Прим. перев.: История и подходы дизайн-студии, подготовившей оригинал текста, пригодятся в работе стартапам и рабочим группам. Нюансы, отмеченные в посте, действительно здорово влияют на работу в команде, их без них не обходится жизнь существенной части проектов.
[О том, как и каких людей подбирать в команду стартапа, вы можете прочитать в нашем свежем переводе лекции стэнфордской стартап-школы.]
В дизайнерском обществе укоренился миф, что для создания великих проектов необходимо единое видение. Бред. Великие команды создают великие проекты; более того, основываясь на собственном опыте, могу сказать, что лучшие команды, прежде всего, берут за основу и развивают здоровую, позитивную внутреннюю культуру, потому что они осознают её важность для самого процесса проектирования.
За 20 лет, проведенных в ведущих дизайн-студиях и командах, начиная от небольших профильных консалтинговых компаний и до нескольких корпораций, я стал одержим различиями между просто эффективной студией и по-настоящему успешной. Безусловно, то, что создает или разрушает студию, зависит от ее способности развивать навыки и компетенцию, при этом оставаясь исключительно творческой. Однако простой способности к адаптации недостаточно. На мой взгляд, в постоянно меняющейся сверхконкурентной среде, ничто иное как чувство юмора, сопереживание, коллективная ответственность и полное отсутствие эгоизма представляют наибольшую значимость.
Мой критерий успеха – создание таких студий и студийной культуры, в которых ощущается желание коллектива творить; в которых дизайнеры любят свою работу, а клиенты и партнеры ощущают этот положительный и творческий настрой.
Ниже я попытаюсь рассказать вам, как культура поведения положительно влияет на студию, в частности расширяет и укрепляет возможности команды. Я считаю, что есть прямая зависимость между атмосферой в студии, отношением нас, как дизайнеров, друг к другу, и инновационным потенциалом команды. Хочется верить, что формирование характеристик эффективной студии заставит каждого члена команды более добросовестно вносить свой вклад в работу.
Конечно, эти характеристики будут варьироваться в каждой конкретной ситуации и не должны рассматриваться, как определенные правила. Скорее, эти правила поведения послужат ориентиром для создания неуклонно положительной, и, как следствие, неуклонно более творческой атмосферы для работы.
Я знаю, это может показаться чепухой, но вежливость предписывает, что, входя в помещение, нужно поздороваться, а покидая его, попрощаться. Это не так уж сложно. Но эта обычная вежливость выполняет важную функциональную роль в студии.
Работа дизайнера по природе своей коллективная, и поэтому она требует какого-то объявления, гласящего: «Я здесь. Я собираюсь присоединиться к работе». Как человек, который руководит/прислушивается к коллективу, я часто распознаю настроение человека по фразе «Доброе утро». Так я понимаю, как он себя чувствует, при этом, не задавая вопросов.
Не менее важно говорить: «До свидания, я ухожу» в конце дня. В самом деле, полезно знать, что кто-то уходит, потому что вы не знаете… вернется ли он следующим утром. Если серьезно, то «Спокойной ночи» мы обычно говорим своим детям, супругам, родителям. Когда вы говорите «Спокойной ночи», покидая студию, вы подсознательно создаете в ней аналогичную семейную атмосферу.
Я также считаю, что перед командировками нужно обмениваться рукопожатиями. Понимаю, это звучит странно, но рукопожатие одновременно и сильный, и глубоко личный жест. Люди, уезжающие в такие командировки, часто выполняют работу, которая представляет всю команду. Это возможность посмотреть человеку в глаза и сказать: «Счастливого пути, я надеюсь, все пройдет хорошо».
И когда они возвращаются, наступает момент торжества. Мы – команда, поэтому, когда члены команды уезжают, мы скучаем по ним. Когда они возвращаются, команда воссоединяется. Это здорово. Давайте отпразднуем это.
Хотя это может показаться тривиальным, соблюдение (и даже поощрение) этих тонких культурных ритуалов увеличивает функциональность студии, делая её чем-то более личным.
