— Добро пожаловать. Это CS183F, спасибо, что пришли, мы надеемся, это будет очень хороший курс. Мы собираемся попытаться научить вас тому, что вам нужно в первые 100 дней стартапа, по сути, мы научим вас как перейти от сырой идеи к компании.
Я глава Y Combinator, Сэм Альтман, я учу этих людей уже продолжительное время и надеюсь, мы сможем доступно все объяснить. Сегодня помимо меня в качестве приглашенного спикера выступит Дастин Московиц.
Дастин является одним из основателей Facebook и CTO и разработчик MVP. Сейчас он сооснователь и CEO Asana. Дастин выступает первым от лица этого курса, и о его выступлении я говорю другим людям чаще всего. Оно о том, зачем начинать стартап и это на самом деле очень важный вопрос, о котором люди недостаточно думают. Он любезно согласился вернуться и рассказать об этом снова.
— Если вы здесь сегодня или смотрите видео позже, значит, вы, вероятно, планируете создать компанию. Поэтому вы проходите этот курс. Большая часть курса будет о том, как сделать это и добиться успеха. Но прежде чем мы углубимся в то, как стать предпринимателем, я здесь, чтобы помочь понять вам почему.
Важно знать какая у вас причина, чтобы правильно принять решение. Я слышал о различных распространенных мотивациях потенциальных предпринимателей. Но я выяснил, что после того как они полностью рассмотрели компромисс, они часто приходят к выводу, что создание компании это не лучший способ добиться своих целей. Я надеюсь, вы будете уверены, что выбираете лучшее решение. И я так же объясню причину, по которой мне больше всего нравится слушать людей объясняющих, почему они решили создать компанию, и что я слышу, когда я думаю, что кто-то действительно настроен на успех.
Я уже выступал с этой речью до этого, как сказал Сэм, и многие люди подходили ко мне после и говорили, что это очень помогло им в принятии решения. В некоторых случаях они решали, что они не должны создавать компанию, они на самом деле должны присоединиться к существующей компании. Но я знаю, что многие из вас решительно настроены. Если это так, то без проблем. Я думаю, это все равно будет полезно для вас, так как вы лучше поймете, через что вам предстоит пройти.
Это не длинная речь, у меня около 10 слайдов и я оставил немного времени на вопросы в конце. Отлично. И так, будем называть вещи своими именами.
Многие люди становятся предпринимателями непосредственно для того, чтобы стать очень богатыми. Они видят себя создающими новый Facebook или Google. Однако шансы стать настолько успешными на самом деле крайне малы. Только небольшая часть целых поколений компаний в конечном итоге добивается таких высот.
Вот воронка с сайта CBN. Она показывает начальные цифры того сколько финансируемые технические компании получают каждый виток финансирования. Так что даже если мы умерим наши амбиции до желания стать единорогами и будем компанией оцененной в миллиард долларов, у нас все еще будут невероятно неравные шансы.
Только 1% финансируемых компаний проходит через всю воронку. Прохождение шести витков воронки не совсем то же самое, что стать единорогом, но вполне соотносимо. Большинство единорогов, которых я знаю, должны пройти как минимум через такое большое количество витков финансирования. Чтобы этого добиться, нужно иметь по-настоящему замечательную идею. Она должна быть уникальной, оправданной, завоевывающий крупный рынок. Вы должны выполнить ее чрезвычайно хорошо, а это значит, что вы должны усердно работать, вы должны привлечь нужных людей и у вас должна быть стратегия лучше, чем у ваших конкурентов. И вам так же нужно быть очень-очень везучими, потому что много чего может встать у вас на пути, и многое из этого вы не в состоянии контролировать.
Я говорил со многими инвесторами и предпринимателями и создается ощущение, что с каждым разом гораздо сложнее пройти сквозь воронку. Не только все больше людей создают компании и конкуренция соответственно больше, но работать становится дороже по многим причинам, особенно здесь в районе залива. И у инвесторов тоже более высокие ожидания. Вы видели, что коэффициенты оценок начинают снижаться, особенно на открытом рынке. Возможно самое важное то, что становится труднее мешать должностным лицам. Они не медлительные гиганты, которыми они были 10 или 20 лет назад. Они знают, как пользоваться преимуществом своего положения на рынке. Некоторые из вас думают, мол, разумеется, это трудно, но вы получаете гораздо больше денег как основатель и очевидно это единственный способ заработать много денег.
Давайте поговорим о двух замечательных способах, которые могут привести вас к чудесной зарплате.
