Самообразование: позвольте пригласить вас в путешествие!

в 7:15, , рубрики: gtd, организация времени, самообразование, метки: ,

Привет.

Некоторое время назад я загорелась желанием изучать веб-дизайн и какой-нибудь язык программирования. И, конечно же, у меня возник закономерный вопрос «с чего начать». Более того, положение дел усугублялось тем, что никакого опыта ни в веб-дизайне, ни в программировании у меня не было вообще.
Что же делать? Как учиться самой? Куда двигаться, и за что хвататься?

Путем разных проб и ошибок я выработала для себя удобную систему самообучения, о которой хотела бы рассказать (а вдруг кому-нибудь тоже пригодится?).

Для начала большое спасибо хабру и хабролюдям, из статей и комментариев которых я вынесла нереальное количество полезной информации. Меня крайне вдохновила идея творческих блоков из этой темы, которые я и взяла за основу самообучения.

Этап 1: Выбираем направление

Для начала нужно определиться с тем, что вы хотите изучать. Не поленитесь ответить себе самому на вопросы о том, зачем вам это нужно, что это даст, действительно ли вам это интересно. Это очень сильно помогает выбрать то, чему вы действительно сможете учиться продолжительное время, наслаждаясь процессом.

Например: У меня было желание научиться шить. Я раздобыла кучу пособий, учебников, засела за них и поняла, что сам процесс мне скучен. Меня раздражало разжевывание основ. Хотелось скорее уже сшить задуманный сложный наряд. В этом и была загвоздка – я хотела не учиться шитью, а побыстрее получить желаемый результат, поэтому сам процесс обучения воспринимался как досадная трата времени.

Постарайтесь максимально конкретизировать для себя то, чему вы будете учиться. Пусть, например, «я хочу научиться программировать» превратится в желание изучить конкретный язык, а «я хочу научиться веб-дизайну» — в выбор конкретной деятельности (сайты или приложения? исключительно дизайн или верстка тоже?). Так вам будет легче искать материалы для дальнейшего обучения.

Этап 2: Рисуем карту

Итак, вы выбрали то, чему решили учиться. Возьмите листок бумаги, ручку и нарисуйте схему, на которой постарайтесь отобразить то, что, на ваш взгляд, включает в себя выбранный вами объект для обучения. Разбейте вашу цель на маленькие составляющие, которые вам нужно будет освоить.

Например: Одна из моих целей – веб-дизайн. Так как это довольно объемистое понятие, я разбила его для себя на следующие подцели:
а) теория дизайна (сюда я включила все, что касается и веб- и не веб-сферы касательно восприятия со стороны пользователя – сочетания цветов, шрифты, юзабилити);
б) верстка (html, css);
в) освоение инструментария (Photoshop, в моем случае).

Этап 3: Выбираем маршрут

Выбрали подцели? Отлично. Теперь настало время найти материалы по ним и подкорректировать, если нужно.
Ищите статьи, учебники, тематические блоги – все, что отвечает выбранным вами подцелям. Обращайте внимание на то, чтобы находки соответствовали вашему уровню восприятия, были понятны и комфортны для изучения.

Например: Лично я нашла для себя все на хабре, покопавшись в тематических разделах и Q&A. Как правило, комментарии столь же полезны, сколь и сами темы, а зачастую и полезнее.
Все найденные ссылки и рекомендации я копировала в текстовый файл, потом просматривала, читала отзывы и решала, надо оно мне или нет.
В процессе поисков мне пришлось подкорректировать свой изначальный список подцелей – например, «верстка» разбилась на «верстка: теория» и «верстка: практика». Таким образом, я получила вот такой список, с которого решила начать:
а) теория дизайна (Стив Круг «Не заставляйте меня думать!»);
б) верстка: теория (Джеффри Зельдман «Designing with Web Standards»);
в) верстка: практика («30 Days to Learn HTML and CSS» с Nettutsplus);
г) освоение Photoshop (уроки с Nettutsplus).

Этап 4: Планируем путешествие

Вот тут начинается самое интересное (о чем я упомянула в самом начале) – система творческих блоков.
Для начала я рекомендую честно себе признаться, сколько у вас действительно свободного времени в день, которое вы могли бы потратить на обучение. Не планируйте в стиле «пришел после работы и свободен».

Во-первых, корпеть над чем-то больше 2 часов без перерыва тяжеловато и чревато снижением производительности.
Во-вторых, у вас вполне себе могут быть разные домашние дела и еще какие-то занятия, которым хотелось бы уделить время.
В общем, ваша задача сейчас — выбрать конкретное кол-во времени, в которое вы можете заниматься исключительно обучением.

Например: Я для себя выбрала 1,5 часа в будни и 2,5 часа в выходные.
Вот, к примеру, мое расписание на обычный будний день:
6 – 6.30 – встаю и привожу себя в порядок;
6.30 — 7.30 – творческий блок (да, один мой творческий блок составляет полчаса, но я всегда стараюсь формировать для этого промежуток с плавающими границами, делая скидку на непредвиденные обстоятельства);
7.30 – 8 – добираюсь на работу;
8 – 17/18 – работа;
17/18 – 19 – ужин, домашние дела;
19 – 20/20.30 – 2 творческих блока;
20/20.30 – 21 – отдых;
21-21.30 – перевод;
21.30 – 22.30 – дела по сайту;
22.30 – 23 – отдых;
23 – 23.30/00 – Ruby;
23.30/00 – 00/00.30 – ванна, потом спать.