Дизайнеры знают, что отличный дизайн требует постоянных итераций. Итерация означает неудачи и снова неудачи. Возникает вопрос: «Как справиться с неоднократными неудачами во время процесса проектирования?»
С точки зрения гуманизма, дизайн подразумевает возможность выбора, а креатив несет в себе оптимизм. Таким образом, неизменный оптимизм – это ключевой элемент каждой итерации. Он питает упорство и стойкость, необходимые для поддержания творческого процесса, особенно в трудные времена.
Например, сложность внедрения инноваций в крупных корпорациях обуславливается рабочей средой, где люди часто говорят «Нет» или «Я не понимаю», потому что изменение корпоративной культуры, как правило, происходит затруднительно и медленно. Поэтому необходимо противодействовать негативу – не только в процессе «мозгового штурма» или во время коммерческой презентации продукта – но и на ежедневной, постоянной основе.
Нельзя недооценивать роль юмора для эффективной студии. Юмор может быть разным, и то, как определяется его роль, определяет и саму студию. Если мы не можем смеяться над чем-то и смеяться с кем-то, мы не можем функционировать должным образом.
Смех разряжает атмосферу, когда ситуация накаляется.
Смех приглашает к участию и сплачивает команду.
Смех выступает как лозунг («Смеяться в лицо невзгодам!»).
Что применимо к семье, то часто применимо и к команде. Я был воспитан в семье, где верят «Семья вместе, душа на месте». Есть что-то естественное и примитивное в том, чтобы вместе собраться за столом. Люди (даже очень серьезные, так называемые управляющие) теряют бдительность во время еды – и это хорошо. История – тому подтверждение. Великие музыкальные группы, движения и многие крупные предприятия начинались за кухонным столом – неизменно с вином – но мы припасем тему «Значимость алкоголя» для другой статьи.
Обеденный перерыв знаменует естественную паузу в течение дня и представляет собой отличную возможность для общения и, в конечном счете, для творчества. Обед за рабочим столом или в своем кабинете кажется мне ужасным и слишком обособленным с точки зрения культуры, так тесно связанной с сотрудничеством. Вместо этого, найдите стол, за которым все члены команды могут поесть вместе — это сплотит команду. Таким образом, совместные трапезы в студии очень важны. Вы узнаете что- то новое о своих коллегах или о себе.
Но стоит двигаться дальше, поэтому позвольте рассказать вам небольшую историю…
Корпоративы на больших предприятиях, предназначенные для облегчения этих неформальных разговоров, зачастую приводят к противоположному результату: вы идете в хороший ресторан, все заказывают дорогие блюда и много вина, пьют пока не опьянеете, и вы возвращаетесь в свой номер. Но однажды нас настигли финансовые трудности, и мы подумали: «А что если сделать наоборот? Выбраться на природу, купить еды и самим готовить друг для друга».
То, что случилось дальше, было невероятно! Кто-то неизбежно стал ответственным за приготовление еды, другой — за сервировку стола. Без лишних обсуждений вся команда гудела на кухне, как улей, работая для общей цели. Есть что-то безусловно трогательное в приготовлении пищи вместе и друг для друга. Ведь нет ничего зазорного в том, чтобы помогать другим и принимать от них помощь.
Когда вы заходите в любую студию, очень важно чувствовать и видеть, что было сделано в ней – студия должна быть переполнена творческой энергией. В частности, я считаю, что состояние любой дизайн-студии можно определить, взглянув на ее стены.
Преимущество демонстрации работ на стенах студии заключается в следующем:
Наглядность: Стены «переносят» работу из виртуального мира в реальный, что делает ее более наглядной, интерактивной, материальной и ощутимой.
Общение: Стены облегчают общение, потому что люди обычно собираются перед ними и обсуждают работы.
Общая собственность: Стены создают культуру коллективного владения, поскольку они призывают людей в буквальном смысле опираться на идеи друг друга.
Итерации: Украшенные стены демонстрируют здоровые проекты, потому что они показывают, что в процессе работы прошло несколько итераций.
