В наших блогах на Хабре и Мегамозге мы рассказываем о том, какие действия предпринимаем для создания лучшего облачного сервиса в Рунете и том, какие подходы к управлению кажутся нам эффективными. Очень часто бывает так, что при работе над стартапом его команде не удается соблюдать дедлайны. Почему это происходит, и как этого избежать?
Создатель StageCMS Бенедикт Дайке (Benedict Deicke) написал материал о том, какие выводы в области управления проектами за время работы над своим стартапом — CMS-системой для сайтов музыкальных групп Stage. Этот пусть был не самым легким и занял 3652 дня, хотя изначально Дайке планировал закончить гораздо раньше. Мы представляем вашему вниманию адаптированный перевод этой истории.
Привычка бросать проекты
CMS-система Stage предназначена для создания сайтов музыкальных групп. На ней работают веб-представительства таких коллектовов, как Nightwish, Epica и Sonata Arctica.
Дайке говорит, что изначально считал свой проект перспективным, но опасался, что не сможет довести его до конца.
У меня есть целый список незаконченных проектов и обширная коллекция доменов, которые я под них зарегистрировал, но никогда не использовал.
История Stage началась немногим более 10 лет назад. К тому моменту Дайке только закончил школу и имел небольшой опыт программирования. Тогда же он начал слушать тяжелую музыку и отращивать волосы. Одной из его любимых групп был коллектив Nightwish, и однажды Дайке написал их вебмастеру предложение о помощи. Удивительно, но молодой программист получил ответ на свое предложение и вскоре начал работать над CMS для нового сайта группы, который был запущен первого апреля 2006 года.
Получившуюся CMS Дайке пытался использовать и для других сайтов, однако это процесс таил в себе «много боли на самых разных уровнях». Неопытный программист ничего не знал о системах контроля версий, тестах и объектно-ориентированном дизайне, он просто не знал, что делает, поэтому его продукт быстро превратился в мешанину кода, который невозможно поддерживать.
Параллельно он начал учиться на факультете ИТ в университете и стал подрабатывать фрилансером. В итоге Дайке выучил Ruby и Ruby on Rails. Тогда же он начал работать над новыми проектами — базе данных «метал»-концертов разных групп в привязке к местам их проведения, сайтом для поиска людей по интересам, сервис отзывов университетских столовых, сайтом, который анализировал твиты для отображения погоды в конкретном месте, приложениме для вывода рецептов и списков ингредиентов на планшет, закрепленный на кухне (это было еще до появления iPad!), веб-приложением для поиска местоположения поклонников конкретного фильма, музыкальной группы или продукта, и еще несколькими другими («Про некоторые я даже и не вспомню»).
Дайке говорит, что каждый раз в начале работы над проектом он пребывал в приятном возбуждении («Это гениальная идея — следующий The Next Big Thing»). Однако ни один из проектов так и не вылился во что-то конкретное — студент работал над ними несколько недель или месяцев и в конечном счете терял мотивацию, увлекаясь новой идеей.
На протяжении нескольких лет параллельно с учебой и работой он предпринимал попытки реанимировать свою «музыкальную» CMS — постепенно Дайке узнавал все больше и расширял свой опыт, который хотелось применить к этому проекту.
Попытка номер два
Во время первой попытки реанимации он начал переписывать движок с нуля, сфокусировавшись на создании привлекательного пользовательского интерфейса. Также была реализована гибкая система аутентификации и авторизации, которая позволяла использовать разные роли и регулировать уровень доступа. Также в новой системе была отличная лента активностей, но проблема заключалась в том, что CMS не умела работать с контентом!
Я погрузился в разработку лишних фич и потерял мотивацию еще до того, как начал работу над самым важным аспектом системы.
В следующий раз Дайке решил все переписать, уже сфокусировавшись на главных функциях. Он начал реализовывать идеи по организации процесса работы с контентом. План заключался в переносе нескольких функций из старой версии системы и добавлении пары новых.
Сделать это нужно было за два месяца, чтобы успеть к намеченной дате перезапуска сайта Nightwish. Работы было много, поэтому Дайке решал несколько задач параллельно. В итоге ни одна из них так и не была завершена, дедлайн был сорван, мотивация потеряна, и сайт группы остался жить на старой версии системы.
К этому моменту Дайке закончил колледж и устроился на свою первую полноценную работу. Он много читал профильной прессы, откуда узнал, что запуск успешного проекта невозможен без привлечения венчурных инвесторов. Поэтому идея поработать в стартапе казалась ему логичной. В итоге он был простым разработчиком, которого никто не допускал до питчей перед инвесторами. Тем не менее, будущий предприниматель впитывал имеющуюся информацию и смог больше узнать о трудностях, с которыми сталкиваются стартапы, которым для выживания нужен постоянный приток инвестиционных денег.
Параллельно Дайке продолжал работу над своими проектами, но, как и раньше, ни один из них не был завершен. Он хотел еще раз заняться своей CMS, но наличие основной работы в стартапе не оставляло много времени на свои проекты. В итоге он возвращался к проекту раз в несколько недель, обновляя зависимости по выходным. Чаще всего, в начале уикенда что-нибудь ломалось, и его остаток приходилось тратить на исправление проблем.
Стало ясно, что в моем подходе к созданию продуктов есть какая-то фундаментальная ошибка.
В то же время Дайке начал осознавать, что привлечение внешнего финансирования — не единственный способ построения бизнеса. Пример таких компаний, как 37signals и GitHub, которые смогли пройти путь от небольшого стартапа до успешного бизнеса, хорошо мотивировал.
