужно согнуть большой палец, указательный, палец, средний палец, безымянный…
Итак, у вас есть цель – покормить кошку и обеспечить ей долгую и счастливую жизнь. Исходя из цели, вы формируете действие – неплохо было бы кошку покормить. Это первая связка, которая нам нужна (Ц)ель – (Д)ействие. Далее будем сокращенно называть это Ц-Д. Теперь проговорим определение действия:
Действие — это процесс, направленный на реализацию цели. Является основной единицей анализа деятельности.
Но если мы останавливаемся на этом уровне восприятия, то попадаем в неловкую ситуацию – всё может быть целью, и всё может быть действием, и наш взгляд зависит лишь от исходной точки зрения. Например, попробуем это разобрать по схеме Ц-Д:
Хочу, чтобы кошка жила долго и счастливо – покормлю
Покормить кошку – дать ей корм
Дать ей корм – достать из ящика
Достать из ящика – открыть крышку
Открыть крышку – сомкнуть пальцы
Сомкнуть пальцы – загнуть большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
И ведь можно продолжать! А где стоит остановится? Где находится порог, опускаясь в подробности ниже которого, мы прощаемся со здравым смыслом? И вот тут А.Н. Леонтьев вводит понятие операции. Строго говоря…
Операция – это способ выполнения действия.
То есть, вы можете открыть ящик рукой, можете пнуть его, можете снять крышку зубами – всё это будут способы действия, следовательно, операции. От чего зависит выбор операции, то есть, выбор способа выполнения действий? От условий. Например, если руки свободны, то можно снять крышку рукой. Если руки заняты (или, допустим, загипсованы), то пнуть ящик или использовать челюсть – вполне логичная операция.
Но это пока нам не помогает. Поэтому важно понять ключевую психологическую характеристику операции – слабая осознаваемость или полная неосознаваемость. И это отличает операцию от действия, которое предполагает и наличие цели, и осознание процесса. Теперь переложим эту логику на пример с кошкой и кормом – где начинаются операции, то есть, активность, не требующая сознательного контроля?
И это тоже динамичная штука. Если вы всю жизнь кладете корм для кошки в один и тот же ящик, то всё, что следует после «дать ей корм» может быть операцией, так как активной включенности это не требует. Но если вы раньше хранили корм в другой тумбочке, и только недавно переложили в ящик, то вам потребуется спустится на уровень ниже, то есть, превратить операцию в действие, чтобы не пойти случайно к прошлой тумбочке. Таким образом, понимая, где начинаются автоматизмы активности, мы определяем точку завершения уровня действий и начала уровня операций.
На просторах интернета нашел такую схему, пусть будет для лучшего понимания:
Закрадывается закономерный вопрос – а зачем всё это мы сейчас разбирали? Во-первых, это прикольно. Во-вторых, чтобы у нас был общий понятийный аппарат. Возвращаемся к изначальной теме (её кто-то еще помнит?) – почему не стоит делать хобби профессией или игру работой. И сейчас мы введем еще одно определение, лежащее на поверхности – это, непосредственно, деятельность:
Деятельность – в общем понимании, любая осмысленная активность человека, во время которой субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая цели.
Теперь стоит подумать, а чем различается игра и работа? Определение игры уже было – это деятельность, мотив занятия которой лежит в самой деятельности. Но что с работой (трудом)?
Труд – это специфический вид деятельности, в рамках которой человек активно взаимодействует с внешней средой не только ради удовлетворения своих потребностей, но и потребностей общества, то есть, социальных потребностей.
Ключевой момент, на который стоит обратить внимание, и которой станет точкой отсчета – это именно социальная направленность данной деятельности. Теперь давайте разберемся, почему, если ребята во дворе гоняют в футбол, то это игра, а если они делают это же самое действие, но на стадионе и с контрактами, то это уже профессия?
Если мы будем смотреть на эту деятельность с точки зрения операций – они идентичны: удары по воротам, ведение мяча, пасы и прочее.
Если мы посмотрим с точки зрения действий, то тоже разницы не будет – те же стратегии и тактики, прорывы и защиты.
А вот как только мы переходим на еще более крупный уровень, то сразу бросается различие в цели (которая и формирует действия, как мы помним) – у игры мотив заканчивается на игре, а дальше пустота. А вот у «профессионального» спортсмена есть цели заработка, репутации, перспектив. И тут важно сказать, что профессия является важной частью самоидентификации большинства людей. Можете провести мысленный эксперимент (или просто вспомнить ситуацию из жизни). Например, при знакомстве вас спрашивает «%UserName%, а ты кто? Чем занимаешься?». Вероятно, если не на вершине, то точно недалеко от неё будут ответы, вроде «программист/дизайнер/инженер/врач». И вряд ли вы скажете что-то вроде «Я человек, который играет в шахматы», даже если вы очень любите это занятие.
На этом моменте давайте опять вернемся к цели. У «бесплатного» футболиста – это получение удовольствия (преимущественно). В худшем случае, будет недополучение удовольствия. А вот для профессионала, выходящего на поле – это каждый раз вызов. Это риск потерять деньги, риск подпортить репутацию, риск почувствовать себя бездарным и ненужным. Сразу видим отличие в цели, которое влечет изменение действий.
Теперь вспоминаем те функции игры, о которых говорили изначально, и задаем себе вопросы, будут ли они реализовываться? Развлекательная – маловероятно, слишком много стресса и ставки высоки. Коммуникативная – отчасти, так как труд более структурирован и формализован, чем игра, следовательно разнообразия меньше. Самореализационная – тоже меньше, идет не работа на самопроявление, а на результат, следовательно, идет не поиск себя, а поиск наиболее эффективной модели под конкретные задачи. Социализационная – с вопросами, но может сохраниться и даже преумножиться.