Идеи: Когда проект на стенах становится слишком сложным, можно все убрать и начать сначала. Что приклеено, то приклеено.
Связи: Стены также позволяют людям устанавливать связи нелинейными способами, поскольку они наглядно показывают очаги напряженности, взаимодействия и накладки, все то, что вы не смогли бы увидеть иначе. Они позволяют понять всю картину в целом через отдельные элементы.
Мышление: В некоторых случаях стена позволяет собрать воедино, казалось бы, сложный набор изображений.
Боевой дух: Когда люди пытаются придумать что-то новое, они черпают вдохновение из своего опыта. Часто идея произрастает из нашего непосредственного окружения, например стен или безделушек на столе.
Стены студии – живые стены. Их жизнеспособность зависит от ухода и заботы в целях развития творчества и продуктивности. Можно провести аналогию между их созданием и уничтожением с одной стороны и возделыванием и уборкой урожая – с другой.
Изображение из Guardian News & Media / Текст @motionandrew
Читайте художественную литературу
Книги дополняют общую атмосферу в студии. Студия, заставленная книгами, создает впечатление, что дизайнеры в ней вдумчивые, умные и находчивые — так, по крайней мере, у студии появляется интеллектуальный внешний вид.
Кажется, все дизайн-студии считают необходимым подняться на такой уровень, где они стали бы более креативными, так называемыми героями дизайна, как те, кто успешнее нас. И это нормально. Но, тем не менее, я предлагаю другой подход.
Как дизайнеры, мы часто просим людей осмелиться поверить и представить мир, которого не существует. Мы, по сути, только и делаем, что сочиняем художественную литературу и рассказываем хорошие истории – это неотъемлемая часть человеческого общения. Возможно, тогда имеет смысл по меньшей мере принести художественную литературу в студию или побудить ее к процветанию?
Сторителлинг – это искусство. Он является частью процесса проектирования. Поэтому мы и должны читать и изучать художественную литературу.
Существует одно очень простое правило инновации: планируйте процесс так, чтобы он соответствовал проекту.
В мире консалтинга удовлетворять интересы потребителя легко, так как каждый проект индивидуален. Однако, в крупных корпорациях все проекты в той или иной мере похожи друг на друга – вы, фактически создаете новый продукт, который очень похож на старый. Следовательно, проектирование в стенах крупных корпораций должно осуществляться с оглядкой на консалтинг.
Независимо от того, где вы работаете, ключевым остается вопрос: как изменить процесс проектирования? Этот процесс начинается с создания чего-то наподобие окна, рамки или фильтра, помогающего людям взглянуть на мир вашими глазами: этого требует сама разработка проектов.
Если через этот объектив люди смогут воспринять ваше видение, дайте им возможность овладеть этим приемом в совершенстве – тогда они смогут применить это видение для других частей проекта. Если вам это удастся, у проекта будет огромный потенциал.
Я считаю, что творческие люди хотят «создавать». В больших корпорациях или при создании сложных проектов нам необходима уйма времени на получение конечного продукта. В связи с этим, я полагаю, что большинство дизайнеров (и я в том числе) работают над дополнительными проектами – за пределами студии.
Что интересно, многие из этих проектов полностью противоположны тому, чем мы занимаемся в студии. Они представляют из себя недоработанный материал, который, как правило, сделан быстро и от руки и носит очень личный характер. Люди часто берутся за сторонние проекты, чтобы восстановить утраченные и забытые навыки или попросту научиться чему-то новому. Примерами таких сторонних проектов у нас в студии были строительство скворечников, пивоварение и изготовление велосипедных рам на заказ.
Сразу уточню, что это не «пятничный проект», на который вы тратите 20% своего рабочего времени, который затем перерастает в полноценный студийный проект. Я убежден, что 100% времени должно уделяться созданию продукта и плановой работе.
Но вместо того, чтобы препятствовать осуществлению этих проектов, мы обнародуем их, публикуя в нашем ежеквартальном журнале либо просто рассказывая о них. Также как и вышеупомянутые стены в студии, дополнительные проекты стали ее частью и кое-чему научили нас. И я считаю, что их непохожесть на от студийные проекты добавила нашей работе цвет и насыщенность, яркость, и тем самым придала значимость и улучшила работу в студии.
