Да, это очередная статья о прокрастинации. Но в ней не будет тех советов, которых вы ждете. А будет вот что:
В качестве вступления
Вероятно, на Земле не существует ни одного человека, который бы не сталкивался в своей жизни с прокрастинацией —отсутствием желания делать что-либо, даже если это имеет высокую срочность, вечным «откладыванием на завтра». И это явление вряд ли уникально только человека — в той или иной степени признаки лени проявляют все живые существа. Да и в общем-то, это довольно естественный процесс — никакой хищник будучи сытым не пойдет на охоту, так и человек не хочет заниматься работой, пока его не прижмет какой-нибудь дэдлайн. В этом ничего удивительного нет, прокрастинация, на мой взгляд — естественная черта любого человека.
Но человек живет в обществе, которому нет дела до замыслов природы и чтобы нормально жить — недостаточно работать урывками, чтобы хватало лишь на покрытие минимальных расходов. Нам нужно трудиться стабильно, ежедневно и соразмерно ожидаемой прибыли, а так же нашим растущим потребностям.
Что же делать?
Меня долгое время занимал вопрос — как научиться контролировать себя? Почему еще в прошлом месяце я работал сверх нормы, а сегодня растягиваю проект с горящими сроками? Вообще, отчего зависит идёт работа или стоит? Можно попробовать разные GTD-методики, всякие эйчаровские трюки: «разделяй задачи», «делай одно важное дело первым», «мотивируй себя золотой яхтой на обоях рабочего стола» и так далее. И да, можно получать от этого определенный положительный эффект. Но мне его было недостаточно, я ждал от себя большей продуктивности.
Тогда я пошел дальше — каждый раз когда я отвлекался от работы в течение рабочего дня, я записывал то, чем я занимался вместо работы. Примерно 70% составил серфинг в сети чтение чего-либо, 15% — компьютерные игры и еще 15% пришлось на общение в мессенжере.
Как мотивировать себя заниматься работой?
— это типичный вопрос, который возникает у всех в такой ситуации. Но это неправильный вопрос.
Гораздо важнее узнать, что заставляет нас заниматься второстепенными делами и использовать это.
Чем обычно мотивируют работать? Что советуют?
1. Деньги. Кому-нибудь тут платят за чтение развлекательных сайтов? Или за раскладывание пасьянсов? Отбрасываем этот мотиватор.
2. Долгосрочные цели. «Определите цель своей жизни и всегда помните, что вы работаете ради ее достижения, наклейте фото вашей мечты на холодильник… представьте будущий результат...» и т.д. и т.п. Понятно, что среди нас немного маньков, чья цель в жизни — геморрой от бесконечного серфинга в сети.
3. Музыка. «Подберите музыку, которая создаст у вас позитивный настрой...». Я думаю, чтобы смотреть котов в соц. сетях — музыкальное сопровождение ни к чему.
4. Почитать истории успеха, 5. Цитаты Стива Джобса, 6. Заняться зарядкой, 7… хватит
Советов и способов мотивации множество, перечислять все не будем, но уже предельно ясно, что движет нас чем-то заниматься совсем другая сила. Какая? — вот это верный вопрос.
Двигатель прогресса
Речь пойдет не о рекламе, как кто-то мог вдруг подумать, а кое о чем другом, совсем близком. В качестве примера, я возьму компьютерные игры, как наиболее яркий из всех. За то, что мы играем в игры нам не платят денег, у нас нет глобальных целей связанных с играми и нам не нужно собираться с силами, чтобы поиграть во что-нибудь. Однако, мы с радостью меняем свою высокооплачиваемую работу на рытье шахт в Minecraft, измельчение демонов из Diablo или даже выращивание виртуальной картошки. Что побуждает нас играть? Ответ прост — нам интересно. И вот тут мы подходим к ответу на самый главный вопрос: Что делать?
Если вы не можете работать, и вообще не хотите делать ничего, а только лечь спать — то вы переутомлены и речь здесь не о прокрастинации. Отдыхайте.
Если вы не можете заставить себя работать, но при этом прекрасно читаете сайты, играете в игры или общаетесь — значит вам не интересно работать. И единственное что может заставить вас вернуться к вашим обязанностям — это интерес (ну или угроза увольнения :)
А почему вы думали геймификация стала так популярна? Хотя она и является только вершиной айсберга.
Рабочий процесс
Однако, дело совсем не в играх. И хотя геймификация оказывает положительный эффект на продуктивность работников, это лишь один из способов повысить интерес к работе. А на интересные дела, если вы не устали, вы всегда найдете силы и время.
И дело не в выборе работы, хотя многие авторы утверждают, что если вас мучает прокрастинация — то вы мол, заняты, не вашим делом, ищите свое предназначение в чем-либо другом. Другие же, считают, что бывают интересные проекты и не интересные. Соответственно, первые вы выполняете легко и быстро, а вторые, неприятные вам — вы откладываете и тянете. Но главное не то, чем вы занимаетесь. Главное — рабочий процесс.
Кто-то может быть фантазировал, что он зря выбрал IT-индустрию, что тут скучно и уныло и что будь он, например, человеком, который занимается созданием кинофильмов — то горел бы работой и был полон интереса. Не тут-то было! Обязательно попали бы в студию, где унылые рабочие процессы, вредный режиссер, бесконечные правки и т.д. и т.п. В общем, все то же самое.
Чем бы вы не занимались, подойдя с фантазией к своему делу — вы можете сделать его гораздо более ярким и позитивным, чем рутинное отстреливание пиксельных врагов или чтение развлекательных сайтов. От того каким образом построен ваш рабочий процесс, общение с командой, руководством заказчиком напрямую зависит ваш интерес к работе (а вовсе не от самой работы), и как следствие — ваша продуктивность. Вы должны, несмотря ни на что, построить ваши процессы так, чтобы они были увлекательны, вне зависимости от того, какие задачи перед вами стоят. Так, чтобы между развлечениями и работой вы могли без насилия над собой выбрать работу.
Свои размышления о том, как построить идеальный рабочий процесс, помогающий побеждать прокрастинацию, я расскажу во второй части статьи, если конечно, меня не покроют минусами :) Всем спасибо.
Автор: alexrublev