Как вы могли заметить, у меня много плавающих границ у временных отрезков. Я стараюсь делать скидку на различные обстоятельства и не загонять себя «в долги по времени» перед собой.
У меня есть несколько промежутков для отдыха. Это необходимо, чтобы немного разгрузить мозг (иногда я играю во что-нибудь, просто валяюсь на кровати или продолжаю делать что-то из расписания или творческих блоков, если сильно увлечена этим).

Итак, вы выбрали кол-во свободного времени на творческие блоки. К примеру, 2 часа в день.
Во-первых, решите для себя, какой рабочий период для вас и вашего мозга оптимален. Сколько вы можете непрерывно что-то изучать, отлично все усваивая?

Например: Для меня это получасовой период, дальше мое внимание снижается, я начинаю вертеться, бегать за чаем, пытаться открывать браузер и так далее.

Допустим, для вас это час.
То есть, оптимально вы можете тратить 2 часа в день на 2 блока (по часу каждый). Отлично!

Во-вторых, выберите для себя оптимальное время для обучения. Когда никто вам не мешает? Когда вас не дергают? Когда вы лучше всего усваиваете информацию?
Поставьте блок именно в это время. Попробуйте сделать творческий блок своей привычкой (вы делаете это каждый день, в одно и то же время, регулярно). Потом вы заметите, что к соответствующему времени вы уже готовы заниматься обучением, и предварительно настраивать себя уже не требуется.
Я бы сильно порекомендовала располагать творческие блоки в то время, когда вас никто не будет прерывать. Во время блока вы только учитесь. Все, это ваше время для учебы, не для беготни по работе, не для бесед со второй половиной, не для решения каких-то проблем. Только учеба ровно 1 творческий блок.

В-третьих, возьмите свой список целей для обучения и их подцелей и обдумайте, сколько блоков вы хотели бы уделять каждому пункту. Итак, следуя нашему предыдущему примеру, вы можете уделять 2 часа каждый день на 2 творческих блока по часу. Итого: 7 дней * 2 часа, где 1 час = 1 творческий блок. Получается 14 блоков.
Распределите 14 блоков между своими целями и подцелями, присвоив каждой определенное кол-во, в соответствии с важностью и сложностью.

Например: Вот мое расписание для веб-дизайна:
(9+3+4 — 9х0,5 — верстка; 3х0,5 — теория; 4х0,5 — фотошоп)
0,5 (верстка — теор)
0,5 (верстка — теор)
0,5 (верстка — теор)
0,5 (верстка — пр)
0,5 (верстка — пр)
0,5 (верстка — пр)
0,5 (верстка — пр)
0,5 (верстка — статья)
0,5 (верстка — статья)
0,5 (теория — круг)
0,5 (теория — круг)
0,5 (теория — круг)
0,5 (фш — тутор)
0,5 (фш — тутор)
0,5 (фш — тутор)
0,5 (фш — статья)

Итак, как вы видите, я добавила еще немного блоков на чтение тематических статей и блогов.

В-четвертых, дальше вы можете поступать с блоками так, как вам удобнее – планировать конкретные блоки вперед на всю неделю и делать их статичными; выбирать с утра блоки под свое настроение (так поступаю я, к примеру, – каждый день разное расписание, но в рамках заданного кол-ва блоков на день и выбранного заранее курса обучения) и прочее.
Я бы посоветовала еще отмечать как-то сделанное, чтобы не запутаться: можно составить расписание сразу на каждый день, записав все блоки, а можно просто составить их список и вычеркивать сделанное (и так каждую неделю).

В-пятых, не забывайте уделять время корректировке своих блоков. Выбрав расписание на неделю, обновите его на следующую в конце текущей. Возможно, вы уже что-то изучите, и вам захочется переформировать блоки или добавить чему-то больше времени, а чему-то — меньше. Делайте так, как нравится.

Несколько заметок от бывалого путешественника:

Из собственного опыта:

  1. Избегайте ловушки «овер 9000 туториалов». Я в нее попала. Мне постоянно попадались учебники лучше и лучше, и я хваталась за одно, бросала, хваталась за другое. Не надо. Просто потратьте побольше времени на выбор материала. Если понравившихся книг или курсов несколько, выберите один, а остальные запишите куда-то. Как только вы закончите первый, то можете выбрать другой и продолжить учиться.
  2. Постарайтесь сочетать теорию и практику. Изначально я пыталась изучать верстку посредством чтения одной теории. Прочитанное хранилось в моей голове некоторое время и благополучно улетучивалось. Проще запомнить и понять что-то, применяя это на практике. Придумайте себе упражнение, проект, задачу – что угодно, и отрабатывайте на этом изученное.
  3. Со временем я пришла к тому, что есть смысл записывать изученное. Обычно я пользуюсь рекомендациями Cal Newport для этого (пишу в форме «вопрос-ответ» — формулирую вопрос из прочитанного, в тезисах пишу ответ на него, объединяю тезисы в краткий вывод). Полезно еще раз сформулировать для себя прочитанное и искать потом нужную информацию легко.
  4. Не настраивайтесь на то, что учиться чему-то – это легко, а еще прямолинейный отрезок от простого к сложному, по которому вы будете постепенно двигаться. Потому что с таким настроем легко слиться на любой загвоздке, оправдав себя «я это не могу, не понимаю, у меня не получается, значит, это не мое». Иногда будут простои, иногда придется вернуться назад, и это нормально. Вода камень точит, как говорится.

Приятного путешествия. Вы обязательно научитесь всему, чему хотите. Не торопитесь. Не сомневайтесь. Не бросайте. И результаты обязательно появятся.

Автор: rwkun

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js