То есть, на данном этапе мы видим, что даже при полном совпадении операций, результат деятельности и её влияние на человека отличаются. Остается вопрос – а можно ли считать игры за деньги трудом? Не в экономическом, а психологическом контексте?
И тут опять ссылаемся на Леонтьева, который разделяем профессиональную (предметную) деятельность и, непосредственно, трудовую. С его точки зрения, трудовая деятельность должна отвечать четырем характеристикам:
-
Сознательное предвосхищение социального результата. То есть, человек должен воспринимать свою деятельность и её результаты как ценную (в положительном ключе) для больших групп людей. И осознание этой значимости должно являться частью мотивации;
-
Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Говоря иначе, мир или большая группа людей должны быть согласны с человеком, что эта деятельность важна;
-
Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. То есть, человек знает, с чем имеет дело, что ему может понадобиться, развивает орудие труда и свои навыки взаимодействия с ним. Говоря иначе, происходит динамика – развитие;
-
Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Сложный пункт, который можно интерпретировать как готовность жертвовать личными интересами ради общественных. Или как понимание, что твой результат труда не изолирован от более масштабных процессов и влияет на него.
Как мы видим, три пункта из четырех содержат социальное наполнение. Тут мы вспоминаем, что Леонтьев – это советский ученый, что, несомненно могло повлиять на содержание работ в области социальных наук (к коим можно частично отнести и психологию). И сразу хочется понять, социальная значимость – это реально такая важная штука, или же это просто требование цензуры тех лет? Для этого метнемся к исследователям другого лагеря.
К сожалению, найти статью, которую когда-то встречал по теме, мне не удалось, поэтому пришлось проводить исследование заново, изучая психологические журналы. Если не углубляться в детали, то удовлетворенность жизнью и работой выше у людей, которые занимаются социально-значимыми профессиями (в топах постоянно врачи, пожарные, строители). Можно более подробно прочитать об этом по ссылке. При этом, современные российские исследования на эту тему показывают схожие результаты.
То есть, социальная значимость имеет значимость (простите за тавтологию) не только в рамках советского подхода. Возьмем для примера одного из участников топов «счастливых профессий» - медсестру. И примерим на неё критерии труда:
-
Сознательное предвосхищение социального результата. Есть, так как человек хочет помочь человеку и считает это важным.
-
Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Есть, так как система здравоохранения, коллеги и родственники больного ожидают схожего результата.
-
Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Есть, так как изучаются новые методы и лекарства, улучаются навыки.
-
Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Есть, так как медсестра является элементом большой системы и направлена на сотрудничество с ней.
Всё просто и логично. Теперь возьмем футболистов и, как вариант, киберспортсменов.
-
Сознательное предвосхищение социального результата. И сразу же натыкаемся на вопрос «А чем моя победа улучшить жизнь других людей?». И ответ найти не так уж и просто.
-
Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Глобально люди не то чтобы сильно побуждают к победе. Хотя есть группы, объединенные по клубному или национальному признаку, для которых это важно.
-
Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Отчасти, есть. Ставим галочку.
-
Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Под вопросом, не так легко это проверить.
Конечно, примеры гротескны, а разбор поверхностен. Но у меня нет амбициозной задачи называть что-то профессией, а что-то – нет. Задача моя другая – попытаться спрогнозировать психологическое влияние хобби, ставшего профессией, на личность и жизнь человека.
И мы видим, что, по крайней мере, у части хобби, которые можно превратить в работу, есть вопросы по социальной части, которые влияют и на удовлетворенность работой, и удовлетворенность жизнью, а также на восприятие обществом человека.
И последний тезис, который стоит разобрать, прежде чем резюмировать выводы, это риски и конкуренция. Не буду долго размышлять, за меня всё скажут цифры. По примерным подсчетам, в футбол время от времени играет 400 миллионов до 1,3 миллиардов человек. При этом, профессиональных футболистов в 2019 году, по данным FIFA, насчитывалось чуть больше 100 тысяч человек. Несложные расчеты говорят, что шанс стать профессионалом в хобби в данной сфере колеблется от 1:4000 до 1:13000. Для сравнения, примерно 50% выпускников вузов работают по специальности, то есть шанс обучиться и устроиться на работу 1:2, что выглядит более оптимистичным, чем ранее обозначенные цифры.
Пора резюмировать. Чем же может обернуться попытка сделать хобби профессией?
-
Вы станете больше уставать. То, что было хобби, несмотря на внешнюю схожесть процесса, будет сильно отличаться по содержанию и восприятию. Вы потеряете рекреационный ресурс;
-
Вы станете менее радостным. У хобби-игры есть задача – радовать вас. Если вы сделаете его работой, то откуда вы будете брать радость? Придется искать иные способы;
-
Изменится ваше самоотношение. У вас появится новое дело, с которым вы себя идентифицируете. Это влечет неоднозначные последствия. Впрочем, как позитивные, так и негативные;
-
Возникают вопросы к будущего. Хобби-профессия, зачастую, является сферой с высокой конкуренцией. Не факт, что вы добьетесь успеха.
Является ли всё это прямыми показаниями к тому, чтобы не попытаться? Нет. Есть ли в этих побочных эффектах что-то непреодолимое и непоправимое? Тоже нет. Можно ли попытаться и не жалеть об этом всю жизнь? Можно, если подойти с умом и взвесить все риски. Просто это то решение, последствия которого на жизнь могут сильно отличаться от ожидаемых.
С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.
P. S. В своём ТГ-канале я отвечаю на анонимные вопросы. Только ответы и статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy
Автор: Сергей Максимов