В 2012 году друг Дайке порекомендовал ему книгу Роба Уоллинга “Start Small, Stay Small: A Developer’s Guide to Launching a Startup”, прочтение которой открыло разработчику глаза на многие вещи.
Я узнал о том, что такой микропредпринимательство и понял, что оставаться небольшой компанией иногда даже лучше. Успешному стартапу не нужно быть The Next Big Thing, которую за миллиарды купит крупная корпорация.
Стало понятно, что нужно найти нишу, в которой можно было бы сфокусироваться не на продажах частным клиентам, а на работе с компаниями. Также Дайке понял важность маркетинга.
Несколькими месяцами позднее он покинул работу и стал работать в качестве фрилансера. На то было несколько причин, и одной из них было желание плотнее работать над Stage. В этот раз подход к делу был кардинально другим.
Снова все сначала
Дайке еще раз избавился от все ранее написанного кода, но не начал программировать с нуля. Вместо этого он создал посадочную страницу и опубликовал ее в интернете. Затем он потратил около 100€ на контекстную рекламу Google AdWords. Спустя короткое время на рассылку о запуске проекта подписалось 50 человек. Этот факт не означала, что идея окончательно проверена, но сильно мотивировал стартапера.
Прежде чем приступить к разработке продукта, Дайке связался с одной рок-группой и предложил им свой продукт, назвав цену. Музыканты согласились заплатить, когда система будет готова, и с ее помощью удастся что-то заработать на продаже музыки и сувениров.
После этого Дайке приступил к написанию кода. По плану система должна была позволять создавать одностраничный сайт музыкального коллектива (тарифный план «Новичок»).
Дайке удалось построить свой график таким образом, чтобы выделять один день в неделю на разработку CMS. Процесс занял 4 месяца, и в начале 2014 года система заработала — на ней был запущен сайт той самой группы.
Разработчик все еще ничего не заработал, а продукт не был запущен публично, но он работал, и им кто-то пользовался. Тогда же Дайке начал переговоры о редизайне сайтов с еще двумя группами (раз и два).
Это были значительно более популярные коллективы, которым определенно должны были понадобиться дополнительные функции (тарифный план «Профессионал»). Дайке удалось продать им свою систему.
Он начал доделывать недостающие функции, держа в уме сайты новых клиентов. Он сделал только то, что им требовалось, и ни каплей больше. Спустя пару месяцев оба сайта переехали на Stage.
Официальный сайт Epica
Итак, у проекта было три клиента, которые согласились платить за него. Поэтому в августе того же года Дайке внедрил в систему функцию оплаты и попросил клиентов осуществить первую оплату. По его собственному выражению, это был самый страшный момент за все годы.
Когда он попросил их ввести свои платежные данные, а они это сделали, и оплата успешно прошла, разработчик почувствовал облегчение. Наконец-то ему удалось что-то заработать собственным продуктом!
Последние штрихи
В принципе, после этого уже можно было затевать официальный запуск проекта, но Дайке еще хотел «отдать должок» и перевести сайт Nightwish на Stage. Им были нужны некоторые дополнительные функции (например, локализация на разные языки), а трафик предполагался вдвое больший, чем тот, с которым до сих пор сталкивалась система.
Снова Дайке вступил в переговоры с группой, убеждая их заплатить а новую CMS, и после получения согласия начал работу. Сайт был запущен в марте, а первая оплата от группы поступила спустя пару недель. В итоге на Stage работало пять сайтов музыкальных коллектовов, система приносила создателю 307€ ежемесячно повторяющихся платежей.
После этого состоялся публичный запуск Stage. Дайке говорит, что его смущало наличие недоработок в системе, однако теперь он не стал ждать, пока они все будут исправлены — этот момент может никогда и не наступить. Вместо этого, он действовал в соответствии с мыслью Рида Хоффмана о том, что «если вас не смущает первая версия вашего продукта, то вы слишком поздно запустились».
Десять лет на проект: вынесенные уроки
Дайке говорит, что до сих пор не уверен, что Stage станет по-настоящему успешным проектом, однако даже текущих результатов ему не удалось бы добиться без пересмотра отношения к делу. Ниже представлен список уроков, которые предприниматель вынес из почти десятилетнего периода разработки:
- Начинать нужно с малого — для успеха нужен фундамент. Двигаться к цели следует небольшими шагами.
- Основное внимание надо уделять ключевым функциям продукта. Не следует отвлекаться на ненужные рюшечки.
- Сначала — запуск посадочной страницы. Она должна описывать продукт и давать возможность подписаться на новости о запуске. Сообщения о новых подписках очень мотивируют.
- Следует разговаривать с людьми. Необходимо общаться с окружающими людьми и потенциальными клиентами.
- Маркетинг очень важен. В создании крутого продукта нет никакого смысла, если о нем никто не узнает.
- Не надо бояться продаж. Если продукт решает проблему, то заплатить за него — это честный выход.
- Необходимо упорство. Будет множество ситуаций, в которых захочется все бросить. Но можно пройти и через трудные времена.
- Главное — сохранять фокус. Дайке прекратил работать над другими проектами, сфокусировавшись на одном продукте. Именно это помогло добиться реального прогресса.
Подписывайтесь на наши блоги на Хабре и Мегамозге, чтобы не пропустить ничего интересного!
Автор: 1cloud.ru