Первая история: вы основатель, вы создали компанию, которая организует Uber для домашних животных. На картинке клиент, не основатель. Это прекрасная идея и вы хорошо ее выполнили, поэтому в какой-то момент вы продаете компанию за 100 миллионов долларов. Если у вас действительно успешное предельное уменьшение долевого участия акционеров в распределении чистого дохода, ваш капитал будет составлять 10% от компании к тому времени, как она станет ликвидной. Поэтому вы получите 10 миллионов долларов. Довольно прекрасный доход.
Однако я показал только малую часть начального набора, который позволил зайти так далеко, поэтому это удачный случай. 100 миллионов долларов немного легче, чем 1 миллиард долларов, но это по-прежнему крайне редко случается. Вероятней всего вы останетесь ни с чем на этом пути, потому что вы закроете компанию по какой-либо причине. И часто вы видите компанию проданную покупателю с оценкой такого диапазона. И во множестве случаев основатель все равно остается ни с чем из-за предпочтения ликвидности инвестора. Поэтому многое зависит от того сколько денег вы получили, чтобы добраться до этого. Это определенно очень рискованный путь.
Другой способ заработать примерно такую же сумму денег это присоединиться к компании более поздней стадии и помочь им подняться с оценки в 500 миллионов до, скажем, 20 миллиардов. Даже будучи прямиком из колледжа, вы можете многого добиться в финансовом плане, присоединившись к компании на такой стадии. Но, особенно если у вас есть несколько лет опыта, вы получите очень хорошие варианты и у вас также будет высокая зарплата.
Я вывесил пять основных пунктов здесь, так что если вы присоединились раньше, их может быть больше, если у вас больше опыта, их может быть больше, но это своего рода хороший стандарт. И вы, вероятно, знаете, что рынок для опытных технических специалистов невероятно конкурентоспособный, особенно для ролей продукта. Если вы сделаете правильный выбор, вы также сможете уйти с 10 миллионами долларов по этой дорожке. И если вы сделаете правильный выбор и найдете следующий Facebook или Google пока он все еще не единорог, то вы можете добиться очень многого.
Сотый разработчик Facebook имеет гораздо более хорошую зарплату, чем большинство предпринимателей. Конечно, возможно, что вы выберете неверную компанию, не дорастете до такой зарплаты. Это кстати 40х рост, что впечатляет. Но суть в том, что вы должны присоединиться к компании гораздо позже ее цикла развития. У вас будет больше информации. Вы можете увидеть производительность, встретиться с кем-то из команды, понять конкурентную среду. И даже если вы не найдете компанию, которая дорастет до таких высот, у вас есть хороший шанс выбрать ту, которая дорастет до какого-то приличного уровня. На самом деле оценка вашего капитала вероятно уже не равна нулю. Поэтому у вас прекрасные шансы получить хороший результат в таком случае и возможно получить очень хороший заработок.
И наконец, если вы основали компанию, у вас есть долгосрочный контракт. Велики шансы, что вы потратите десять лет или больше, чтобы поднять ее до нужного уровня и, в конце концов, вы все равно можете потерпеть неудачу. Если вы присоединитесь к существующей компании, вы можете поработать там пару лет, понять есть ли у нее перспективы роста. Если нет, то вы можете легко уйти и попытаться снова. На самом деле вы можете работать на несколько разных компаний в десятилетний период, и это значительно увеличивает ваши шансы на хоум-ран.
Окончательный вывод заключается в том, что есть множество способов получить отличный финансовый результат, но риск гораздо меньше, если вы присоединитесь к уже существующей компании. Не беспокойтесь не все здесь будет аргументами касательно того почему стоит присоединиться к существующей компании.
Аналогично, многие люди хотят создать компанию, чтобы оказать глобальное влияние на мир. Обычно финансовый результат соотносится с этим, поэтому большинство уже приведенных мною аргументов применимы и здесь в том числе. Но когда вы присоединяетесь к уже существующей компании, у вас есть ряд больших преимуществ. Вы получаете доступ к их существующей базе данных. Это могут быть сотни миллиардов, иногда миллиарды людей. У вас есть возможность работать на вершине инфраструктуры, которая уже была построена и измерена и вы работаете совместно с существующей командой. И они помогут вам добиться успеха.
Я хочу привести конкретные примеры глобального влияния на мир, которую получали люди в качестве сотрудников. Брет Тейлор, был главой Quip прежде чем стать предпринимателем, после он присоединился к Google, у которых на тот момент уже было более 1000 сотрудников. Тем не менее, он стал инициатором создания Google Maps, которые используются сотнями миллионов людей, включая меня по пути сюда сегодня.
