Не так давно поймал себя на мысли, что работая над проектом «Простая наука», будь то книги или видео для ТВ, я постоянно ставлю какие-то рамки внутри этих продуктов. Например, собираясь сесть за работу над очередной книгой, я сначала продумываю ее структуру. И это как бы понятно. Странно подходить к работе, не имея более-менее четкого плана или представления о нем.
Но дело в другом: структура потому и называется «структурой», что вы пытаетесь как-то структурировать некий объем информации по каким-то правилам и алгоритмам. Вот эти правила и алгоритмы и являются, по сути, теми самыми ограничителями или рамками.
Приведу один конкретный пример из моих недавних, на мой взгляд, удачных продуктов – наборы «Эксперимент в коробочке». Суть такова: в коробочке находится все необходимое для проведение всего одного, но зрелищного эксперимента.
Какие рамки были поставлены изначально:
- цена 195р.
- самодостаточность и зрелищность
- компактность
- производство своими силами по запросу в неограниченных объемах
Теперь о каждом пункте подробнее:
1. Цена
На рынке наборов экспериментов для детей имеется большое множество самых разнообразных продуктов. Они есть и американского производства, и европейского, и, конечно, китайского. Но много и отечественных наборов (хотя, производство может быть в Китае). Они распределены по нескольким ценовым группам. Я же хотел сделать именно бюджетное решение. Цена в 195 р. мне показалась самой подходящей. И еще, важным параметром в продажах является средний чек: обычно, чем он выше, тем выше прибыль (так как прибыль составляет определенный процент от цены).
Вывод:
- себестоимость набора является решающим фактором.
Решение:
- подбор экспериментов по критерию стоимости их комплектующих;
- упростить и удешевить процедуру сборки самих наборов;
- чтобы поднять средний чек, требуется разработать линейку из 10 и более артикулов.
2. Самодостаточность и зрелищность
Хотя по стоимости товар является бюджетным, хотелось чтобы покупатель после использования набора получил эмоции гораздо большие, чем от других наборов из этой же ценовой категории.
Вывод:
- нужно, чтобы опыт получился у максимального числа покупателей, вне зависимости от их навыков;
- в каждом опыте в конце нужен эффект «вау».
Решение:
- отбор простых, но зрелищных опытов – важна простота выполнения самого эксперимента;
- желательно, чтобы эффект от опыта был виден сразу.
Этот опыт я выбрал для себя в качестве примера при разработки наборов:
3. Компактность
Если взять в руки почти любой набор экспериментов из бюджетной серии, то можно заметить, что внутри упаковки имеется множество свободного пространства. Сделано это понятно из каких соображений — придать продукту большей значимости при низкой цене. Я решил пойти другим путем: упаковать продукт максимально компактно, при этом чтобы его хотелось купить за эти деньги. К тому же миниатюрные размеры позволят размещать продукт там, где «не помещается» товар конкурентов: в прикассовых зонах, в киосках и так далее.
Вывод:
- решение кроется в упаковке.
Решение:
- пришла в голову идея «спичечной» коробочки, но чуть большего размера. Отсюда родилось уменьшительное, но милое название — «Эксперимент в коробочке».
4. Производство своими силами под запрос в неограниченных объемах
Если продукт находится в низкой ценовой категории, значит продаваться он должен в больших объемах, иначе ему не выжить. Но тогда нужно производить его большими партиями, а значит вкладываться в комплектующие. И еще его нужно где-то хранить. С проблемой хранения я столкнулся с книгами «Простая Наука», где выгоднее печатать тиражи по 5000 шт., а это около семи паллет.
Вывод:
- производство больших партий под заказ в короткий срок;
- отсутствие проблем с поставками комплектующих.
Решение:
- разработка технологии сборки наборов, где производство может быть быстро развернуто под конкретный заказ;
- в качестве исполнителей могут выступать множество подрядчиков;
- не брать эксперименты, где требуются «экзотические» ингредиенты или «санкционные» товары.
Итог
В итоге удалось разработать 25 таких наборов. Пять их них мы начали производить еще в прошлом году, а еще пять появятся в августе. Остальные будем выпускать по мере потребности рынка.
Сделать это, я считаю, мне удалось только поставив очень точные и понятные рамки:
- Так как принцип формирования конечной розничной цены на рынке одинаков для однородных продуктов, то зная финальную розничную цену, можно легко разложить остальные промежуточные суммы. Например, чтобы в рознице цена была 195р, нужно в опте сделать её, примерно, в 2 раза ниже. В итоге можно высчитать необходимую себестоимость и разложить ее на составляющие: ингредиенты, упаковка, работа и т.д. Можно играть с этими цифрами, например, уменьшать стоимость работ и увеличивать на эту сумму стоимость ингредиентов. Остается придумать, за счет чего это можно сделать :)
- Сделав коробочку, куда не получится вместить «что угодно», на первый взгляд кажется, что я усложнил себе задачу. Но на самом деле я наоборот многое упростил. Мне нужно было только пропустить через фильтр множество экспериментов и оставить компактные. Либо придумать как тот или иной опыт воспроизвести в меньших масштабах.
- Если избежать замораживания денег в комплектующих, то это развязывает руки для малого бизнеса, такого как мой. Сделать это можно разными способами, например производство продукции под заказ из распространенных комплектующих. Разработка технологии «мобильных» производств решает эту проблему. А избегание при разработке продукта использования в нем «экзотических» и «санкционных» товаров позволит снизить риски при спонтанных закупках.
Промо-код
По традиции, для моих читателей на хабре выкладываю промокод exbox33. Введя его во время оформления заказа, "Эксперименты в коробочке" пересчитаются со скидкой 33%.
Автор: Простая Наука