Директор департамента новых проектов HeadHunter — о том, почему компании боятся нанимать фрилансеров-рекрутеров

в 13:40, , рубрики: headhunter, колонка, Работа в России, Текучка, метки: , , , ,

В декабре 2017 года HeadHunter провел исследование на тему сотрудничества компаний с фриланс-рекрутерами среди работодателей и соискателей, чтобы выяснить отношение участников рынка к подобному способу подбора кадров, а также — какие страхи есть у тех, кто пока не готов отдавать закрытие вакансий на аутсорс частным специалистам. Директор департамента новых проектов компании HeadHunter Роман Ефимов подготовил об этом материал для «Роем!».

Рынок рекрутинга в России в целом очень молод и находится только на стадии своего формирования: налаживаются стандарты работы, процессов и общения, появляются новые сервисы. Все эти аспекты затрагивают и сегмент фриланс-услуг в подборе персонала, однако самым большим препятствием на пути его развития является скептицизм, основанный на страхах работодателей. Давайте попробуем разобраться, какие из них не имеют под собой почвы, а каким компаниям следует задуматься о подобном сотрудничестве для поиска новых сотрудников.

Страх № 1: Сомнение в качестве подбора кандидатов рекрутером-фрилансером

В ходе нашего исследования на вопрос, почему вы не пользуетесь услугами фриланс-рекрутеров, респонденты чаще всего отвечали, что сомневаются в качестве подбора, а также что нет никаких гарантий успеха и надежности. И если во втором случае проблему помогают решить специальные сервисы, которые минимизируют риски компании благодаря системе рейтингов и оплате только за результат, то первый пункт, на наш взгляд, весьма несправедлив.

При выборе исполнителя, в первую очередь, нужно обратить внимание на его портфолио и рекомендации, так у вас сложится первичное впечатление о качестве оказываемых им услуг. Фрилансеры, как никто другой, заинтересованы в построении собственного бренда, поэтому для них немаловажно выполнять поставленные задачи, чтобы не только заработать, но и получить хорошие отзывы. Ведь они не могут прикрываться большим брендом и репутацией агентства, которое стоит за сотрудниками, работающими на профессиональные команды.

Единственная сложность для работодателей заключается в том, где найти реальные отзывы и посмотреть выполненные работы. Для решения этой проблемы сейчас появляются различные площадки, где рекрутер ведет персональную страницу с портфолио, указан его честный рейтинг на основе оценок и отзывов от предыдущих заказчиков. Поставить оценку и написать отзыв может не только заказчик, но и сам рекрутер, если у них была какая-либо коммуникация по заявке. Сделать накрутку рейтинга со стороны не представляется возможным. В расчет берутся только работы, которые прошли через площадку, и поэтому все взаимодействия можно отследить. Это очень важно для экосистемы платформы и помогает профессиональным исполнителям быстрее подниматься в рейтинге, получать хорошие заказы и больше зарабатывать. На этом же зарабатывает и сама площадка. Поэтому нет никакой пользы продвигать непрофессиональных рекрутеров — это только отпугивает заказчиков, а значит они не вернутся во второй раз. Рекрутер постепенно выстраивает бизнес вокруг своего имени, а заказчик может сразу увидеть, что представляет из себя специалист, выбрать или отклонить его кандидатуру. Например, HRspace в своей рейтинговой системе применяет оценочную формулу Байеса, где средний балл рекрутера зависит от полученных оценок, их количества и среднего балла по всем исполнителям. Это помогает новичкам не оказаться в конце рейтинга из-за низкой оценки, а также не прыгнуть на первое место с одной высокой.

Страх № 2: Нет гарантии успешного закрытия вакансии

На самом деле, принципиально нет большой разницы, куда обращаться при подборе: в топовое кадровое агентство, к фрилансерам или самостоятельно подбирать кандидатов через знакомых и социальные сети. Никто не сможет гарантировать успешное закрытие позиции к определенной дате. Помимо человеческого фактора, который присутствует и на стороне заказчика, и на стороне соискателей, важные роли играют регион поиска, профессиональная область и набор требуемых компетенций. Специалист, который технически подходит под требования вакансии, может не подходить компании по духу. Профессиональный рекрутер учитывает все факторы, которые можно выявить только уже в процессе общения с кандидатом. Все специалисты стремятся к золотой середине между сроком закрытия и качеством подбора. Однако мотивация найти подходящего кандидата в более короткий срок у частного рекрутера гораздо выше, так как он, в отличие от наемного работника, не имеет базового оклада. А самый важный актив любого фрилансера — это доверие клиентов и кандидатов, поэтому любая неудача может оказаться рискованной для личного бренда, и подход к подбору у них более ответственный.