Подобно этому мой сооснователь Asana, Джастин Розенштайн, присоединился к Google примерно в то же время и сделал прототип G-чата внутри Gmail. Это было более 10 лет назад, но он все еще используется массой людей. И вскоре после этого он пошел в Facebook, у него было несколько сотен сотрудников, и он руководил проектом Хакатона, благодаря которому была изобретена кнопка Like. Некоторые из вас, вероятно, использовали ее один или два раза.
И так, вы все еще можете присоединиться к таким командам как Facebook и Google на сегодняшний день и работать над чем-то, что может привлечь буквально миллиард людей.
Если вы хотите стать предпринимателем и максимально увеличить глобальное влияние, это те истории, с которыми вы должны сравнивать свои возможности. Дальше идет образ жизни. У каждого есть своя история касательно того, что значит быть бизнесменом.
В общем, СМИ нравится выставлять это гламурным, подчеркивая запуски изделий в производство и этапы финансирования. Они предпочитают говорить об успешных случаях и игнорировать провалы. А сами бизнесмены как утки. Они спокойны с виду, но на самом деле трясутся как проклятые. Но вы можете увидеть только то, что на поверхности, предпринимателей выглядящих страстными и сосредоточенными.
Первое изображение здесь из «Социальной сети», это художественный фильм о создании Facebook. Выглядит забавно. И последнее фото это реальное фото создания Facebook. Они немного разные. Реальность это множество моментов с опущенной головой во время тяжелой работы. У нас едва хватает времени на то, чтобы открыть шампанское и обрызгивать ими наши ноутбуки. И так, на практике, технология не совсем такая как в «Социальной сети», скорее как в «Кремниевой долине». Все на самом деле очень стрессовое. Почему так? По многим причинам.
Во-первых, твоя команда полагается на тебя. Вы поставили их лучшие годы на историю, которую вы им рассказали. И наниматели постоянно их пингуют в течение недели. Вы всегда переживаете, что потеряете их. Каждый виток сбора средств ощущается так будто вы на грани жизни и смерти и ваши конкуренты на самом деле пытаются убить вас. И вы всегда как натянутая струна, потому что тяжело найти время на компанию, на другие значительные вещи, на свою семью и на себя.
Название слайда здесь это конечно отсылка к книге Бена Хоровитца «Легко не будет». Если вы хотите углубиться в предмет, я определенно рекомендую прочитать это. Так же люди думают, что, будучи основателем, ты можешь контролировать то, как ты тратишь свое время.
«Люди представляют себе главных исполнительных директоров компании на вершине пирамиды…
Как это на самом деле: все остальные это ваш босс — все ваши сотрудники, клиенты, партнеры, пользователи, средства массовой информации. Они ваши руководители. У меня никогда не было больше руководителей чем сейчас и мне никогда не приходилось отчитываться перед таким количеством людей.
Жизнь большинства главных исполнительных директоров заключается в том, чтобы отчитываться перед всеми остальными… Если вы хотите чувствовать всеобщее признание и власть над людьми, идите в военную сферу или в политику. Не становитесь предпринимателями.»
Тут представлена замечательная цитата Фила Либина, понадобится секунда, чтобы ее прочесть. Мы с Филом узнали об этом тяжелым способом, но на самом деле, на практике у тебя нет контроля. Большую часть своего времени я потратил на работу над проблемами, которые я не мог никому поручить, реагируя на проблемы, которые периодически возникали или решал конфликты. Более того, ты всегда на связи. По сути, практически невозможно полностью отключиться во время отпуска или выходных, к тому же вы являетесь образцом для подражания. Поэтому если вы будете прохлаждаться, то ваша команда будет делать то же самое. Это на самом деле совершенно не подходит людям, которые не хотят иметь образ жизнь бизнесмена, вам лучше стать маленькими предпринимателями. Тогда у вас, в самом деле, будет контроль над своим образом жизни, но финансовый результат и глобальное влияние будут значительно меньше.
Это обобщение этих первых четырех тем. Это главные причины, о которых мне обычно рассказывают люди. Воронка успеха, которую я вам показал, на практике предполагает, что стартапы не самый лучший способ, чтобы максимально увеличить финансовую награду или глобальное влияние. Возможно, вы добьетесь большего успеха, присоединившись к существующей компании.
Так же, реальность предпринимательства обычно не совпадает с тем, что вы видите в средствах массовой информации. Если вы нацелены на хоум-ран, вы должны быть готовы потратить много лет на попытки и тренировки, которые могут потребоваться, чтоб стать профессиональным атлетом, и все равно потерпеть неудачу.
Теперь, когда я предоставил вам ряд плохих новостей, давайте поговорим о том, что я считаю лучшей причиной создания компании. Очевидно, вы не можете не сделать этого по двум причинам.