Язык играет ключевую роль в создании проекта. Поэтому важно постоянно следить за тем, чтобы у членов команды было общее понимание слов, фраз и названий. В идеале на начальном этапе проектирования следует определить язык, вплоть до выдачи каждому человеку списка понятий и их определений. В частности, этот педантичный подход очень важен в многонациональных студиях, где различия в понимании языка могут привести к разнообразным, а иногда и противоположным интерпретациям.
Также и язык возникает в процессе работы. Иногда приходится придумывать новые слова для обсуждения проекта. В иных случаях вы должны четко осознавать, как слова и их значения развиваются в процессе проектирования. В нашей студии мы задокументировали используемую терминологию двумя способами: еженедельной рассылкой «Разговоры в студии», включающей все услышанные в студии выражения, и публикацией списка слов, относящихся к проекту, и их значений в лексическом разделе нашего ежеквартального журнала.
В целом, я считаю, что речь не менее показательна, чем язык тела. Многократно употребляемые слова и выражения так же важны, как расправленные плечи или изогнутая бровь. Я уделяю большое внимание тому, что говорят люди и почему они это говорят, так как речь может раскрыть их мотивы и образ мышления.
В эффективной студии большинство вещей не составляет великую тайну, так зачем же обсуждать их в комнате за закрытой дверью? Вместо этого, придайте информацию огласке. Этот даст лучшие результаты.
Когда все члены команды имеют доступ к информации, они могут принять непосредственное участие в ее обсуждении, послушать разговоры или просто заняться своими делами. Иногда люди, изначально не принимавшие участие в обсуждении, неожиданно вставив свое слово, могут направить разговор в новое, более интересное русло.
Кроме того, если есть сложные вещи, о которых члены команды хотят сказать, может быть, они подберут свои слова немного более аккуратно, зная, что информация получит широкую огласку. Навредить и обидеть намного легче за закрытыми дверями, чем перед всем честным народом.
Не думаю, что стоит связывать линейное управление и креативное творчество. В противном случае, уже в скором времени команда станет угодливой и будет создавать только то, что им было велено.
Этот стиль управления противоречит и самой сути креативных проектов, которые по своей природе беспорядочны, материальны и изменчивы. Они вещественны (я всегда показываю этот забавный жест руками, напоминающий чашу, говоря о проекте). Вы можете формировать их, изменять и подталкивать в нужном направлении. Их нужно «кормить, поить и лелеять». Иногда они слабы, иногда сильны, но они всегда нуждаются в любви.
В любой момент каждый член команды должен чувствовать свою ответственность и возможность стать лидером. Коллективная ответственность чрезвычайно важна. Эти динамичные проекты в студии никогда не сможет эффективно координировать один человек, ведь они не бывают поверхностными.
Это также формирует коллективную ответственность и помогает людям почувствовать, что каждый из них внес в проект свою маленькую, но важную лепту. Таким образом, в любой момент член команды должен иметь возможность, указывая на проект, сказать: «Мы сделали это. Я это сделал».
Разработка проектов для людей требует понимания их мыслей, чувств, мотивации и ценностей. Для этого хороший дизайнер должен перевернуть свое мировоззрение и взглянуть на мир глазами другого человека, понять его. Это способность глубоко проникаться чувствами других, вероятно, самая важная функция, как студии, так и дизайнера.
Соревнование мотивирует команду, это факт. Но заключение пари объединяет команду еще эффективнее. Успешные конторы при заключении пари устанавливают простые правила, что быстро вызывает интерес к происходящему у всей команды. Самое главное, чтобы каждый чувствовал себя вовлеченным в процесс, при этом обладая равными шансами на победу, независимо от ставки.
Помимо принятия ставок, установления сроков и сбора денег, опытный букмекер должен эффективно доносить информацию. Под этим подразумеваются регулярная рассылка писем, в которых подводятся итоги соревнований и пари. Наиболее важно для букмекера поддерживать энтузиазм и не допускать конфликтов между участниками пари.
