Когда мы подавались на участие в программе акселерации ФРИИ, нас мучил вопрос, как стартапы сосуществуют друг с другом в коворкингах и инкубаторах? Мы привыкли работать в маленьком офисе или вовсе из дома, общаясь по Skype. Конечно, часть команды и до этого работала в опенспейсах, но все же, когда в офисе сидит одна компания, или даже один отдел (только продажники, например), все намного понятнее и проще. А как это происходит, если компаний огромное множество? Не падает ли продуктивность каждого из проектов?
По прошествии почти двух месяцев акселерации мы, Анна Чащина и Аида Легранд, сооснователи Witget, решили рассказать о том, как живется проектам во ФРИИ. Офис акселератора настолько запал нам в душу, что вылезти с работы часто бывает довольно сложно, хоть мы пока и не ночуем здесь, как некоторые проекты.
Много-много фотографий акселераторских будней – под катом.
Офис ФРИИ – какой он?
Наш проект проходит акселерацию во ФРИИ уже почти два месяца, экватор акселерации пройден. Мы решили показать миру то место, где многие молодые стартапы проводят 24 часа в сутки, и часто — в прямом смысле этого слова.
Акселератор находится на 7ом этаже бизнес-центра SilverCity, а войти в него можно, только миновав пространство коворкинга #Tceh, c которым у нас общий не только вид из окна, но и часть инфраструктуры – санузел, душ, лекторий. Дверь во ФРИИ обозначена так:
Попасть в акселератор можно только по пропуску, если не знать хитрого обходного пути.
За дверью следует коридор с переговорками по правому краю. Всего их 4, они нарасхват, поэтому бронировать нужно заранее. А это мы «митингуем» в одной из них.
Утро акселератора начинается на кухне. Это Валентин и Леша (проекты "Антикварус" и Petsferma) заливают в себя утренний кофе.
Вид из угла кухни, напротив стоят автоматы, один — с горячим шоколадом, капуччино, мокаччино и другими видами кофе, а другой — со снеками: батончики мюсли, газировка, сендвичи, творожные запеканки. В кофейном аппарате все напитки наливаются без-воз-мез-дно, то есть даром.
На вендинге с едой проекты, бывает, вымещают негативную энергию, — когда снеки застревают, вытряхивают их всей грубой стартаперской силой, иногда при поддержке и даже под руководством своих трекеров. Те настолько вживаются в роль наставников, что и здесь не могут оставить процесс без своего активного участия
Вот это – наша обожаемая кофемашина, в которой почти каждый стартапер черпает волшебную силу:
С первого набора остались ФРИИшные кружки, которыми теперь пользуются все прочие проекты. У трекеров и менторов акселератора есть свои именные кружки, говорят, выпьешь двойной эспрессо из трекерской кружки, и обретешь его тайные знания, а может даже и мысли узнаешь.
ФРИИ закупает нам сырки, йогурты и мороженное, которые хранятся в холодильнике, а в эту коробочку мы кладем деньги за них. Изначально это был один из экспериментов ФРИИ, и он себя оправдал: россыпи монет и купюр всегда в изобилии. Настоящий «бизнес на доверии».
Когда в аудиториях был ремонт, на кухоньке проходили и акселерационные тренинги. Вот эта схема на доске ниже – последствия того, как Илья Красинский поработал над бизнес-процессами проектов, а так сразу и не скажешь.
На кухне есть экран, где ведется обратный отсчет до окончания акселерации, такой своеобразный способ подгонять проекты.
По всему акселератору расклеены такие вот сообщения с подсказками в айтишном стиле:
Ну мало ли, кто-то не сможет отличить принтер от сканера
На вот этой доске постоянно висят контакты всех проектов, сотрудников ФРИИ и расписание тренингов и мастер-классов, а также напоминание о демо-дне, завершающем процесс акселерации. В этот день каждая команда получит шанс рассказать о своем проекте потенциальным инвесторам.
Мы насчитали в опенспейсе в общей сложности 87 рабочих мест! Правда, далеко не все из них заняты в течение всего рабочего дня. Каждый проект выбирает тот график, который удобен его команде. В третьем наборе акселератора на данный момент обучается 23 проекта, плюс рядом сидят несколько проектов из прошлых наборов, которые уже получили seed-инвестиции от ФРИИ.
Выглядит опенспейс так:
Перед началом акселерации мы гадали: каково это — сидеть в огромном пространстве вместе со многими другими проектами? Малый бизнес малым бизнесом, но все люди разные. Даже при учете того, что во ФРИИ проходят акселерацию только IT-стартапы, особенности работы у каждого из них свои. Кому-то постоянно нужно звонить, а кому-то – посидеть в тишине.
Все проекты сидят вперемешку, но наши опасения по поводу общего уровня шума не оправдались: во ФРИИ есть пять комфортных переговорок, в которых можно уединиться командой.
У каждой переговорки свое название, в соответствии с которым расписаны стены внутри нее. Вот это «Перекресток»:
Для брони переговорных есть ограничения – не более 2 часов в день на один проект, но им пока следуют далеко не все. Бронировать переговорки нужно заранее, на листочке на стеклянной стене или в Google.docs. В переговорках идут совещания, встречи с клиентами, холодные звонки, а по вечерам — это рабочее место для тех, кто устал от шумного опейнспейса.
