Мне кажется, многие разработчики в своих мыслях рано или поздно приходят к выводу, что хватит уже работать «на дядю», пора начинать что-то свое. И наверняка у каждого из них есть идеи их собственного сервиса, мобильного приложения или игры. Время идет, «дядя» подкидывает новые проекты, иногда они интересные, иногда не очень, но собственные идеи так и остаются идеями.
Такая же ситуация происходит и у меня. Именно «происходит», а не «происходила» или «была», потому что своего проекта не получилось, но полезный опыт (по большей части в плане понимания лени и ежедневных процессов, а не в плане разработки) я все таки приобрел и хотел бы рассказать, как известное антипрокрастинационное правило и часы Sony SmartWatch 2 помогли мне в этом.
Моментов, когда надоели рабочие проекты и захотелось чего-то своего, было немало, и чаще всего они происходят в какие-то особые эпизоды жизни. Например, очередной День Рождения — именно в этот день делаешь какие-то выводы, резюмируешь результаты прошедшего года. И когда вспоминаешь, что записанные в Google Docs идеи в течение всего этого времени даже не открывались, понимаешь — так будет происходить и следующий год, если ничего не поменять.
И в один из Дней Рождений друзья подарили мне коробочку с красивой надписью Samsung Galaxy Gear. Но умных часов я в ней не нашел: там была лишь нарисованная на бумаге версия гаджета и бумажные банкноты. Честно сказать, я такими гаджетами до того момента и не интересовался, но тогда всё совпало: желание чего-то своего, нужный толчок к недавно появившемуся и развивающемуся направлению, в котором, с одной стороны, еще не варится в котле фантастической конкуренции огромное количество приложений, а с другой стороны, для выполнения должно хватать усилий одного разработчика.
В моей жизни уже было похожее время: стремительное развитие iOS и Android, но тогда я толком еще ничего не разрабатывал, а игрался в онлайн игры. Население моего города не превышало 350 тысяч человек, поэтому все новинки приходили к нам с запозданием, но в моем круге общения стало появляться всё больше смартфонов с сенсорными экранами взамен старых проверенных кнопочных. Чуть позже и я решился на апгрейд, заказав Samsung Galaxy Nexus у родственника, запланировавшего путешествие в Германию.
Тогда я подумал: вот приедет мой первый Android, открою Eclipse (уже использовавшийся для выполнения бакалаврской дипломной работы), и как начну разрабатывать! Телефон пришел, конечно же почти сразу было написано «Hello World», но студенчество, первая работа (не связанная с мобильной сферой) и прочие прелести жизни вытеснили тот порыв, и с тех пор Eclipse так ни разу и не был открыт.
Я думаю, легко предположить о чем я думал в момент приобретения умных часов (выбор кстати пал на Sony SmartWatch 2, ориентировался на цену и дизайн): «Сейчас открою Eclipse и как начну разрабатывать. Но не так как с Android, ведь теперь новое и развивающееся направление, важно не упустить момент!». И тут пришло время искать съемную квартиру и съезжать от родителей.
И так продолжалось бы всё время: женитьба, покупка квартиры и машины, появление детей, детский сад, школа, Дни Рождения и Новые Года, пока я не наткнулся на мотивирующее правило «Что я могу для этого сделать сегодня или завтра?».
Я думаю многим известен прием, описываемый во всех книжках по психологии и саморазвитию. Нужно представить себя спустя 5-6-8-10 лет и ответить на подобные вопросы:
- Каким я вижу себя?
- Какими навыками я хочу обладать?
- Какая у меня работа и сколько я зарабатываю?
А вот теперь настало время самого главного вопроса, без которого все предыдущие не будут иметь ни какого значения. И это:
Что я могу для этого сделать сегодня или завтра?
Допустим я хочу держать себя в форме, ездить на Audi, много путешествовать и смотреть фильмы на английском. Если лишь ХОТЕТЬ держать себя в форме, через пару лет форма появится только у пивного живота. Что для этой цели можно сделать сегодня или завтра? Например пойти в тренажерный зал (не записаться в него, а пойти). На следующий день после первой тренировки нужно еще раз задать тот же вопрос и ответить не «Ничего, я же вчера был в спортзале!», а приблизительно так: «Хм, теперь у меня всё болит. Что же я могу сделать сегодня? О, я могу на ночь выпить кефир, а не съесть шоколадку» (причем не обязательно навсегда отказаться от сладкого, нужно лишь каждый день сделать что-то приближающее конечную цель, даже если это что-то небольшое).