Страх № 3: Недостаточная квалификация фрилансера-рекрутера

Когда мы опрашивали представителей компании о том, с какими сложностями они ожидают столкнуться в работе, то самый распространенным ответом была потенциально недостаточная квалификация специалиста. Пожалуй, это общее заблуждение, которое долгие годы преследует фриланс-услуги в целом, несмотря на то, что это активно растущий сегмент кадрового рынка. По данным отчета аналитического отчета НАФИ, в России численность фрилансеров на конец 2017 года составляла около 18% (примерно 13,5 млн. человек) и выросла на 8% в сравнении с 2016, по прогнозам с каждым годом их число будет только увеличиваться. Это объясняется трендом перехода на проектную работу или индивидуальное предпринимательство, который существует сейчас во всем мире и активно набирает обороты. Если говорить о сфере подбора персонала, то чаще всего на «вольные хлеба» идут люди, которые уже поработали in house, поняли всю кухню работы изнутри и достигли своего потолка в рамках агентств, то есть это специалисты с большим опытом. Вероятность получить себе в рекрутеры стажера из кадрового агентства или новичка довольно низка, так как молодые специалисты не обладают собственной наработанной базой, без которой невозможно осуществить подбор самостоятельно.

Безусловно, решение о сотрудничестве с рекрутерами на фрилансе зависит от позиции руководства компании, задачи, которую необходимо решить, и финансовых возможностей. Более низкая цена вопроса может быть весомым аргументом «за» для стартапов и небольших предприятий, бюджет которых ограничен, но есть необходимость найти одного или нескольких специалистов. В таком случае отдать задачу по поиску на аутсорс фрилансеру будет проще и дешевле, что объясняется рядом преимуществ:

  • Сотрудничество с частным рекрутером избавит от необходимости держать в штате постоянного сотрудника отдела персонала, и при этом предприниматель сможет сфокусироваться на своих управленческих и бизнес-задачах и не тратить свое время на поиск. Именно фрилансеры зачастую становятся проводником в мир профессионального рекрутмента для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Это помогает иначе взглянуть на весь процесс подбора, включая создание команды, адаптацию сотрудников и их мотивацию. Все эти пункты важны для дальнейших шагов в развитии человеческого капитала.
  • Если мы говорим о сфере IT, то всем известно, что найти хороших специалистов не так уж и просто, особенно сейчас, когда разработчики нужны не только крупным IT-компаниям, а практически любому сервису и бизнесу. Многие фриланс-рекрутеры специализируются на определенных областях, поэтому вы можете выбрать не универсального кадрового специалиста, а только того, кто обладает экспертизой в нужном вам сегменте. Они глубже понимают клиентские запросы и функционал, представленный в вакансии, а значит смогут подобрать более подходящего кандидата и правильно построить интервью с ним.
  • Когда бизнес-модель компании подразумевает работу не только в одном городе, то искать сотрудников из центрального офиса для региональных представительств весьма затруднительно. Поэтому в каждом городе у вас может быть свой фриланс-рекрутер, который не только разбирается в сфере, но и понимает специфику найма в конкретном регионе.

Сейчас на рынке появляется всё больше площадок, которые работают по принципу Uber: они берут на себя всю организацию взаимодействия между компанией и специалистом, гарантируя открытую и безопасную историю всех операций, и минимизирует вложенные усилия каждой из сторон. Таким образом, заказчики получают быстрый выход на сотни исполнителей, выбирают подходящего на основе реальных, а не накрученных рекомендаций, и платят за результат. Рекрутерам же это дает возможность работать с крупными компаниями, иметь гарантию выплаты гонорара и не зависеть от географических ограничений. Благодаря прозрачной системе оценок и рейтингов, фрилансер формирует свой личный бренд, а по его профайлу можно сразу определить, на какой ступени профессиональной иерархии он находится. В результате, каждая из сторон защищена от рисков и может сосредоточиться только на выполнении своих непосредственных задач. Подобное выгодное для всех сторон упрощение коммуникации и процессов работы в будущем выведет сферу фриланс-рекрутинга на новый уровень.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js