Первая — это страсть.
Страсть очень важна, раз уж мы говорим о том, как трудно создать компанию. Вам понадобится эта страсть к любимому делу, чтобы прорваться вперед. И вам так же необходимо завербовать прекрасных людей, которые последуют за вами как за лидером.
И вторая причина в том, что вы тот самый человек, который может воплотить все это в жизнь, создав компанию. Если у вас не получится это сделать, вы на самом деле лишите мир чего-то великолепного. Это говорит о том, что сама идея очень ценна и так же вы тот человек, кто лучше всего сможет воплотить ее в жизнь. Если вы не тот человек, то этот человек где-то там и он, вероятно, пытается обыграть вас и создать нечто еще более ценное. Единственная уловка здесь заключается в том, что возможно вы лучший человек для этого дела, но вы должны делать это в контексте существующей компании. Я часто так себя чувствую, когда мне описывают что-то, что звучит как новая особенность уже существующего продукта. Так что если вы хотите добавить нечто новое в обмен фотографиями, я настоятельно рекомендую рассматривать Instagram или Snapchat и помочь им добавить это в свои продукты.
Вы можете заниматься предпринимательством в контексте существующей компании. Я сам дважды решал стать предпринимателем и оба раза я был мотивирован именно этой причиной. В случае с Facebook мы фактически оставались студентами Гарварда до тех пор, пока сайт не стал собирать более 100 000 активных пользователей в месяц. У нас был когнитивный диссонанс на протяжении очень долгого промежутка времени, когда мы были студентами и у нас был этот маленький проект. Но, в конце концов, мы ушли, так как не могли вынести саму мысль о том, чтобы не воплотить этот проект в полной мере. В какой-то момент мы с Джастином были вынужденными предпринимателями, но мы думали, что проблема, над которой мы работаем, очень важна. И что другие люди, работающие над ней, собирались разрабатывать поэтапные решения, поэтому на кону был очень ценный проект. Мы не могли перестать работать над ним.
В итоге мы решили уйти из Facebook и заниматься проектом в полной мере. Поэтому, когда я встречаю бизнесменов, которые нацелены на успех, это обычна та причина, которую я слышу от них. Они создают компанию, потому что у них ощущение, что это единственное чем они теперь могут заниматься. На этом все, коротко и ясно, у нас есть теперь время для вопросов. Я не знаю, когда заканчивается мое время выступления.
— Несколько минут
— Несколько минут, отлично. Если у вас есть вопросы, поднимайте руки и повторите вопрос в микрофон. Кто-то всегда должен начать, своего рода наблюдение.
— У меня есть вопрос.
— Как вы решаете, что лучше посоветовать людям — создать свою компанию или придерживаться уже созданной? Это легко на примере с фотографиями, но в реальном мире в основном все не так безоблачно. Так в каких рамках вы мыслите?
— Есть две вещи. Одна это своего рода особенность, которая не является отличительным признаком компании вроде той, о которой говорили Марк и Тристан. Я не знаю, как озвучить это более конкретно, но я вроде как думаю о самой идее. Я воспринимаю ее как отдельный продукт и решаю, подписался бы кто-то на нечто подобное, может ли эта идея иметь свою модель монетизации? Будут ли люди инвестировать деньги в то, чтобы узнать эту новую систему или она больше воспринимается как дополнение к уже существующей модели? И нечто столь же близкое к этому, о чем стоит думать это конкурентная среда. Если вам нужно представить абсолютно новое приложение для обмена фотографиями, то вам нужно соревноваться с существующими приложениями в распространении и сетевых эффектах, что является огромным препятствием на пути. Существуют также другие метафоры и другие продукты. Понятно?
— Да.
— Это часть взгляда на продукт.
— Давай ты, а потом ты.
— Мне любопытно, что вы думаете о проблемах создания компании в былые времена и о проблемах создания компании на сегодняшний день впервые?
— Я своего рода кратко изложил их, когда говорил о воронке. О, простите, вопрос заключался в том, в чем различия в проблемах во время создания компании, например, в 2004 году и создании компании сегодня или во второй раз в 2009 году. Я своего рода изложил их, когда говорил о воронке. Но я определенно думаю, что по сравнению с другими видами бизнесами этот гораздо более конкурентоспособный. Большинство ценных рынков уже имеют интересных игроков. Также высокая конкурентоспособность на рекрутинговых рынках. Очень тяжело получить достаточно большую команду довольно талантливых людей и эти люди будут стоить дороже. Это одна из сфер, в которых подпрыгнули цены, и существует целый ряд других, включая недвижимость, которая очень дорогая на сегодняшний день. Некоторые цены снизились, например, на центры обработки данных, но, в общем, цены выше и соответственно труднее пробиться дальше.
