Еще несколько месяцев назад, открывая социальную сеть или сайт, вы неизбежно сталкивались с упоминаниями о «Flappy Bird». То, что начиналось, как очередной независимый проект одного-единственного разработчика из Вьетнама, стало глобальной сенсацией, вызвавшей невероятное количество слухов, дискуссий и загадок, а также суматоху, отчужденность и безмерный гнев.
Хотел ли создатель игры Донг Нгуен (Dong Nguyen) намеренно вызвать что-то из вышеперечисленного? Ни в малейшей степени. После того, как буря улеглась, он впервые нарушил свое молчание с тех пор, как удалил игру из магазинов приложений для iOS и Android, сказав, что он сделал это ради блага самих же игроков, т.к. боялся, что игра вызывает слишком сильную зависимость. Гипотетически, это совсем даже неплохо для разработчика игр.
Но немного вникнув, я подумал, что бесценные уроки из этого могут извлечь не только независимые разработчики игр, надеющиеся создать еще одну Flappy Bird, но и начинающие, а также уже действующие предприниматели любой сферы деятельности. Так что давайте почтим память ныне покойной птички, запомнив все то, чему она нас научила, и подумав, как мы можем нести это наследие дальше, применяя некоторые из ее уроков на практике.
1. Будьте проще
Все-таки есть призрачный шанс, что вы, возможно, по какой-то странной причине, сами никогда не играли в эту игру. Фактически, чтобы играть в Flappy Bird, нужно было знать три основных правила:
- Когда птица падает, ее скорость снижается, но потом она выравнивается на той же высоте.
- Когда птица летит горизонтально, ее скорость остается постоянной.
- Трубы, через которые птица должна пролететь, имеют разную высоту, но одинаковые просветы по вертикали и расстояние по горизонтали.
В этом и состоял механизм игры, которая приносила Нгуену 50 тысяч долларов в день. Итак, как же вам это приложение может помочь начать свой бизнес?
Давайте представим типичный сценарий: вы выслушали гневную тираду близкого человека о каком-то продукте, который он не может терпеть, и что бы он хотел иметь вместо этого. Потом вы выходите прогуляться, и вас внезапно осеняет. Эврика! Это как если бы небеса разверзлись, и чья-то длань вложила бизнес-идею на миллион долларов прямо вам в голову. Можете не верить, но на самом деле с этого момента вы становитесь параноиком и все время переживаете, как бы кто не украл вашу идею.
Что же происходит потом? Мы все знаем, что происходит, потому что все через это проходим. Мы начинаем проводить исследования, задумываться о конкуренции и о миллионах вещей, которые должны быть приведены в движение, чтобы идея оказалось успешной, а после того, как мы делимся идеей с другом и слышим, насколько она, по его мнению, глупа и безнадежна, мы сдаемся. О да, так и есть, еще не предприняв ни одного шага, мы сдуваемся, и наша гениальная идея кончается ничем.
Проблема состоит в том, что мы слишком увязаем в деталях и пугаемся сложности предприятия. Нгуен мог добавить 100 различных параметров в попытке сделать Flappy Bird интереснее, но он сформировал всю игру вокруг простого прикосновения пальцем к экрану. Также и вы можете оказать себе услугу, последовав совету Тима Ферриса (Tim Ferris), и прежде, чем инвестировать в продукт, провести микро исследование и узнать какая в нем существует потребность. Или же послушаться Эрика Риса (Eric Ries), когда он советует не вкладываться в идею полностью, а сначала создать минимально жизнеспособный продукт, чтобы получить первичную обратную связь от потребителя. Но самый надежный и рекомендуемый способ начать бизнес – это не вкладывать в него ни копейки.
Итак, когда к вам придет очередная гениальная идея, помните о вечной истине, которой вас научила Flappy Bird: принцип KISS (Keep It Simple, Stupid) или не будь дураком, не усложняй.
2. Старайтесь «задеть за живое»
Вот уж в чем Flappy Bird действительно преуспела. В игру было до нелепого тяжело играть, а это приводило в ярость начинающих игроков (включая и меня), когда они тратили первые несколько минут только на то, чтобы пролететь между первой парой труб. Люди начинали ненавидеть эту игру, человека который ее посоветовал, язвить по поводу людей, которые хвастаются своими очками в Twitter и Facebook (см. Пункт 4). Но вся эта ненависть лишь порождала колоссальное внимание, а что еще более важно, эти люди продолжали сохранять стремление играть, наряду с зависимыми игроками лихорадочно пытаясь увеличить счет, успешно пройдя еще одну трубу. Взгляните на этот твит:
Задеть за живое свою аудиторию – вот совет, который Гай Кавасаки дает в своей книге «Стартап» («The Art of the Start»), а также то, что Сэт Годин определил, как основной принцип хорошего маркетинга и разработки товара в рамках своей идеи создания «фиолетовой коровы».
3. Стремитесь вызвать непреодолимое влечение
Возвращаясь к вышесказанному, хочется отметить, что как бы ни было тяжело управлять или «пролетать» птичкой через проклятые трубы, люди все равно не могли бросить играть. И снова, как было замечено выше, эта мания и послужила силой, которая сделала игру топовой и такой популярной.
В действительности, лучшее объяснение этой зависимости от игры Flappy Bird я увидел в статье, опубликованной Guardian: «Один из неплохих способов обеспечить такое влечение – это заставить игрока поверить, что он всегда может достичь лучшего результата – если у него не получается, то поражение злит его настолько, что он возвращается к игре вновь и вновь».
Дизайн и механика игры были так абсурдно просты, что люди просто не могли поверить в то, что они не способны набрать больше двух очков.
