Вот вам пришла в голову отличная идея и вы решили, что превратите ее в такой успешный бизнес, что даже сам Цукерберг попросит у вас автограф. Что дальше?
Обычный сценарий: вы читаете книги сильных мира сего о том, как правильно развивать стартап. Изучаете умные статьи о различных методиках и правилах его продвижения. Обучаетесь у “просвещенных” как правильно делать то и вот это. Вооружаетесь умными системами управления проектом и мощными правилами тайм-менеджмента. Посещаете мега-семинары, стартап-тусовки и прочие места средоточия бизнес-мудрости. Ну и как следствие — наконец, заправляете свой проект инвестициями, находите ментора и активно начинаете развиваться. Короче, все “по уму” и вроде бы правильно… Но оказывается, что не так уж и правильно.
Давайте сначала разберемся с книгами. Их авторы вещают нам, как и что правильно делать, чтобы был успех. Откуда они узнали как правильно? Великий бог Стартапис к ним с небес не спускался, дабы поведать все эти секреты. Они просто вывели свою личную философию и правила на личном опыте, в реальной работе над проектом. Сколько книг — столько и разных мнений, причем очень часто вступающих с друг другом в полное противоречие. И тут нет правильных или неправильных. Каждый автор по-своему прав, потому что доказал то, о чем пишет на личном опыте.
Можно прочитать несколько книг, чтобы иметь общее представление о том, как люди добились успеха и чтобы просто обрести веру в себя. Но не следует искать в книгах какие-то готовые рецепты, методики и правила — они лишают вас собственного опыта и умения мыслить самостоятельно.
Из-за чрезмерного следования советам из книжек на рынке появляются однотипные проекты и развиваются однообразным серым путем — долго, нудно и скучно. Однако, если поизучать примеры ярких проектов и их маркетинга, то без труда можно понять, что они следовали собственному опыту и идеям, и в книгах о них обязательно напишут уже потом, как очередной “рецепт” для тех, кто разучился думать своей головой.
В этом плане ваш внутренний мирок гораздо богаче любой библиотеки. Потому что если в нем хорошенько покопаться, то можно вынести оттуда свои собственные правила, методы, ходы и идеи. Так поступали все, кто создал нечто большее, чем очередную копию купонного сайта.
Слушать свое чутье и свое мнение поначалу непривычно. Чувствуешь себя неуютно без внешней поддержки в виде книг, статей и интервью с разными умниками. Но когда привыкаешь, то начинаешь понимать, что своим путем идти гораздо интереснее, просто риск выше.
— Идешь общим протоптанным путем — найдешь и займешь себе лавочку под солнцем в тесном многолюдном парке.
— Идешь своим путем — рискуешь совершить кучу ошибок. Но рано или поздно найдешь не просто лавочку, а шикарный пустынный пляж.
С системами управления проектом все еще интереснее — их становится устрашающе много. Я пробовал несколько. И понял, что пользы от них не так много, как кажется. Скорее, наоборот. На освоение и использование такой системы тратится время. Нужно создавать задачи, проставлять им статусы, расставлять приоритеты, все это корректировать, контролировать и так далее. Куда полезнее потратить это время на реализацию самих задач! И дело не только во времени. Пользуясь такой системой, становишься роботом. Расставил по порядку задачки, выставил дедлайны и щелкаешь им статусы - “Запланировано”, “В работе”, “Завершено”, “Скажем дружно — н***й нужно” и т.д. Это лишает ум гибкости и, в некотором смысле, отупляет.
Бизнес — это не путь по яндекс.навигатору из офиса в свой дом. Скорее, это путь к острову в безбрежном океане и подручными средствами тут могут быть лишь обратная связь от клиентов и развитая интуиция. А все остальное меняется динамически. Так что задачи должны возникать естественным образом и выполняться не по дедлайну, а по обстоятельствам. Вместо выставления дедлайнов лучше использовать мотивацию сотрудников — общаться с ними об их целях и планах на жизнь, проводить параллели с выполнением задач и продвижением к их целям. Тогда задачи будут выполняться максимально быстро и без всякого насилия с вашей стороны в виде жестких сроков, штрафов, вазелина и паяльника.