— Я упомянул сравнение между стартапом, будучи основателем и будучи собой. Как положение или возможно первая попытка людей такого рода влияет?
— Еще очень много всего в этом диапазоне. Простите, вопрос в том, какова разница между тем случаем, когда ты своего рода поздний сотрудник в существующей компании и тем случаем, когда ты ранний сотрудник? В этом же заключается вопрос, верно? Я думаю об этом как о диапазоне шкалы риска между создателем компании и ее тысячным сотрудником. Если вы в первой десятке, у вас немного больше информации, вы знаете, кто основал эту компанию, вы знаете лидеров. Вы можете встретить кого-то из инвесторов. Надеемся, что они уже прошли первый виток воронки или виток A, но зачастую у вас еще нет данных о доходе или монетизации. И возможно продукт еще не оценен. Это своего рода продолжительный диапазон и чем раньше ты пришел, тем ниже будет твоя зарплата, тем ниже будет вероятность получить положительную отдачу. Но у вас также есть возможность получить очень большой результат, потому что у вас, может, есть 50 основных дел или 100 основных дел, если вы один из первых сотрудников. Понятно?
— Является ли вероятность успеха между сотрудником и одним из основателей приблизительно одинаковой?
— Это снова на диапазоне, верно? Вопрос был о том, является ли вероятность успеха приблизительно одинаковой? Для второго сотрудника, да, для десятого сотрудника нет, у них гораздо больше информации. Для 20 сотрудника еще больше информации и это будет непрерывный спектр.
— Вопрос здесь.
— Как вы нашли свою основную команду, когда вы основывали Facebook? Это произошло естественным образом или вы выбирали лучшего в каждой области?
— Разумеется, как же мы нашли основную команду? В Facebook довольно естественным образом, многие люди были как люди из нашей сети в Гарварде, которую мы перенесли на запад Пало-Альто. Еще на ранней стадии мы наняли Марка Коллиера и он занялся вербовкой и помог нам попасть в сети Стэнфорда и многие люди, которых мы наняли, только закончили университет на тот момент. И мы сперва были очень сосредоточены на команде продукта. Многое зависело от пути и естественных рабочих сетей. Сейчас все немного по-другому, в маленькой компании вы не можете работать с подрядчиком, нанимателями и даже с некоторыми сервисами, которые помогают связаться с людьми. И я думаю это очень хорошо. Следующий вопрос.
— Я раздумывал об измерении энтузиазма. Что вы думаете о стадиях от интереса до патологической одержимости?
— Вопрос заключается вот в чем: когда я говорил о страсти, говорил ли я только о заинтересованности предметом или о патологической одержимости? Это снова диапазон, но уже по отношению к патологической одержимости. Например, когда я говорю «ты не можешь это сделать», бывает ты оглядываешься назад спустя 20 лет и ты такой «я, в самом деле, должен был ухватиться за эту идею, это было очень важно для меня». Что насчет интереса, меня много чего интересует в мире, но не все из этого обязательно важно и не все будут привлекать мое внимание на протяжении 10 или 20 лет.
— Что там по времени?
— Еще один вопрос.
— Я строю не продукт или идею, всегда ли я должен иметь сооснователя и если да, то как я должен его искать?
— Вопрос заключается в том, всегда ли у тебя должен быть сооснователь и если да, то как его искать? Это довольно сложный вопрос. Я был убежден, что сооснователи невероятно важны. Снова, потому что это очень сложно и у тебя есть приятель, на которого ты можешь положиться и он с тобой в одной лодке. Но если у вас нет определенного человека, с которым вы хотите работать, я не могу дать хороший совет касательно того, что тогда делать в обоих случаях. Мы создаем компанию вместе, мы обсуждаем ее вместе все время. Вся эта тема с так называемыми «свиданиями» с основателями для меня лишена смысла. Я думаю, создание компании это более важные взаимоотношения, чем женитьба или нечто подобное, потому что финансовые вопросы встают между вами гораздо чаще. И расставания это очень плохо. Я настоятельно рекомендую работать с кем-то, кого вы уже давно знаете и обсуждать как можно больше деталей, чтобы быть уверенным, что вы понимаете друг друга, потому что впоследствии эти разговоры станут гораздо тяжелее. Хорошо, заканчиваем?
— Спасибо, Дастин. Это было великолепно.
Продолжение следует
Кто готов помочь с переводом следующих лекций или улучшением существующего перевода — пишите в личку.
Автор: Алексей