Дорогие мои, любимые, сохабровцы! Должен признаться вам, что я, на правах религиозного фанатика, являюсь совершенно счастливым человеком, но последних лет 16, из своих 32, наблюдаю вокруг все усугубляющуюся картину борьбы общества с абсурдностью бытия. Дело в том, что многие из моих знакомых работают в крупных компаниях, где их безжалостно гнобит офисная сансара, а у меня, уж так сложилось, никогда не было жесткого графика и довлеющей корпоративной машины за спиной, за что я денно и нощно возношу хвалу Аллаху. Находясь на значительном удалении от этих проблем и будучи в них эмоционально не вовлеченным, занимаясь наукой в свое удовольствие в НИИ Системных технологий (а на жизнь зарабатывая собственным ИТ-бизнесом), при помощи чудодейственного системного анализа я постараюсь обобщить тут все, что знаю по теме.
Для начала дам вводные своего некомпетентного исследования. Кое что пишу по рассказам, а кое-что по личному опыту или по опыту, глубоко прочувствованному в тесном общении с клиентами.
1. Обычно я застаю своих знакомых работников корпораций в выходные и в состоянии "невроза выходного дня". Если кратко, то это полная апатия, вялость и безразличие, которые нападают на людей после напряженной недели в офисе. Обычно, это состояние принимают за форму расслабленного отдыха от рабочей суеты, но это обманчивое чувство. Во время отпуска, если искусственно не загрузить себя активной деятельностью, оно может продолжаться неделями. Многие ИТ-шники даже придумывают себе проекты для души на выходные или праздники, вот как сейчас майские наступили, и давайте честно поднимем руки, кто засел за любимое занятие? Сам первый подыму.
2. Второе, это ужасающая бессмысленность, которой пропитаны все бизнес-процессы в 99% компаний, при чем, чтобы не лишиться своего места, нужно усиленно делать вид, что проекты полны смысла. Благо, если есть здоровое чувство юмора, не позволяющее поверить в реальность происходящего в компании, а если его нет, то наступает серьезное эзотерическое самозомбирование, сопровождающееся шаблонными фразами и умными взглядами без тени сомнения. Для сомневающихся же, имеются обычно экспресс курсы.
3. Ну про прокрастинацию на рабочем месте, Хабр обсуждает уже давно, я тут только напомню для полноты картины суть — это нежелание приступать к нужным, важным и срочным делам, ограничиваясь бесконечной автоматической и пустой деятельностью.
4. "Delivery in 2 seconds" — многие жалуются на этот странный симптом менеджмента компаний. Решение принято и сразу нужны результаты, еще совещание не закончилось, а уже началась «нетерплячка», ни какого времени на реализацию не выделено, жать больше невыносимо. Виноват тут Гугл, дающий результаты за 2 секунды или вообще привычка ходить в супермаркет, где есть все готовое — не знаю, но желание получать все и сразу, стало нормой.
5. Бессмысленные действия. Выявлена проблема, нужно срочно что-то сделать для ее решения, а что именно, это уж не столь важно. Для успокоения нужно просто сделать, и как можно быстрее.
6. Постоянная "информационная соска": прослушивание музыки во время работы, чтение новостей, музыка в машине, постоянные смс и интернет (читаем и пишем в транспорте, на ходу, замерев посреди улицы, дома в уборной и даже под подушкой), телевизор с новостями и сериалами, а потом радио, для умных — книжка, ну и интернет, до работы, во время и после нее, перед сном, уже час с зубной щеткой во рту.
7. Деградация социальной активности в сети от написания осмысленных текстов к копипасту и лайкам. Сначала это было FIDO и Usenet, потом почта, форумы, ЖЖ, позже — соцсети и соцприложения. Кто помнит, какое было наполненное смыслом общение? Теперь же потеря смысла и замена творчества внешним раздражителем внимания. Хабр — один из немногих островков, где можно увидеть не только ссылки, смешные картинки и цитаты из вечного, а материал, ставший воплощением личного мнения, опыта, труда и определенной позиции человека.
8. Стартаповый невроз — с этим многие в ИТ знакомы, но такое сейчас не только в ИТ, уже любая деятельность воспринимается как стартап (похоже это зараза), что сопровождается: страхом, что кто-то сделает это раньше нас (когда ревнуют идею или ревнуют потенциальную аудиторию), сверхсекретностью относительно всех идей (даже если они очевидны), желанием забить побольше доменов, и наконец, всепоглощающим стремлением к "ЗВИ" (захавать все интернеты).