С тайм-менеджментом, соответственно, все гораздо проще, чем описано в умных книжках. Если у тебя есть большая и грандиозная мечта, от которой мурашки бегают по коже, то никакой тайм-менеджмент и не нужен.
И так просыпаешься с “первыми петухами” и работаешь не зная усталости. Не приходится себя заставлять, потому что мечта тебя и так мотивирует.
А что и в какой последовательности делать в течение дня, должен решать не продвинутый онлайн-планировщик, а собственная голова и обстоятельства текущего дня. Нужно быть гибким, тогда сделаешь многое и с удовольствием, не загоняя себя в жесткие рамки. Тем более вы не в состоянии спланировать на бумажке день так, чтобы учесть все обстоятельства. Так зачем же тогда вообще пытаться жить в искусственных рамках?
Теперь об инвестициях. Гораздо лучше самостоятельно вывести свой проект на рынок и получить первую обратную связь. Даю вам гарантию, что у вас обязательно что-то поменяется после этого. И не раз поменяется. Например, в своем первом проекте я уже третий раз в корне меняю бизнес-модель, а во втором проекте кардинально поменял логику тарифов.
Когда вы найдете самый правильный и стабильный курс развития, только тогда следует задумываться об инвестициях. И весь парадокс заключается в том, что когда это произойдет, инвесторы сами вас найдут. И уже вы им будете диктовать условия, а не они вам.
В итоге, вместо того, чтобы отдать около половины компании за ничтожные деньги, вы привлечете солидные инвестиции на действительно выгодных условиях. Плюс ко всему, изначальное развитие проекта без инвестиций научит вас экономить, грамотно рапоряжаться каждой копейкой и искать лучшие пути и ходы развития компании и ее продвижения. Такому уж точно по книжкам и на семинарах не научишься, только на собственном опыте. Так что лучше немного помучаться на начальном этапе, но зато сохранить свою долю, обрести бесценный опыт, лучше понять свой проект и уже тогда задумываться об инвестициях. Возможно, они вообще не понадобятся.
Ну и, наконец, о менторах. Это человек, которому вы отдаете небольшую долю в компании за разумные советы и наставления. Меня это немного удивляет и вызывает недоумение. С чего бы это какой-то умный дядя со стороны должен советовать мне, как и куда я должен развивать компанию? Конечно, он опытен и чего-то достиг. Но это вовсе не означает, что его надо слушать и дарить долю. Опять же, это лишает вас собственного опыта и чутья бизнемена. Да и к тому же теряешь еще одну большую предпринимательскую радость — внутреннее видение (то, каким вы видите свой проект в будущем, к чему стремитесь). И кстати, самые успешные люди всегда делали что-то не благодаря мнению экспертов, а вопреки ему.
И если подвести итог, то эти два пути можно сравнить в такой аналогии:
Представьте, что вы капитан корабля. Вы свободны от чужих мнений и представлений, рулите куда хотите, исследуете новые берега и получаете от всего этого настоящее удовольствие. Для вас это интересное приключение, что-то вроде поиска сокровищ, и вы сами решаете куда в итоге хотите приплыть. Это и есть путь, о котором написал я.
В традиционном же пути, вы, вроде бы, тоже капитан корабля, но прежде чем дотронуться до руля, вы собираете в каюте всех своих менторов, инвесторов и просите у них разрешения. А вместо прекрасного океана приходится плавать в общественном бассейне, потому что так надежнее. И надо не забыть одеть плавательную шапочку. Так принято (не вами конечно же).
Не спорю, что классический путь тоже дает неплохие практические результаты. Но обложившись со всех сторон менторами, чужими деньгами, чужими мыслями, чужими советами из книжек, системами управления, контроля и прочими внешними атрибутами, есть риск утратить удовольствие от самого процесса и упустить собственный уникальный опыт в процессе создания компании.
Кстати, а какой путь выбрали вы?
Автор: RyLeZ