Один мой товарищ недавно посетовал, что часто замечает, как наши коллеги повторяют одни и те же ошибки. Эти ошибки он сам часто допускал в прошлом и стремился избавиться от них на протяжении долгого времени. От этого у него возникло желание поделиться некоторыми своими правилами, которые помогают завоевать лояльность коллег и получать развернутые ответы на свои вопросы.
В целом, это просто информация к размышлению, и наверное не следует воспринимать всё написанное буквально, но стоит адаптировать их каждому «под себя».
Итак, 7 золотых правил при отвлечении коллег с просьбами о помощи:
1. Не нужно здороваться. Нет, не так. Не следует отправлять слово «привет» и ждать, когда тебе ответят. Возможно, тебе понадобится много времени, чтобы напечатать вопрос, ради которого ты начинаешь беседу. Поэтому стоит позаботиться о собеседнике и не отвлекать его от важных дел раньше времени. Может быть, дело, которым он занимается, требует полного погружения, и ему невольно придется ждать, пока ты допишешь, чтобы не оказаться снова вырванным из работы. Если твоё воспитание не позволяет тебе пропустить приветствие, то отправляй его не раньше, чем ты напечатаешь свой вопрос полностью.
2. Никогда не спрашивай, можно ли задать вопрос. Это нечестно. Ответив на него утвердительно, спрашиваемый негласно подписывает со своей совестью обязательство ответить по существу. Отвечать отрицательно, не выслушав самого вопроса невежливо, и поэтому никто так делать не любит. Задавай вопрос сразу. Прочесть вопрос и оценить свои возможности спрашиваемому не составит никакого труда. Если у спрашиваемого нету времени или он не знает ответа на твой вопрос, он скажет об этом сам.
3. Не отправляй абзацы по мере написания. Нет необходимости отправлять свой вопрос в несколько приемов, когда его можно отправить одним сообщением. Если разбить вопрос на несколько сообщений, то в лучшем случае спрашиваемый вынужден бросить все свои дела и ждать пока ты допишешь. А в худшем (для тебя) случае, спрашиваемый не станет дожидаться, пока ты допишешь. Он займется своими делами, и может быть прочтет твой вопрос позже.
4. Правильно заданный вопрос – половина ответа. Описывай свою проблему подробно (в разумной степени, естественно). Во-первых, очень часто вопрос сам собой отпадает еще на стадии его формулировки. Таким образом, ты сохранишь и свое время, и время коллеги. Во-вторых, на размытый вопрос невозможно дать точный ответ. А тебе ведь именно точный нужен, не правда ли?
5. Убедись, что ты называешь вещи своими именами. Многие термины живут лишь в твоей голове или практикуются лишь в твоей команде. Не замыкайся в своем мирке. Прежде, чем описать явление или сущность, которую ты никогда раньше не описывал, открой Википедию для справки и узнай, как принято называть оное в остальном мире.
6. Позаботься о том, чтобы твой собеседник имел все данные, необходимые ему для ответа на твой вопрос. Если ты знаешь детали, которые могут быть важны, но не очевидны, не поленись рассказать о них собеседнику. Твоя цель — объединить свои знания и знания собеседника для решения сложной задачи, а не поиграть с ним в игру «эрудит».
7. Если тебе удалось найти ответ на свой вопрос первым, не забудь сообщить об этом тому, у кого ты спрашивал. Это позволит ему не терять понапрасну время и добавит лояльности к тебе в том случае, если ты обратишься к этому человеку с другим вопросом в будущем.
Вот такой, в общем-то несложный список правил, который может сильно облегчить жизнь вам и вашим коллегам по работе. А каким правилам следуете вы в коммуникациях со своими коллегами?
Автор: AlexAkimov