9. Общее информационное перевозбуждение без малейшего полезного выхлопа. Это странное состояние сознания, типичное для общества постмодерна, когда все материалы становятся очень доступными, находясь в двух кликах от тебя, они утрачивают свою ценность. Очень много контекста, все идеи сразу во внимании, внимания не хватает, оно рассеивается и наступает информационная прострация.
Что-то мне подсказывает, что у всех этих симптомов одни корни. Это вытеснение смыла деятельностью.
Чем больше капитализация, тем больше заблуждение
Анализируя, на чем держатся бизнесы, я пришел к выводу, что 90% их построено на эксплуатации примитивных потребностей, заблуждений и страхов, это может быть заблуждения и страхи клиентов (потребителей товаров и услуг), а может быть — заблуждения и страхи владельцев бизнеса. В первом случае, происходит сознательное запугивание аудитории, жесткая пропаганда и распространение зависимости от товара и услуги, а во втором — надувается мыльный пузырь гордыни учредителей. Чем больше вложено денег, тем сложнее избавиться от желания думать, что мы идем верным путем. Сказать что-то руководству редко кто может, да и услышат ли, если слышать не хотят. А как работать в такой организации? Подсознательно же каждый работник ощущает, что поток директив или аморальный или бессмысленный.
Но всегда же можно спрятаться, закрыв глаза
Вот и закрывают глаза, занимая все потоки внимания «информационной соской» или уходя в параллельные миры, изображая бурную деятельность и думая про пятницу. А чуть позже оказывается, что все эти нездоровые методы имели побочный эффект, мешали нам вспоминать про смысл существования. Они конечно мешали вспоминать про что бы то ни было, но вот отучиться от соски сложно.
А вспоминали ли раньше?
Похоже, что раньше вспоминали, но раньше были готовые ответы. Ведь подходов к смысловой наполненности существования есть два основных: религиозный (мистический) и научный (атеистический). Но разве каждый выбирает их свободно? Есть же определенная мода на это и обусловленность культурного контекста. Ну то такое, чтобы не уйти в холивары, будем считать, что каждый себе выбирает сам. Мистический, если он основан на молодой живой и чистой вере, он прекрасен, но если он пришел к шаблонам и монотонному автоматизму старого культа, то он ужасен, с этим даже атеисты не спорят. Научный подход, он наоборот, ужасен пока свеж и молод, и становится прекрасным, когда наука переходит от эйфории неудержимого прогресса, поворота рек вспять и препарирования всего живого, к зрелой мудрости. Но не смотря на их кардинальную разницу, у них одно общее — оба забыты и заменены жидкой, вводимой внутривенно информационной жижей.
А на чем же тогда мир держится?
По опыту ИТ могу сказать, что всегда и повсеместно, самая сердцевина систем, ядра и основной рабочий код, пишется одним или несколькими сверхспециалиствами, которые не смотря ни на что, странным образом, сохраняют душевное равновесие и адекватность в любых условиях. Они движутся не по курсу компании, а своим путем, выпадая из общего видения, и создавая без всякой к этому мотивации, просто потому, что иначе не могут. Единицы, горстка людей, делает все самое глубокое и важное, все языки программирования, СУБД, операционные системы, сложные прикладные пакеты. По идее, их нужно холить и лелеять, бекапить и клонировать, но их только эксплуатируют. Более того, сами эти люди этого не замечают совершенно и очень удивятся, если им скажут, что их кто-то эксплуатирует. Берегите их!
Успокоим возбужденных
Если отдельные читатели все еще не могут успокоиться после прочтения вводной о Стартаповом неврозе, то у меня есть несколько успокоительных фактов:
1. Ни разу за мой 16 летний опыт в ИТ ни кто не сделал и не запустил какую-то идею в жизнь до того, как это сделали авторы идеи, если они действительно ее родили из себя, а не слизали. Авторы всегда имеют преимущество над повторителями, у них есть доступ к чистому источнику смысла и творчества, а его ни какими реактивными брэйнстормингами не заменить.
2. Сверхсекретность излишня, ведь слова — это только ментальные ярлыки, на которые каждый навешивает свою семантическую нагрузку, поэтому, даже записав ваши разговоры, можно будет восстановить лишь формальный смысл, а глубинный смысл останется всегда за вами.
3. И наконец, ЗВИ" (захавать все интернеты) — это великолепная и красивая идея, не нужно над ней потешаться.
Автор: MarcusAurelius