По личному опыту могу сказать, что перспектива легкого выигрыша вызывает азарт. После своей единственной победы в студии я пошел и купил себе солнечные очки, что в другом случае не сошло бы мне с рук, но те 100 долларов были наличными, а моя жена так ничего и не узнала! Ха!
Мы проводим куда больше времени с нашими коллегами на работе, чем со своей семьей. И, нравится нам это или нет, мы все проходим через это. Мы должны принять этот факт.
Да, я понимаю, что люди ограждают свою частную жизнь, и нужно уважать эти границы. Но в современных студиях эти границы часто размыты. А вообще, я считаю, что это даже хорошо. Дети, домашние питомцы, хобби – словом, родственные связи и увлечения – сближают нас.
Например, моя работа в Nokia требовала постоянных командировок в Финляндию к своему начальнику Марко. Мне было важно, чтобы моя семья познакомилась с Марко, ведь из-за своей работы я покидал их ради него. Поэтому, когда Марко приехал к нам, я пригласил его на ужин, чтобы жена и дети могли встретиться с ним.
Я где-то бываю каждый день, они где-то бывают каждый день. Я спрашиваю про их друзей – они спрашивают про моих.
Это работает и в обратном направлении. Команде в студии не менее важно знать мою семью: если вы знаете меня – то познакомитесь и с моей семьей. Во многих учебниках по менеджменту пишут: «Ты должен первым приходить на работу и последним уходить с работы».
Я часто уходил раньше, так как у моего сына был футбольный матч. Одним словом, необходимо, чтобы команда знала, что важно для меня, а я знал, что важно для команды.
Если вашей студией руководит эгоцентричный человек, для которого личные цели и собственная карьера важнее, чем общая цель команды, то атмосфера, продуктивность, креативность и сам результат работы отклоняются от общей цели. Вследствие этого, продукт деятельности служит просто средством удовлетворения его эго, а должно быть наоборот.
Более того, я не считаю, что обязательно нужно быть таким человеком, чтобы руководить людьми, студией или проектом. Многие из тех потрясающих людей, с кем мне довелось работать, были открытыми, щедрыми и добрыми людьми, умеющими разглядеть талант в других и слушать больше, чем говорить.
По-моему, утверждение о том, что великие проекты создаются под единым началом – всего лишь миф. Часто люди, считающие себя такими лидерами – на деле бывают эгоистичны. Я глубоко уверен, что великие команды создают великие проекты, и что успеха добиваются те, кто на первое место ставит результат, а не свои амбиции.
Найдите хорошего обозревателя
Студийный обозреватель – это особая роль и должность. В нашей студии работа Люка заключалась в том, чтобы архивировать нашу работу и представлять ее команде в особом свете, как бы документировать основные принципы. Вооружившись настойчивостью и журналистской наблюдательностью, студийный обозреватель должен подмечать не только что было сделано, но как это было сделано и кем.
Существует множество причин, по которым лучше назначить одного человека ответственным за процесс документации. Во-первых, можно с легкостью забыть детали проекта, особенно когда проекты длятся несколько лет. Архивация работы не только продуктивна, но и функциональна; в таких студиях принято считать, что работу всегда можно сделать немного лучше. И наконец, правильно задокументированный проект помогает новым членам команды быстро и эффективно влиться в работу.
Но, возможно, самое большое преимущество постоянного документирования работы в студии заключается в том, что это надежный вклад в будущее. Чем дольше я работаю, тем больше оцениваю поведение людей в течение всего дизайнерского процесса. Таким образом, история проекта состоит не только в его развитии, но и в том, как дизайнеры и команда в целом выросли, работая над этим проектом.
В современном мире с его высокими требованиями, я доволен, что когда-нибудь в будущем я смогу пролистать наши ежеквартальные журналы и проанализировать то, что было сделано нами и подумаю: «Как здорово было работать там! Я многому научился, и мы создали нечто по-настоящему замечательное».