Переговорка «Вокзал»:
А это наша любимая – «Аэропорт». Особенно приятно сзывать команду на митинг: «Встречаемся в аэропорту!», «Я – в аэропорт».
Для творческих личностей есть переговорка «Полет фантазии» — в ней нет окон, но зато на стенах можно бесконечно рисовать.
Кому-то не нужны переговорки, чтобы изолироваться от окружающих.
Стартаперы действительно живут на работе, и во ФРИИ есть все условия для этого. Кроме общего с коворкингом душа в акселераторе есть отдельная комната для сна.
Но для всех желающих ее не хватает, и предприниматели могут спать на кухне на диванчике, на мягких пуфах или вот в этих прозрачных одиночных кабинках, которые предназначены для скайп-коллов. Вон там справа виднеется спящий стартапер.
Есть две общих с коворкингом аудитории, где каждый день проходят различные лекции и мастер-классы (о том, чему можно научиться в процессе акселерации, можно узнать из материала "Что должен делать стартап, чтобы выжить?"), ниже фотографии пустого лектория и его же в процессе мастер-класса.
Расписание лекций, мастер-классов и трекшн-митингов, а также пароль от Wi-Fi в акселераторе можно найти буквально на каждом столбе.
Проекты можно легко распознать по облакам над их головами, метафорой SaaS. А лучшие по итогам недели проекты получают корону, которая переходит от облака к облаку.
Рабочий процесс в самом разгаре: Андрей из FlowWow принимает звонки от клиентов.
Окна в акселераторе во всю стену, а чтобы не мешал работать яркий солнечный свет, на окнах есть приятная альтернатива жалюзи. Это команда проекта SHOPPILOT, историю которого мы рассказывали раньше в нашем блоге.
Одна из «плюшек» ФРИИ – самокат, который можно в любой момент взять и покататься по офису, или недалеко от него.
Больше всего этой возможностью злоупотребляет Леша из Unim Histology.
А это рабочее место нашего проекта, его мы иногда украшаем цветами.
Наши талисманы – мягкая подушка и жест кая плетка, кнут и пряник, так сказать.
А это – настоящий живой бизнес-ангел, он сидит в акселераторе вместе со своим проектом. Можно его даже потрогать!
Еще одна знаковая личность – Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ.
Сотрудники ФРИИ сидят в отдельном «аквариуме» под названием Штаб:
Наши соседи, проект GoandStudy, за работой.
Проекты стараются замотивировать себя на получение seed-инвестиций разными способами, например:
А это всеобщий мягкий талисман акселератора – кот Стартап, и его главная защитница – Наташа.
А защищать Стартапа есть от кого: некоторые проекты тестируют на нем свои гипотезы. Например, ночами проверяют, не размножаются ли коты ксерокопированием.
(Автор идеи уверил нас, что кот при ксерокопировании не пострадал, но, тем не менее, получил выговор от сотрудниц ФРИИ и осуждение других проектов).
А вообще кота в акселераторе очень любят, правда.
Так как во ФРИИ могут попасть только IT-проекты, мужской пол в акселераторе преобладает. Девушки во ФРИИ составляют процентов 30 от всего населения, и основательницам Witget повезло быть в их числе.
Как попасть во ФРИИ?
Чтобы пройти отбор на участие в акселерационной программе, проект должен удовлетворять следующим требованиям:
• Целевой рынок объемом не менее $10 млн. в год;
• Команда минимум из двух человек, готовых работать на площадке Акселератора;
• Наличие юридического лица;
• MVP — Публичная версия продукта с работающим набором функций.
В презентации, которую необходимо загрузить в анкету при подаче заявки, должны быть:
• Идея проекта;
• Описание продукта;
• Бизнес-модель (модель монетизации, расчет выхода на окупаемость и в прибыль);
• Описание рынка, его объем;
• Планы развития;
• Денежные потребности проекта (подробно расписать, на что именно собираетесь их потратить).
Акселератор предоставляет инвестиции в размере 1,4 млн рублей, из которых 600 тысяч идут на оплату самой акселерации, а 800 тысяч двумя траншами перечисляются на счет проекта. Раз в неделю в акселераторе проводятся трекшн-митинги, где команды отчитываются по результатам недели, и выявляют «узкие места», над которыми проекту надо работать.
Этот пост хотелось бы завершить на ностальгической ноте: в день фотосъемки шел такой редкий этим летом дождь, а вот и размытый вид на набережную из окон акселератора.
Поработав здесь пару месяцев, мы поняли, что несмотря на каждодневные лекции и мастер-классы, мы успеваем сделать даже больше, чем до акселерации. И частично этим мы обязаны комфортному офису и правильной атмосфере во ФРИИ. Возможно, что через месяц мы чудом получим постоянное место здесь, ну а если нет — то явно будем скучать, и не только по офису. О коммуникации между стартапами, и о том, как проекты в акселераторе помогают друг другу, можно почитать в статье "Взаимопомощь в акселераторе: коллективный разум двадцати трех проектов". Следите за публикациями в нашем блоге!
Автор: celebritas