Одна из моих любимых книг, которые помогают преодолеть механизм привычки – это «Сила привычки» (The Habit Loop). Автор этой книги считает, что возникновение привычки обусловлено существованием некоторого цикла: знак – привычное действие – награда. Flappy Bird ухитрилась удлинить дистанцию между привычным действием и наградой, что в результате привело к тому, что игроки использовали каждый удобный момент, чтобы поиграть.
Как правило, предприниматели пытаются воспользоваться этой жаждой потреблять больше, используя разные средства, включая рассылки по электронной почте, стимулирующие скидки, временные акции и предзаказы. Потребуется несколько публикаций по существу, чтобы ваша целевая аудитория стала зависима от товара, так что вам нужно подумать, как поймать ее на крючок.
Хорошим примером может послужить Blue Goji, компания, специализирующаяся на носимых гаджетах, которая позволяет желающим превратить любой кардиотренажер в игру и двинуться на штурм фитнесс-зала, постепенно наращивая непреодолимое влечение к физической активности (а также продажи).
4. Помните, что «социальный эффект» увеличивает виральность
Замечено, что одними из движущих факторов распространения этой игры стали критика, злорадство, жалобы, которыми расстроенные игроки делились в социальных сетях. Все началось с твита самого Нгуена, в котором он объявил о досрочном выходе игры и поделился своим результатом. Побуждение людей делиться своими очками, статусами и достижениями – обычная практика в мире проектирования игр и игрофикации, однако выгоду из этого процесса может извлечь любой, кто хочет начать бизнес.
Возможно, одним из самых легких и быстрых способов сделать ваш онлайн-магазин успешным – это разместить на страничке товара/услуги кнопки, чтобы пользователь мог поделиться фотографией в таких социальных сетях как, например, Instagram и Facebook, тем самым увеличив виральность за счет публикации «социального доказательства». Также вы можете воспользоваться такими стимулами, как подарки, скидки или эксклюзивные сувениры, предоставляемые в рамках кампании, взамен на публикацию пользователями фотографий вашего продукта.
5. Не пытайтесь снова изобретать колесо
Очень много всего было сказано о трубах и графических элементах, позаимствованных в основном из Братьев Марио, легендарной игры, в которую играли более трех поколений геймеров. Ходили даже слухи, что игра – это просто пародия на прежние версии игр Piou Piou и Helicopter. Однако, если мы оглянемся на историю видеоигр, мы увидим, что она полна случаев плагиата, и с тем же успехом мы можем обвинять все головоломки, связанные с сортировкой блоков, в том, что этот принцип уже использовался в Тетрисе.
Дело в том, что многие предприятия и инновации задаются приращениями, развиваются поэтапно и основаны скорее на существующих идеях, нежели начаты с нуля. Как это может помочь вам в том, чтобы основать многомиллионный бизнес? Найдите, что продавать, определите, что людям не нравится больше всего, и просто создайте что-то лучше или почти то же самое, но с незначительным отличием.
Хороший способ определить уровень потребления и получить идеи по усовершенствованию продукта – воспользоваться инструментом Google’s Keyword Planner. Выберите отрасль, подумайте над ключевыми словами, впишите их, чтобы проанализировать объем поиска. Затем вернитесь в поисковик Google и обратите внимание на то, какие компании регулярно занимают место на первой странице поисковой выдачи. Тут вы должны оценить, сможете ли вы самостоятельно определить пробелы и минусы в работе этих компаний и найти им остроумные решения.
6. Сохраняйте интригу
Самая интересная часть ошеломительного и стремительного успеха, обеспечившего Flappy Bird место в топе магазинов приложений, хронологически, до последней детали описана в замечательной статье (от Mashable), и состоит в том, как яро и настойчиво разработчики и журналисты хотели узнать секрет успеха Нгуена. Они перебрали множество вариантов: от перекрестной рекламы в других популярных играх до предположения, что Нгуен использует боты, чтобы заполнить магазины приложений тоннами отзывов. Все это привело Нгуена к аналогичному ответу: «Я не понимаю, почему Flappy Bird стала так популярна».
SideResult Software: Отличная игра Flappy Bird. Донг Нгуен, как вам удалось получить оценку 10 в рейтинге?
Донг Нгуен: Спасибо вам. Здорово знать, что людям нравится моя игра. Я не занимаюсь ее продвижением.
Но вот уж что действительно прозвучало, как гром среди ясного неба, так это решение Нгуена изъять игру из магазинов, даже несмотря на высокий уровень виральности. Я имею в виду разговор о том, как задеть за живое (см. Пункт 2).
Донг Нгуен: Прошу прощения, дорогие пользователи, через 22 часа я буду вынужден изъять Flappy Bird из магазинов мобильных приложений. Я не могу это больше выносить.
Что он на самом деле собирался сделать? Он серьезно? Весь мир мобильных приложений находился у него на ладони, гадая действительно ли он «спустит курок» и сделает это. Но сейчас все замечательно.
Главная вещь, которую предприниматели должны понять: всегда нужно поддерживать определенный уровень загадочности, даже если за этим ничего не стоит. Это не только заставит людей придумывать дикие, занимательные, противоречащие и оживленно обсуждаемые слухи о вашем успехе, провале или разработке нового продукта (Apple тому пример), но, что гораздо важнее, это заставит людей продолжить говорить о вашем продукте.
Итак, до того, как свойственная нам забывчивость сотрет Flappy Bird из нашей памяти, надеюсь, что эти советы помогут вам сделать все правильно в отношении следующей гениальной идеи или поднять уже действующую компанию на новый уровень.
Автор: andrewzhuk