Аналогично и с другими пунктами. «Фильмы на английском? Может тогда следует записаться на курсы английского? Ой, это же нужно будет ходить 2-3 раза в неделю на полтора часа, а у меня нет столько времени». Таким образом отсеиваются ложные цели, которые на самом деле не так важны, а добавлены в список до кучи в силу различных причин (это модно/прикольно; сосед учит язык). Например я хочу играть на фортепиано, но понимаю, что, пожалуй, не выйдет в ближайшее время: немного другие приоритеты. Английский язык сам по себе важен и даже обязателен в IT-индустрии, но для его изучения нужен более весомый повод нежели фильмы на английском. Например, попробовать поискать небольшие проекты на фриланс-биржах для небольшой подработки в свободное время, где язык нужен для прямого общения с заказчиками без «дяди». Это уже весомее, тем более что денежные затраты на обучение покроются уже первым проектом.
Задавая такой вопрос себе, я добрался до пункта «Выпустить наконец свое приложение для умных часов». Вообще, после использования данного гаджета, у меня сформировалось следующее мнение как о нём так и об этом рынке в целом. На данном этапе развития это не совсем нужная людям вещь. Я не знаю как использовать умные часы кроме как собственно для просмотра времени и для отображения уведомлений. С точки зрения данного функционала устройство справляется с этой задачей на все 100%: за рулем я могу оценить важность звонка не отрываясь от процесса вождения; на совещании могу сбросить неожиданный вызов или прочесть важную информацию, не доставая телефон из кармана; также удобно отправить с часов шаблонную смс об опоздании на какую-либо встречу.
Но производители данных гаджетов вложили в них куда больший потенциал, в том числе возможность разработки своих приложений (коих уже тысячи в Google Play). Но я не знаю как ими пользоваться. Я устанавливал заметки, которые можно писать на телефоне, а просматривать на часах (может применяться при покупках в магазине; на экзамене для студентов). Или «коммандер», позволяющий в часах включать/выключать звук, авиа-режим, Wi-Fi, 3G. Но если в какой-то момент есть возможность достать смартфон, то так и будет происходить каждый раз: это удобнее, привычнее, плюс можно сразу проверить почту или пролистать какую-нибудь ленту. Так что если вы не за рулем, не на совещании или не занимаетесь спортом (это еще одна большая сфера использования), и можете достать свой смартфон, устройство за $200-$500 будет просто часами с дисплеем. Я не беру в расчет разные приложения-приколы, в стиле дать кому-нибудь в руки свой смартфон, а потом с помощью часов открыть на нем внезапную картинку или имитатор входящего вызова, или же вообще проиграть неприличных звук. Аналогичная ситуация с играми: на большом экране играть интереснее. Можно сказать: «А если смартфон разрядился, можно же поиграть на часах». Да, это так, но например Sony SmartWatch 2 для запуска сторонних приложений требует постоянного подключения к смартфону по Bluetooth, что делает невозможной игру при разряженном основном устройстве или же нежелательной при низком заряде батареи.
В общем, при размышлении об идее своего приложения я пришел к выводу: пусть это будет аркадная мини-игра с сессией 20-30 секунд, чтобы скоротать полминутки в очереди или какой-либо небольшой по времени задержки. Экран 220х176 не дает возможности развернуться в продумывании геймплея, поэтому взгляд устремился в сторону проверенных временем игр на платформах с минимальным количеством кнопок. За основу была взята старая добрая Электроника и волк из «Ну, погоди!», ловящий яйца в корзину. Экран был разделен на 4 зоны, при нажатии на которые корзина подставлялась под соответствующую курицу. Работающий прототип был неспешно разработан за 2-3 дня еще до начала применения мной правила «Что я могу сделать сегодня или завтра?». Самое захватывающее в процессе разработки было выполнено: волк яйца собирал, очки считались, игра прекращалась после трёх разбитых яиц. Оставалось прикрутить графику, сделать менюшки, написать правила игры, сохранять лучший результат — не особо интересные вещи. И прототип был заброшен на год. Уже вышли SmartWatch 3 на Android Wear (новая в какой-то степени ниша для разработчиков), так что некоторые вещи важно делать в нужное время. Графику я подрисовал, менюшки и правила сделал, результат сохраняется. Самому играть интересно (тем более что своё-родное), игру даже выложил, но время ушло.
Из всего этого вынес для себя некоторые важные вещи, и одну главную — реально работающий вопрос «Что я могу сделать для этого сегодня или завтра?». И в плане разработки, и в плане жизни в целом. Для тех кто также носит в голове идеи своих проектов, но, работая «на дядю», не воплощает их в жизнь, хочу порекомендовать задать такой вопрос себе. В моём случае разработка прототипа и его доведение до ума заняло неделю, еще пару недель различные улучшения, интерфейс и свистелки, но я ничего не делал для этого в течение года. А не хватало всего лишь одного этого вопроса, после которого проект был завершен в течение месяца.
Сейчас у меня в голове есть идея интересного развлекательного сервиса. Что я могу для этого сделать сегодня? Пожалуй после обеда в течение часа попробую реализовать модуль вывода на экран созданного пользователем объекта.
Автор: Trumanbaz